Введение
Глава 1. Диктант как форма работы обучающихся
1.1 Понятие о диктанте. Разные подходы в определении диктанта. Дидактический материал для диктанта
1.2 Обзор УМК в аспекте привлечения диктантов как формы работы обучающихся по русскому языку
1.3 Типологическая характеристика диктантов. Обусловленность выбора типа диктанта целями и задачами обучения, а также возрастными психолого-педагогическими особенностями
1.4 Диктант как форма работы обучающихся в свете решения задач ФГОС ООО
1.5 Методические ресурс диктантов разных типов во взаимосвязи с их функциональными характеристиками
Глава 2. Методический ресурс контрольного диктанта в свете ФГОС ООО
2.1 Методика проведения контрольного диктанта его место в контроле знаний по ФГОС ООО
2.2 Общая характеристика контрольного диктанта
2.3 Анализ эффективности использования контрольного диктанта
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность
В современной школе обучения правописанию, как известно, основывается на орфографических и пунктуационных правилах. Правило изучается, повторяется, демонстрируется при письме, например, дети обозначают условия выбора орфограммы, составляют графические схемы для объяснения пунктограмм и т. д. Однако при этом более чем знакомой является такая ситуация, когда школьник без запинки декламирует правило и тут же делает ошибку - именно на него. Ученик знает правило, но не узнает ситуации его применения. И от того, как ребенок владеет умением применять изученные орфограммы, самостоятельно добывать знания о языке, зависит его языковая компетенция. Отследить это умение помогает систематический контроль знаний и умений школьников.
Диктанты - это очень эффективный инструмент обучения и контроля знаний учащихся. Но, как правило, большинство детей не любит их писать, боятся ошибиться или просто это занятие кажется учащимся скучным и незанятным. Всё это происходит потому, что в школьной практике слишком мало внимания уделяется творческой направленности к уроку контроля знаний. Поэтому необходимо внедрение новых видов диктантов, включающих в себя разнообразные виды деятельности, в том числе игровые, которые способны превратить диктант в одну из самых любимых учащимися форм работы на уроке.
Следует отметить, что применение нестандартного подхода к контрольным урокам чаще всего требует большего количества времени в условиях достаточно большого объёма изучаемого материала современной школьной программы. По этой причине многим учителям достаточно сложно внедрить новые виды диктантов в рамки урока, сделать использование этих видов систематическим.
Цель исследования заключается в изучении методической ценности диктанта, как способа развития грамотной письменной речи.
Задачи:
- изучить понятие о диктанте. Разные подходы в определении диктанта. Дидактический материал для диктанта;
- обзор УМК в аспекте привлечения диктантов как формы работы обучающихся по русскому языку;
- исследовать типологическую характеристику диктантов. Обусловленность выбора типа диктанта целями и задачами обучения, а также возрастными психолого-педагогическими особенностями;
- исследовать диктант как форму работы обучающихся в свете решения задач ФГОС ООО;
- изучить методический ресурс диктантов разных типов во взаимосвязи с их функциональными характеристиками;
- изучить методику проведения контрольного диктанта его место в контроле знаний по ФГОС ООО;
- дать общую характеристику контрольного диктанта;
- провести анализ эффективности использования контрольного диктант.
Объектом исследования является связная письменная речь учащихся.
Предмет исследования процесс формирования орфографических умений и навыков при использовании новых видов диктантов.
Единицы анализа – выступает текст диктанта.
Материалом для данного исследования явились ФГОС и УМК Ладыженской Т.А. и Коровиной В.Я.
Методы – анализ, сравнение, эксперимент, сопоставление, изучение научной литературы.
Теоретическая и практическая значимость заключается в изучении вопроса современного использования техники диктантов на уроках русского языка и литературы а также возможностям ее актуализации и модернизации в условиях развития цифрового образования.
Структура работы – работа состоит из введения двух основных разделов, заключения и списка использованной литературы
Глава 1. Диктант как форма работы обучающихся в школе
1.1 Понятие о диктанте. Разные подходы в определении диктанта. Дидактический материал для диктанта
Для формирования навыка графического обозначения орфограмм помогают различные виды работ: орфографический, словарный, выборочный, объяснительный, распределительный диктанты, использование перфокарт, сигнальных карточек, дидактических игр.
Диктант - одно из наиболее употребительных письменных упражнений, по которым выявляется грамматико-орфографическая и пунктуационная грамотность учащихся.
Роль диктанта при обучении русскому языку значительна. Так, Л.П. Федоренко в работе «Принципы обучения русскому языку» отмечает, что в классе, выполнявшем большинство работ под диктовку, грамотность оказалась почти в трое выше, чем в контрольном, где преобладали самостоятельные упражнения по учебнику. Таким образом, можно предположить, что диктант эффективнее списывания и что он соответствует закономерностям усвоения письменной речи. Эффективность диктанта, по мнению Л.П. Федоренко, достигается тем, ученик молча произносит звук, учителя соотносить звуки и буквы и чувствовать звук как фонему.
Текст без пропущенных букв ученик пишет, не задумываясь над правописанием, и учитель не может руководить созданием навыка. Списывая упражнение с пропуском орфограммы, школьник думает над орфографией, но пропущенные буквы (морфемы) являются сигналом о применении правила. При письме на слух таких сигналов нет, поэтому работа требует усиленного внимания, которое определяет скорость и точность образования навыков. Это и дает основание рекомендовать диктант как один из основных видов работы при обучении правописанию.
Письмо в зависимости от вида диктанта может сопровождаться различными дополнительными грамматическими, орфографическими, пунктуационными заданиями.
В современной методике проведения письменных работ по русскому языку диктанты принято разделять на две группы ‒ контрольные и обучающие[1].
Контрольные диктанты проводятся после изучения темы или раздела в конце учебной четверти или полугодия. Для контрольных диктантов берутся связные тексты, понятные и доступные по содержанию, с минимумом незнакомых слов. В тексте контрольных диктантов предусматриваются необходимые орфограммы, пунктограммы, а также грамматические нормы русского языка (системы склонения или спряжения, связь слов в предложении и т.д.)
Контрольный диктант проводится как полностью самостоятельная работа: учащиеся должны хорошо понять содержание текста, правильно записать каждое слово и его грамматическую форму, каждое предложение, понимая его строение и структуру, определяя начало и конец.
В казахской школе при написании контрольного диктанта не следует давать к нему дополнительные задания, чтобы учащиеся могли сосредоточиться только на правильном воспроизведении текста.
Время проведения контрольного диктанта рассчитано на 35-40 мин. урока, 5-10 мин. следует оставить ученикам на проверку работы.
Обучающие диктанты проводятся в течение всего учебного года и, проводимые в системе, они способствуют постепенному приобретению навыков правильного письма. Закреплению грамматических, орфографических, пунктуационных норм. Обучающие диктанты подготавливают учеников к написанию контрольных диктантов.
В методике проведения письменных работ установились следующие виды обучающих диктантов: предупредительный, объяснительный, зрительный, выборочный, графический. Словарный, творческий, свободный.
Предупредительный ‒ один из видов слухового диктанта. Перед его записыванием предупреждаются возможные ошибки в отдельных словах и предложениях, для чего предварительно объясняются правила их написания. Слова с трудными орфограммами после объяснения правописания можно написать на доске. Во время диктанта учащиеся списывают их, выполняя еще один вид письменной работы ‒ неосложненное списывание.
Объяснительный – вид слухового диктанта. Он проводится после изучения определенной грамматической темы. Слова, предложения, текст записываются под диктовку, после чего следует дать объяснение трудных орфограмм и пунктограмм [2].
Можно соединить два вида диктантов: сначала провести работу по предупреждению ошибок (предупредительный диктант), затем ‒ работу по объяснению правописанию трудных слов и предложений (объяснительный диктант).
Зрительный ‒ один из видов орфографических упражнений, развивает зрительную память, внимание, орфографическую зоркость учащихся. Текст записывается на доске, ученики его читают, анализируют трудные слова и предложения. Затем текст убирается, ученики пишут его под диктовку учителя.
Вариантом зрительного диктанта является самодиктант. Ученики читают текст по книге.