Курсовая работа|Педагогика

Неуспеваемость младших школьников

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2012 | Страниц: 55

Введение

Глава i. Проблема неуспеваемости детей младшего школьного возраста в психолого-педагогических исследованиях

  • Исследование проблем неуспеваемости младших школьников в зарубежной и отечественной психологии
  • Психологическая характеристика неуспевающих детей младшего школьного возраста
  • Особенности проявления неуспеваемости у детей младшего школьного возраста

Выводы по главе i

Глава ii. Изучение психологических особенностей неуспевающих детей младшего школьного возраста

2.1 содержание и методы исследования

2.2 анализ и интерпретация результатов исследования

2.3. Рекомендации по коррекции и пути преодоления неуспеваемости младших школьников

Выводы по главе ii

Заключение

Литература

Приложения

Все более актуальной становится задача охраны здоровья обучающихся, выявление трудностей в обучении и причин неуспеваемости младших школьников.

Почему ребенок плохо учится? Этот вопрос волнует семью и школу. В этой работе мы рассмотрим и проанализируем основные психологические причины школьной неуспеваемости психически здоровых детей. Речь пойдет о стойкой неуспеваемости, а не о тех отдельных случаях, когда в силу каких либо причин (болезнь, домашние обстоятельства и др.) школьник не  усвоил какой-то раздел учебной дисциплины и получил неудовлетворительную оценку. К неуспевающим мы будем относить также и «троечников», некачественно, поверхностно и с пробелами усваивающих школьную программу.

Итак, в чем причины, порождающие неуспеваемость ученика? Почему неуспевающие дети это «вечная» проблема школы? Педагоги-ученые видят основную причину неуспеваемости прежде всего в несовершенстве методов преподавания. С этим нельзя не согласиться. Опыт работы педагогов-новаторов В.Н.Шаталова, С.Н.Лысенковой[54] и других подтверждает верность такой точки зрения. Между тем многие учителя склонны объяснять слабую успеваемость недостатком волевых и некоторых нравственных качеств детей, отсутствием усердия и прилежания. Отсюда частот принимаемые по отношению к отстающим школьникам такие репрессивные меры, как «проработки», вызов родителей.

Проблема трудностей обучения в начальной школе, одна из самых сложных, недостаточно изученных специалистами. Дело в том, что трудности адаптации и трудности обучения в школе могут иметь одинаковые внешние проявления, отражающиеся в поведении ребенка, его успеваемости, отношениях в коллективе и т.п., но их причины, физические и психологические механизмы, их этнология могут быть совершенно различными. Поэтому и помощь ребенку в каждом отдельном случае должна быть направлена не на изменение поведения как такового, а на устранение нежелательных причин. К сожалению, даже в специальной отечественной литературе содержатся лишь отрывочные сведения о том, что это помощь и как ее проводить при различных видах трудностей обучения в школе. Многолетние работы зарубежных исследователей и опыт передовых учителей доказали, что вовремя проводимые мероприятия по коррекции различных трудностей обучения дают положительные результаты. Важно, чтобы эта помощь была систематической, целенаправленной, чтобы учитель и родители работали согласованно, чтобы в каждом конкретном случае знали, что эффективнее, правильнее, доступнее.

Причины трудностей в учебной деятельности учащихся в массовой общеобразовательной школе рассматривали многие педагоги и психологи:  Н.А. Менчинская[39] , Т.А. Власова[13] , М.С. Певзнер[13] , А.Н. Леонтьев [34,35], А.Р. Лурия [34], Л.С. Славина[46] , Ю.К. Бабанский[4,5,14,42]. В качестве таковых назывались: неподготовленность к школьному обучению, в крайней своей форме выступающая как социальная и педагогическая запущенность; соматическая ослабленность ребенка в результате длительных заболеваний в дошкольный период; дефекты речи, не исправленные в дошкольном возрасте, недостатки зрения и слуха; умственная отсталость (поскольку значительная часть умственно отсталых детей попадает в I класс массовой школы и лишь после годичного безуспешного обучения там направляется через медико-педагогические комиссии в специальные вспомогательные школы); негативные взаимоотношения с одноклассниками и учителем.

Помочь конкретному ребенку невозможно без понимания определенных трудностей, которые у него возникают. А это требует от педагога умения распознать типичные трудности, вызванные неуспеваемостью, и оказать конкретную помощь.

Почти все трудности, возникающие у детей, учитель  связывает главным образам с успеваемостью. При этом оценка ребенка укладывается, как правило, в типичную схему: отличник – значит хороший ученик, получает двойки – значит плохой. Соответствуют этой схеме и применяемые меры. В лучшем случае в школу вызываются родители, которым раздражительный педагог предъявляет претензии, что они плохо смотрят за сыном (дочерью), плохо его воспитывают, мало с ним занимаются. В худшем, вернее, совершенно не допустимом случае учитель при всем классе, не стесняясь и не задумываясь о последствиях, в повышенном тоне оскорбляет и унижает ребенка. Большинство даже самых опытных педагогов связывают неуспеваемость ученика с его ленью, нерадивостью, невоспитанностью. Вспомним цифру - 80% учителей считают, что успешность обучения определяется трудолюбием, прилежанием, отношением к порученному делу. Значительно реже учитель задумывается об истинных причинах неуспеваемости и, естественно, о необходимости соответствующих мер по ее устранению. К сожалению, и литературы по этой теме не уж много. А ведь неуспевающие ученики есть, наверняка, в каждом классе. Особенно большой проблемой это является для начинающих учителей. Поэтому нашей целью является проанализировать причины неуспеваемости младших школьников и дать практические советы для борьбы с этой острейшей проблемой школы.

Объектом исследования являются дети младшего школьного возраста.

Предметом исследования являются психологические особенности неуспеваемости младших школьников.

Общая гипотеза – мы предполагаем, что причины неуспеваемости и психологической неготовность ребенка к школе взаимосвязаны. Психолог может оказать помощь в преодолении трудностей, возникающих у младших школьников в учебной деятельности, зная конкретные психологические причины этих трудностей и строя развивающую работу на этой основе.

Цель работы: изучить психологические особенности неуспевающих детей младшего школьного возраста.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

  1. дать психологическую характеристику неуспевающих детей младшего школьного возраста;
  2. раскрыть особенности проявления неуспеваемости младших школьников;
  3. исследовать проблему неуспеваемости младших школьников в зарубежной и отечественной литературе;
  4. разработать рекомендации по коррекции неуспеваемости в младшем школьном возрасте.

Методы исследования:

  • Теоретические (изучение психолого-педагогической, методической и коррекционно-педагогической литературы по проблеме исследования);
  • Эмпирические (изучение педагогического опыта, метод обобщения и сравнения результатов; метод наблюдения и эксперимент).

Методологическими основами работы послужили теории и концепции следующих зарубежных и отечественных авторов: Амонашвили М.А.[1], Гильбух Ю.З. [19,20], Костроминой С.Н. [2,32], Ануфриева А.Д. [2,32], Щукиной Г.И. [55,56] и др.

Теоретическими основами  - работы следующих известных педагогов и психологов: Выготского Л.С[16,17], Дубровиной И.В[23], Калмыковой З.И[27,28], Коломенского Я.Л[30], Славиной С.С[46]. Эльконина Д.Б[57] и др.

Теоретическая значимость: систематизирован материал по исследованию проблем неуспеваемости младших школьников, изучено содержание, формы, средства и методы работы по коррекции неуспеваемости младших школьников.

Практическая значимость работы в возможности её использования педагогами-психологами, классными руководителями, студентами педагогических ВУЗов как методического пособия.

Опытно-экспериментальная база исследования: МОУ СОШ №2, 2 «А» класс, г. Арзамаса.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.

Этапы исследования:

Во введении обоснована актуальность проблемы, ее практическая и теоретическая значимость, сформулированы объект, предмет, цель и задачи, гипотеза исследования, методологические и теоретические основы работы.

В первой главе определена проблема неуспеваемости детей младшего школьного возраста в психолого-педагогических исследованиях.

Во второй главе опытно-экспериментальная работа по изучению психологических особенностей неуспевающих детей младшего школьного возраста.

В заключении сделаны выводы по работе, доказано, что цель достигнута, гипотеза исследования подтверждена.

Список литературы содержит 58 наименований.

 

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА НЕУСПЕВАЕМОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ.

1.1.   ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Отставание — это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит вре­менной рампой для определения успеваемости. Слово «отстава­ние» обозначает и процесс накапливания невыполнении требо­ваний, и каждый отдельный случай такого невыполнения, т. е. один из моментов этого процесса.

Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. В неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные отставания она итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют в конечном счете неуспеваемость. Задача состоит в том, чтобы не допустить переплетения отдельных отставании устранить их. Это и есть предупреждение неуспеваемости.

Обобщая имеющиеся в литературе  и опыте данные, можно дать следующее предварительное определение этих понятий. Под  неуспеваемостью понимается  несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо  значительного отрезка процесса обучения - цепочки уроков, посвященных изучению  одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года.

При рассмотрении понятия неблагополучия очень часто упоминаются термины "недостаток", "отклонение", "трудности". Некоторые авторы рассматривают их как синонимы.

По мнению Ю.З.Гильбуха [19] данные понятия носят различный смысл. Под недостатками он понимает отсутствие чего-либо полезного, нужного.

Под отклонениями - отсутствие желательного и наличие вредных качеств. Ю.З.Гильбух предлагает следующие типы отклонений:

1) общее отставание в учении;

2) специфическое отставание по языку;

3) специфическое отставание по математике;

4) отклонения от индивидуального оптимума учебной деятельности.

Неуспеваемость, по его мнению, можно подразделить на общую и специфическую. Под общей неуспеваемостью он подразумевает стойкое, относительно длительное отставание ученика по обоим основным предметам школьной программы: языку и математике. Специфическое же отставание затрагивает лишь один из этих предметов при удовлетворительной или даже хорошей успеваемости по остальным предметам школьного курса. При общем и специфическом отставании определяется круг причинных факторов, которые являются предметом анализа в процессе определения причин трудностей. Нередко наблюдаются и разного рода отклонения от индивидуального оптимума учебной деятельности. Способности этих детей постоянно не находят полной реализации, их умственное развитие совершенствуется медленнее, чем это могло бы быть в условиях поклассной дифференциации.

Под трудностями учебной деятельности младшего школьника С.Н.Костромина[2] понимает:

- пропуски букв в письменных работах;

- орфографические ошибки, при хорошем знании правил;

- невнимательность и рассеянность;

- трудности при решении математических задач;

- трудности в пересказе текста;

- неусидчивость;

- трудности в усвоении новых знаний;

- постоянная грязь в тетради;

  1. Амонашвили М.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников.- М., 1984.
  2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей.-М.,1999.
  3. Альманах психологических тестов.- М.: "КСП", 1996.
  4. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1989
  5. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения.- Рос-тов-на-Дону, 1972.
  6. Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно учился. М., «Просвещение», 1995.
  7. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе,. Издательство Арктоус., М., 1998.
  8. Безруких М.М., Ефимова С.П., Князева М.Г. Как подготовить ребенка к школе. Серия: Поможем детям учиться 2001.
  9. Безруких М.М, Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика, М: Просвещение, 1991.
  10. Беспалько В.П. Опыт разработки и использования критериев качества усвоения знаний // Советская педагогика.- М.: Просвещение, 1968.
  11. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе.- М.: Изд-во АПН СССР, 1959.
  12. Бударный А.А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества: Автореф. канд..- М., 1965.
  13. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.,1973.
  14. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сб. статей. Под ред. Ю.К. Бабанского. Ростов-на-Дону,1972.
  15. Воронова А.А. Метод анализа конкретных ситуаций в работе школьного психолога // Детский практический психолог. - 1994. – Январь.
  16. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под. ред. В.В.Давыдова.- М.: Педагогика, 1991.
  17. Выготский Л.С. Мышление и речь//Собрание сочинений: в 6 т. – М.: 1982.
  18. Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1964.
  19. Гильбух Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучия. Киев, 1993.
  20. Гильбух Ю.3., В.П. Гапонов Диагностика и коррекция специфического отставания по математике, М.,1995.
  21. Данилова Е. Л. Учимся читать по складам. Для детей 2-3 лет и старше. М., 2003.
  22. Дети с задержкой психического развития. Под ред. Власовой
    Т.А., Певзнер М.С. М: Педагогика,2007.
  23. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. М., «Просвещение», 1991.
  24. Жданова Р.А. Об особенностях развития мотивации учения у младших школьников // Формирование стремлений к знаниям, мотивации учения у школьников.- Ростов-на-Дону, 1975.
  25. Зюбин Л.М. Растить человека. «Лениздат», 1988.
  26. Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Л.Я. Тесты для детей. Дельта, 2006.
  27. Калмыкова З.И., Орлова А.М. Особенности интеллектуальной деятельности учащихся с пониженной обучаемостью // Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н.А.Менчинской.- М.: Педагогика, 2007.
  28. Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.
  29. Колесов Д.В. Эволюция психики и природа наркотизма. М., Медицина, 1991.
  30. Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., «Просвещение», 1989.
  31. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: Нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М., 2006.
  32. Костромина С.Н., Ануфриев А.Д. Методические рекомендации. М., «Просвещение», 1991.
  33. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 2003.
  34. Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Смирнов А.А. О диагностическихметодах психологического исследования школьников // Советская педагогика.- М., 1968
  35. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка.// Хрестоматия по детской психологии (ред. Г.В. Бурменская) М. 1996.
  36. Липкина А.И. Педагогическая оценка и ее влияние на формирование личности неуспевающего школьника // Психологические проблемы неуспевающих школьников / Под ред. Н.А.Менчинской.- М.: Педагогика, 2007.
  37. Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М., 1968г.
  38. Майорова Н.П. Неуспеваемость. М., «Просвещение», 1999.
  39. Менчинская Н.А. Краткий обзор состояния проблемы неуспеваемости школьников – В кн: Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М.,2007.
  40. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2, 2003.
  41. Мурачковский Н.И. Типы неуспеваемости школьников. «Советская педагогика», 1965, №7.
  42. . Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1988.
  43. Полонский В.М. Оценка знаний школьников.- М.: Знание,
  44. Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов / Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. — М., 2001.
  45. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2002.
  46. Славина С.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам, М., 1959.
  47. Талызина Н.Ф Управление процессом усвоения знаний.- М., 1975.
  48. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: книга для учителя, М., «Просвещение», 1988.
  49. Харламов И.Ф Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения" - М.:Просвещение,1962.
  50. Хрипкова А. Готовые домашние задания. Русский язык, математика + дидактика. 5 класс. М., 2001
  51. Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. М.,1977.
  52. Черемошкина Л. В. Психология памяти. Академия Высшее образование., М, 2002.
  53. Шадриков В.Д, Границкая А.С., Инге Унт Технология индивидуализации обучения. М., Логос 2002.
  54. Шаталов В.Ф., Лысенкова С.Н., Ильин Е.Н., Иванов И.П. Педагогический поиск. Изд-во «Педагогика» М., 1998.
  55. Щукина Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 2001.
  56. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Просвещение, 2002.
  57. Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Возрастные особенности усвоения знаний.- М.: Просвещение, 1966.
  58. Эпигенетическая теория Э. Эриксона. Периодизация психосоциального развития, М.,1998.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2015 год 41 стр.
Курсовая Развитие музыкальных способностей у дошкольников
diplomstud
Курсовая работа Педагогика
2014 год 22 стр.
Курсовая Обучение младших школьников невербальному общению
diplomstud
Курсовая работа Педагогика
2015 год 36 стр.
Курсовая Формирование у младших школьников умения сравнивать
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское