Курсовая работа|Педагогика

Развитие креативности у подростков

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2012 | Страниц: 43

Введение.

  1. Подходы к изучению творческого воображения и креативности

1.1. Понятие воображения и его связь с познавательными процессами и личностью.

1.2. Подходы к изучению креативности в норме и патологии

  1. Эмпирическое исследование, направленное на изучение креативности у подростков разного возраста

2.1. Программа исследования.

2.2. Результаты исследования.

2.3. Выводы.

Заключение.

Библиография.

Актуальность темы данного исследования обеспечивается признанием важной роли воображения и креативности в психической деятельности людей. Креативность является одной из универсальных способностей, присущих человеку. Исследование креативности и воображения занимает большое место в современной психологической науке (Л.С.Выготский, О.М.Дьяченко, Е.Е.Кравцова, В.С.Мухина, Р.Г.Натадзе, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн и др.). Креативность связана со всеми познавательными процессами и личностью. Эта связь взаимообусловленная. С одной стороны, креативность зависит от уровня сформированности восприятия, памяти, мышления, речи, с другой, - она способствует развитию указанных процессов, создавая основу для образных действий (П.П.Блонский, А.В.Брушлинский, К.И.Вересотская, Л.С.Выготский, А.Я.Дудецкий, Л.В.Занков, Е.И.Игнатьев, А.И.Липкина, А.А.Люблинская и др.). Креативность формируется в деятельности (игровой, учебной, трудовой и т.д.), а сама деятельность значительно улучшается при повышении уровня развития воображения (О.П.Гаврилушкина, Т.Н.Головина, И.А.Грошенков, В.В.Давыдов, Л.С.Коршунова, Е.Е.Кравцова, А.Н.Леонтьев, В.С.Мухина, Н.Н.Палагина, Н.П.Сакулина, Е.А.Флерина, Д.Б.Эльконин и др.). Креативность выступает как одно из средств коррекции эмоций, воли (Л.С.Выготский, Е.И.Игнатьев, Э.В.Ильенков и др.), оказывает существенное влияние на учебную деятельность и последующую социальную адаптацию выпускников школ.

Проблема исследования заключается в том, чтобы установить, каковы особенности креативности в подростковом возрасте.

Целью нашего исследования стало изучение процесса развития креативности у детей подросткового возраста.

Объект исследования - креативность подростков.

Предмет исследования - процесс развития креативности подростков.

Гипотеза исследования: уровень развития креативности и творческого воображения у подростков более младшего возраста статистически достоверно ниже, чем у старших подростков.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

  1. Установить уровни сформированности креативности испытуемых.
  2. Выявить специфические особенности креативности, дать определение.
  3. Провести исследование, направленное на изучение отличий креативности у подростков разного возраста.
  4. Сделать выводы.

Методологической основой исследования явились важнейшие теоретические положения современной философии, общей и специальной психологии и педагогики. Учитывались положения о диалектической взаимосвязи всех психических функций человека, о ведущей роли обучения в развитии, о необходимости деятельностного подхода в процессе развития.

Методы исследования:

- анализ общей и специальной психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;

- беседа;

- наблюдение;

- анализ графических работ детей;

- экспериментальное изучение креативности, включающее в себя констатирующий эксперимент сопоставительного характера;

- количественный и качественный анализ результатов эксперимента.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в практике работы детских психологов, на уроках изобразительной деятельности, развития речи, чтения и других учебных предметах, а также в процессе индивидуальной и групповой работы с детьми, в семейном воспитании детей.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений, увязанных с текстом работы. Названия глав отражают их содержание.

 

1. Подходы к изучению творческого воображения и креативности

1.1. Понятие воображения и его связь с познавательными процессами и личностью

Воображение – это специфическая человеческая способность, сформированная исторически в процессе преобразования действительности в разных видах трудовой деятельности. В воображении проявляются высшие возможности человеческого познания. Воображение расширяет возможности наших органов чувств, дополняя недостающие элементы, которые непосредственно не воспринимаются. Воображение способствует созданию более совершенных предметов для удовлетворения материальных и духовных потребностей. [8]

Физиологической основой воображения является сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга, в процессе которой происходит образование новых систем временных связей на основе ранее сформированных. Являясь сложным структурным образованием, связанным с эмоциями, предполагают, что физиологические механизмы воображения находятся не только в коре больших полушарий головного мозга, но и в более глубинных его отделах (в гипоталамо-лимбической системе). Благодаря пластичности мозговых тканей, нервного вещества, прежний опыт человека не только сохраняется, воспроизводится, но и творчески перерабатывается. Эту творческую деятельность, основанную на комбинировании элементов прежнего опыта, создании нового, в психологии называют воображением. Безусловно, поражения коры и подкорки приводят как к недоразвитию воображения, так и к нарушению планирования поведения человека.

Следует отметить, что проведенный нами анализ большого количества психолого-педагогической литературы, а также философских работ, посвященных воображению, показывает существование разных точек зрения как на само понятие воображения, его сущность, так и на его связь с другими психическими процессами, на его роль в познавательной и преобразующей деятельности человека. Философы И.Кант, Б.Спиноза, Л.Фейербах считали, что воображение, фантазии играют важную роль. По мнению Б.Спинозы фантазия - это идея реальности, Л.Фейербах за основу воображения принимал чувственное познание. И.Кант писал, что психические функции без воображения не обладают синтетической способностью. Например, восприятия оставались бы разрозненными, если бы воображение не синтезировало их. Он подчеркивает именно функцию создания и структурирования образа мира, рассматривая воображение как всеобщее свойство сознания. [2]

В конце XIX - начале XX веков появляются первые экспериментальные исследования психологов, посвященные воображению. Характеристику воображения можно найти в работах зарубежных психологов П.Дюбуа (1908), Ф.Кейре (1912), Т.Рибо (1901), и др. Они рассматривали воображение как воспроизведение реалистических образов и их комбинирование. В.Вундт (1914) Дж.Селли (1904) считают, что фантазия - это мышление в образах. З.Фрейд (1889) в своих трудах использовал фантазию как одно из средств изучения личности. Представляет интерес исследование воображения с позиций психоанализа Ф.Гриффите, который проводил исследование детей начиная с 5-летнего возраста в процессе игры и по словесным рассказам. По его мнению, игра и фантазия неотделимы друг от друга.

  1. Абраман Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества. М., 1994
  2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. – М., 1980. – Т.1. – 232 с., Т.2. – 288 с.
  3. Беркинблит М.Б., Петровский А.В. Фантазия и реальность. – М., 1968 – 128 с.
  4. Бтажнокова И.М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса детей с недостатками интеллекта.  // Дефектология. – 1995г. - №5 – с.30
  5. Бтажнокова М.М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью.   Дефектология. – 1994г. - №1 – с.11
  6. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – Москва, Просвещение, 1967г.
  7. Волков Н.Н. Восприятие картины. М., 1997.
  8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967 – 93с.
  9. Вяткин Б.А., Хрусталева Т.М. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя // Вопросы психологии. 1994. № 4.
  10. Гольперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». – М., 1965 – 51 с.
  11. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1968 – 240 с.
  12. Давыдов В.В., Эльконин Д.Б., Маркова А.К. основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста. //Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. – М., 1978 – 180-205 с.
  13. Дефектология: Словарь-справочник. Под редакцией Б.П.Пузанова – Москва, Новая школа, 1996г.
  14. Дранков В.Л. Психология художественного творчества. СПб., 1991
  15. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей. //Вопросы психологии. – 1988 – № 6 – 52-59 с.
  16. Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999г. - №6 – с.25.
  17. Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе. // Начальная школа №1 1997
  18. Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками. Книга для учителя. М., 1991.
  19. Казаков В. Г., Кондратьева Л.Л. Психология: Учебник для индустр. - пед. техникумов. – М.: Высш.шк., 1989.
  20. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М., 1999.
  21. Кириллова Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей. //Дошкольное воспитание. – 1971 – № 2 – 41-46 с.
  22. Ковалев А.Г. К вопросу о структуре способности к изобразительной деятельности // Проблемы способностей, М.,1992.
  23. Кожалиева Ч.Б. Особенности содержания образования у младших умственно отсталых учащихся школьного возраста. // Дефектология. – 1995г. - №1 – с.42.
  24. Конькова Е.А., Популярная история живописи. М.,2002
  25. Коррекционно–развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей. Сборник научных трудов. – Москва, МГПИ имени В.И.Ленина. – 1983.
  26. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников. Под редакцией Л.П.Носковой – Москва, Педагогика, 1989.
  27. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. – М., 1979 – 99 с.
  28. Кривицкий К.Е. Школьникам об эстетике. М.
  29. Кудина Г.Н. Как развивать художественное воспитание у школьников. М., 1988 .
  30. Кузин В.С. Психология. Учебник. - М.: АГАР, 1999.
  31. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии – Москва, Просвещение, 1990.
  32. Люблинская А.А. Детская психология. – М., 1971 – 415 с.
  33. Мачихина В.Ф. Организационно – педагогические аспекты обучения и воспитания умственно отсталых детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. // Дефектология. – 1992г. №4 – с.19
  34. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981.
  35. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка к семье.- М.: Редакция журнала «Искусство в школе», 1995 г.
  36. Немов Р. С. Психология. Учеб. Для студентов высших, педагогических, учебных, заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1997.
  37. Общая психология / Под ред. Богословского В. В. – М., Просвещение, 1981.
  38. Общая психология / Под ред. Петровского А. В. – М., просвещение 1986
  39. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1995.
  40. Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под ред. А.И. Дьячкова; Академия пед. наук. – М.: Просвещение, 1985. – 339с.
  41. Петров Г.Д. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. М., 1983
  42. Плахова Н.С. Школа – предприятие: новые подходы к коррекционной работе с умственно отсталыми школьниками. // Дефектология. – 1995г. - №5 – с.39.
  43. Положение о специальных общеобразовательных школах – интернатах (школах, классах) для детей с недостатками в физическом и умственном развитии. // Дефектология. – 1991 - №1 – с.3.
  44. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. / Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999г.
  45. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. Под редакцией Ж.И.Шиф - Москва, Педагогика, 1972г.
  46. Психология и педагогика. Учеб. пособие для вузов. Составитель и ответственный редактор Радугин А. А. Научный редактор Кротков Е. А. Москва, 1997.
  47. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. В.М. Николаенко. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999.
  48. Психология художественного творчества: Хрестоматия / Под ред. К.В. Сельченок. М., 1999.
  49. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников. – М., 1999 – 25-44 с.
  50. Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства, М., 1982.
  51. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В2т. Т1. М. 1989.
  52. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М., МГУ, 1973.
  53. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника – Москва, Просвещение, 1979г.
  54. Рузская А.Г. Некоторые особенности воображения младших школьников. //Психология младшего школьника. – М., 1960 – 128-147 с.
  55. Самарин Ю.А. Воспитание воображения школьника. – Л., 1947 – 80 с.
  56. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учеб. пособие – М.: Издательский центр «Академия», 1999г.
  57. Ткемаладзе А. Вопросы эстетического воспитания. М., 1993
  58. Тупаногов Б.К. Коррекционно – педагогическая работа в системе образования детей с нарушениями умственного и физического развития. // Дефектология – 1994г. - №4 – с.9.
  59. Уроки развития воображения. – М., 2000 – 44-73 с.
  60. Шевченко С.Г. Коррекционно – развивающее обучение: Организационно – педагогические аспекты. – Москва, Гуманитарный издательский центр Владос, 1999г., с.64-70, с.75-87.
  61. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя/ Сост. Лабковская Г.С. М., 1983.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское