Курсовая работа|Педагогика

Работа с диктантом на уроках русского языка

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2023 | Страниц: 59

Введение   

Глава 1. Диктант как форма работы обучающихся    

1.1 Понятие о диктанте. Разные подходы в определении диктанта. Дидактический материал для диктанта

1.2 Обзор УМК в аспекте привлечения диктантов как формы работы обучающихся по русскому языку  

1.3 Типологическая характеристика диктантов. Обусловленность выбора типа диктанта целями и задачами обучения, а также возрастными психолого-педагогическими особенностями   

1.4 Диктант как форма работы обучающихся в свете решения задач ФГОС ООО   

1.5 Методические ресурс диктантов разных типов во взаимосвязи с их функциональными характеристиками    

Глава 2. Методический ресурс контрольного диктанта в свете ФГОС ООО   

2.1 Методика проведения контрольного диктанта его место в контроле знаний по  ФГОС ООО        

2.2 Общая характеристика контрольного диктанта   

2.3 Анализ эффективности использования контрольного диктанта      

Заключение        

Список использованной литературы

Актуальность

В современной школе обучения правописанию, как известно, основывается на орфографических и пунктуационных правилах. Правило изучается, повторяется, демонстрируется при письме, например, дети обозначают условия выбора орфограммы, составляют графические схемы для объяснения пунктограмм и т. д. Однако при этом более чем знакомой является такая ситуация, когда школьник без запинки декламирует правило и тут же делает ошибку - именно на него. Ученик знает правило, но не узнает ситуации его применения. И от того, как ребенок владеет умением применять изученные орфограммы, самостоятельно добывать знания о языке, зависит его языковая компетенция. Отследить это умение помогает систематический контроль знаний и умений школьников.

Диктанты - это очень эффективный инструмент обучения и контроля знаний учащихся. Но, как правило, большинство детей не любит их писать, боятся ошибиться или просто это занятие кажется учащимся скучным и незанятным. Всё это происходит потому, что в школьной практике слишком  мало внимания уделяется творческой направленности к уроку контроля знаний. Поэтому необходимо внедрение новых видов диктантов, включающих в себя разнообразные виды деятельности, в том числе игровые, которые способны превратить диктант в одну из самых любимых учащимися форм работы на уроке.

Следует отметить, что применение нестандартного подхода к контрольным урокам чаще всего требует большего количества времени в условиях достаточно большого объёма изучаемого материала современной школьной программы. По этой причине многим учителям достаточно сложно внедрить новые виды диктантов в рамки урока, сделать использование этих видов систематическим.

Цель исследования заключается в изучении методической ценности диктанта, как способа развития грамотной письменной речи.

Задачи:

  1. изучить понятие о диктанте. Разные подходы в определении диктанта. Дидактический материал для диктанта;
  2. обзор УМК в аспекте привлечения диктантов как формы работы обучающихся по русскому языку;
  3. исследовать типологическую характеристику диктантов. Обусловленность выбора типа диктанта целями и задачами обучения, а также возрастными психолого-педагогическими особенностями;
  4. исследовать диктант как форму работы обучающихся в свете решения задач ФГОС ООО;
  5. изучить методический ресурс диктантов разных типов во взаимосвязи с их функциональными характеристиками;
  6. изучить методику проведения контрольного диктанта его место в контроле знаний по ФГОС ООО;
  7. дать общую характеристику контрольного диктанта;
  8. провести анализ эффективности использования контрольного диктант.

Объектом исследования является связная письменная речь учащихся.

Предмет  исследования процесс формирования орфографических умений и навыков при использовании новых видов диктантов.

Единицы анализа – выступает текст диктанта.

Материалом для данного исследования явились ФГОС и УМК Ладыженской Т.А. и Коровиной В.Я.

Методы – анализ, сравнение, эксперимент, сопоставление, изучение научной литературы.

Теоретическая и практическая значимость заключается в изучении вопроса  современного использования техники диктантов на уроках русского языка и литературы а также возможностям ее актуализации и модернизации в условиях развития цифрового образования.

Структура работы – работа состоит из введения двух основных разделов, заключения и списка использованной литературы

 

Глава 1. Диктант как форма работы обучающихся в школе

 1.1 Понятие о диктанте. Разные подходы в определении диктанта. Дидактический материал для диктанта

Для формирования навыка графического обозначения орфограмм помогают различные виды работ: орфографический, словарный, выборочный, объяснительный, распределительный диктанты, использование перфокарт, сигнальных карточек, дидактических игр.

Диктант - одно из наиболее употребительных письменных упражнений, по которым выявляется грамматико-орфографическая и пунктуационная грамотность учащихся.

Роль диктанта при обучении русскому языку значительна. Так, Л.П. Федоренко в работе «Принципы обучения русскому языку» отмечает, что в классе, выполнявшем большинство работ под диктовку, грамотность оказалась почти в трое выше, чем в контрольном, где преобладали самостоятельные упражнения по учебнику. Таким образом, можно предположить, что диктант эффективнее списывания и что он соответствует закономерностям усвоения письменной речи. Эффективность диктанта, по мнению Л.П. Федоренко, достигается тем, ученик молча произносит звук, учителя соотносить звуки и буквы и чувствовать звук как фонему.

Текст без пропущенных букв ученик пишет, не задумываясь над правописанием, и учитель не может руководить созданием навыка. Списывая упражнение с пропуском орфограммы, школьник думает над орфографией, но пропущенные буквы (морфемы) являются сигналом о применении правила. При письме на слух таких сигналов нет, поэтому работа требует усиленного внимания, которое определяет скорость и точность образования навыков. Это и дает основание рекомендовать диктант как один из основных видов работы при обучении правописанию.

Письмо в зависимости от вида диктанта может сопровождаться различными дополнительными грамматическими, орфографическими, пунктуационными заданиями.

В современной методике проведения письменных работ по русскому языку диктанты принято разделять на две группы ‒ контрольные и обучающие[1].

Контрольные диктанты проводятся после изучения темы или раздела в конце учебной четверти или полугодия. Для контрольных диктантов берутся связные тексты, понятные и доступные по содержанию, с минимумом незнакомых слов. В тексте контрольных диктантов предусматриваются необходимые орфограммы, пунктограммы, а также грамматические нормы русского языка (системы склонения или спряжения, связь слов в предложении и т.д.)

Контрольный диктант проводится как полностью самостоятельная работа: учащиеся должны хорошо понять содержание текста, правильно записать каждое слово и его грамматическую форму, каждое предложение, понимая его строение и структуру, определяя начало и конец.

В казахской школе при написании контрольного диктанта не следует давать к нему дополнительные задания, чтобы учащиеся могли сосредоточиться только на правильном воспроизведении текста.

Время проведения контрольного диктанта рассчитано на 35-40 мин. урока, 5-10 мин. следует оставить ученикам на проверку работы.

Обучающие диктанты проводятся в течение всего учебного года и, проводимые в системе, они способствуют постепенному приобретению навыков правильного письма. Закреплению грамматических, орфографических, пунктуационных норм. Обучающие диктанты подготавливают учеников к написанию контрольных диктантов.

В методике проведения письменных работ установились следующие виды обучающих диктантов: предупредительный, объяснительный, зрительный, выборочный, графический. Словарный, творческий, свободный.

Предупредительный ‒ один из видов слухового диктанта. Перед его записыванием предупреждаются возможные ошибки в отдельных словах и предложениях, для чего предварительно объясняются правила их написания. Слова с трудными орфограммами после объяснения правописания можно написать на доске. Во время диктанта учащиеся списывают их, выполняя еще один вид письменной работы ‒ неосложненное списывание.

Объяснительный – вид слухового диктанта. Он проводится после изучения определенной грамматической темы. Слова, предложения, текст записываются под диктовку, после чего следует дать объяснение трудных орфограмм и пунктограмм [2].

Можно соединить два вида диктантов: сначала провести работу по предупреждению ошибок (предупредительный диктант), затем ‒ работу по объяснению правописанию трудных слов и предложений (объяснительный диктант).

Зрительный ‒ один из видов орфографических упражнений, развивает зрительную память, внимание, орфографическую зоркость учащихся. Текст записывается на доске, ученики его читают, анализируют трудные слова и предложения. Затем текст убирается, ученики пишут его под диктовку учителя.

Вариантом зрительного диктанта является самодиктант. Ученики читают текст по книге.

  1. Антонова, Е.С., Боброва, С. В. Методика преподавания русского языка (начальные классы) : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.С. Антонова, С. В. Боброва. - 3-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 464 с.
  2. Блинов, Г.И. Методика упражнений при обучении орфографии и пунктуации / Г. И. Блинов. - М.: Просвещение, 1987. - 232 с.
  3. Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения орфографии / Д. Н. Богоявленский. - М.: Академия педагогических наук РСФСР,НИИ психологии - 307 с.
  4. Букатов Вячеслав, «Русский язык» Издательский дом "Пеᴘвое сентябᴘя" 2005
  5. Булыгина Л. Н. Критериально-уровневый подход к оцениванию сформированности коммуникативных компетенций учащихся в образовательном процессе основной школы.//Инновационные проекты и программы в образовании. Тюмень-2017-№1.-С.24-31.
  6. Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В., Комиссаᴘова Л.Ю., Текучева И.В.. Русский язык. Учебник для 5-го класса основной школы. В 2 кн. / под науч. ᴘед. акад. РАО А.А. Леонтьева. - Изд. 3-е, испᴘав. - М.: Баласс- 2018. Ч1 — 256c., Ч2 — 240c., Ч3 — 192c., Ч4 — 208c.
  7. Вакулина Н. Е. Диктант как пᴘиём обучения оᴘфогᴘафии, пунктуации, ᴘазвития ᴘечи учащихся: учеб.-метод. Пособие - 3-е изд., пеᴘеᴘаб. И доп. - М.: ФЛИНТА, 2012. 113 с.
  8. Власенков, А. И. Обучение русской орфографии в школе с белорусским языком преподавания / А. И. Власенкова. - Мн.: Нар. асвета, 2019.- 224 с.
  9. Воителева Т.М. Теоᴘия и методикаобучения ᴘусскому языку /– М.: Дᴘофа, 2006. – 320 с.
  10. Гужова, И. В. Формирование орфографической зоркости у младших школьников / И. В. Гужова // Народная асвета. - 2018. - № 10. - С. 30-33
  11. Жуйков, С.Ф. Формирование орфографических действий у школьников / С. Ф. Жуйков. - М.: Просвещение, 2019 - 355 с.
  12. Зацепина, Л. А. Приемы закрепления орфографических навыков в начальной школе / Л. А. Зацепина. - М., 2018. - 48 с.
  13. Зацепина, Л. А., Адамович, Е. А. Виды упражнений для закрепления орфографических навыков в начальной школе / Л. А. Зацепина, Е. А. Адамович. - М., 2015. - 48 с.
  14. Канакина В. П., Щёголева Г. С. Русский язык. Сбоᴘник диктантов и самостоятельных ᴘабот. 1 - 4 классы: пособие для учителей общеобᴘазоват. оᴘганизаций. - 3-е изд. - М.: Пᴘосвещение, 2013.
  15. Ладыженская, Т. А. Диктант с продолжением / Т. А. Ладыженская // Русский язык в школе. – М: Просвещение, 2017. - № 5. - С 41-43.
  16. ЛадыженскаяТ. А., Баᴘанов М. Т.  , Тᴘостенцова Л. А и дᴘ.;Учебник Русский язык 5 класс 2Ч. ᴘед. Н. М. Шанский  – М.: Пᴘосвещение, 2012, 176 с.
  17. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. - 3-е изд. - М.: Академия, 2012. - 464 с.
  18. Львов, М. Р. Правописание в начальных классах / М. Р. Львов. - М.: РОСТ, СКРИН, 2018. - 361 с.
  19. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка / М. Р. Львов. - М.: РОСТ, СКРИН, 2017. - 256 с.
  20. Пᴘактическая психология обᴘазования; Учебное пособие 4-е изд. / Под ᴘедакцией И. В. Дубᴘовиной - СПб.: Питеᴘ, 2004, 592 с.
  21. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссаᴘова, И.В. Текучева. Русский язык. Учебник для 5-го класса основной школы. В 2 кн. / под науч. ᴘед. акад. РАО А.А. Леонтьева. - Изд. 3-е, испᴘав. - М.: Баласс- 2018.
  22. Разумовская М.М., С.И. Львова, В.И. Капинос "Учебник по ᴘусскому языку 5 класс"; Дᴘофа, 2012 г.
  23. Разумовская, М. М. Методика обучения орфографии в школе / М. Р. Разумовская. - М., 2016. - 242 с.
  24. Рождественский, Н. С. Обучение орфографии в начальной школе / Н. С. Рождественский. - Мн., 2020.- 350 с.
  25. Тихонов, А. А. Орфография... Это очень трудно? / А. А. Тихонов // Русский язык в школе. - 2017. - № 6. - С. 14-21
  26. Формирование лингвистической компетенции при обучении русскому языку : [монография] / Л. В. Черепанова ; отв. ред. Е. А. Быстрова ; М-во образования и науки Российской Федерации, Забайкальский гос. гуманитарно-пед. ун-т им. Н. Г. Чернышевского , Российская акад. образования, Сибирское отд-ние. - Новосибирск : Наука, 2006, 322 с.
  27. Юрина, Т. А. Формирование и развитие орфографических навыков в школе среднего звена: диссертация ... кандидата педагогических наук / Т. А. Юрина. - М., 2017. - 251 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское