Введение.
- Подходы к изучению творческого воображения и креативности
1.1. Понятие воображения и его связь с познавательными процессами и личностью.
1.2. Подходы к изучению креативности в норме и патологии
- Эмпирическое исследование, направленное на изучение креативности у подростков разного возраста
2.1. Программа исследования.
2.2. Результаты исследования.
2.3. Выводы.
Заключение.
Библиография.
Актуальность темы данного исследования обеспечивается признанием важной роли воображения и креативности в психической деятельности людей. Креативность является одной из универсальных способностей, присущих человеку. Исследование креативности и воображения занимает большое место в современной психологической науке (Л.С.Выготский, О.М.Дьяченко, Е.Е.Кравцова, В.С.Мухина, Р.Г.Натадзе, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн и др.). Креативность связана со всеми познавательными процессами и личностью. Эта связь взаимообусловленная. С одной стороны, креативность зависит от уровня сформированности восприятия, памяти, мышления, речи, с другой, - она способствует развитию указанных процессов, создавая основу для образных действий (П.П.Блонский, А.В.Брушлинский, К.И.Вересотская, Л.С.Выготский, А.Я.Дудецкий, Л.В.Занков, Е.И.Игнатьев, А.И.Липкина, А.А.Люблинская и др.). Креативность формируется в деятельности (игровой, учебной, трудовой и т.д.), а сама деятельность значительно улучшается при повышении уровня развития воображения (О.П.Гаврилушкина, Т.Н.Головина, И.А.Грошенков, В.В.Давыдов, Л.С.Коршунова, Е.Е.Кравцова, А.Н.Леонтьев, В.С.Мухина, Н.Н.Палагина, Н.П.Сакулина, Е.А.Флерина, Д.Б.Эльконин и др.). Креативность выступает как одно из средств коррекции эмоций, воли (Л.С.Выготский, Е.И.Игнатьев, Э.В.Ильенков и др.), оказывает существенное влияние на учебную деятельность и последующую социальную адаптацию выпускников школ.
Проблема исследования заключается в том, чтобы установить, каковы особенности креативности в подростковом возрасте.
Целью нашего исследования стало изучение процесса развития креативности у детей подросткового возраста.
Объект исследования - креативность подростков.
Предмет исследования - процесс развития креативности подростков.
Гипотеза исследования: уровень развития креативности и творческого воображения у подростков более младшего возраста статистически достоверно ниже, чем у старших подростков.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
- Установить уровни сформированности креативности испытуемых.
- Выявить специфические особенности креативности, дать определение.
- Провести исследование, направленное на изучение отличий креативности у подростков разного возраста.
- Сделать выводы.
Методологической основой исследования явились важнейшие теоретические положения современной философии, общей и специальной психологии и педагогики. Учитывались положения о диалектической взаимосвязи всех психических функций человека, о ведущей роли обучения в развитии, о необходимости деятельностного подхода в процессе развития.
Методы исследования:
- анализ общей и специальной психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
- беседа;
- наблюдение;
- анализ графических работ детей;
- экспериментальное изучение креативности, включающее в себя констатирующий эксперимент сопоставительного характера;
- количественный и качественный анализ результатов эксперимента.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в практике работы детских психологов, на уроках изобразительной деятельности, развития речи, чтения и других учебных предметах, а также в процессе индивидуальной и групповой работы с детьми, в семейном воспитании детей.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений, увязанных с текстом работы. Названия глав отражают их содержание.
1. Подходы к изучению творческого воображения и креативности
1.1. Понятие воображения и его связь с познавательными процессами и личностью
Воображение – это специфическая человеческая способность, сформированная исторически в процессе преобразования действительности в разных видах трудовой деятельности. В воображении проявляются высшие возможности человеческого познания. Воображение расширяет возможности наших органов чувств, дополняя недостающие элементы, которые непосредственно не воспринимаются. Воображение способствует созданию более совершенных предметов для удовлетворения материальных и духовных потребностей. [8]
Физиологической основой воображения является сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга, в процессе которой происходит образование новых систем временных связей на основе ранее сформированных. Являясь сложным структурным образованием, связанным с эмоциями, предполагают, что физиологические механизмы воображения находятся не только в коре больших полушарий головного мозга, но и в более глубинных его отделах (в гипоталамо-лимбической системе). Благодаря пластичности мозговых тканей, нервного вещества, прежний опыт человека не только сохраняется, воспроизводится, но и творчески перерабатывается. Эту творческую деятельность, основанную на комбинировании элементов прежнего опыта, создании нового, в психологии называют воображением. Безусловно, поражения коры и подкорки приводят как к недоразвитию воображения, так и к нарушению планирования поведения человека.
Следует отметить, что проведенный нами анализ большого количества психолого-педагогической литературы, а также философских работ, посвященных воображению, показывает существование разных точек зрения как на само понятие воображения, его сущность, так и на его связь с другими психическими процессами, на его роль в познавательной и преобразующей деятельности человека. Философы И.Кант, Б.Спиноза, Л.Фейербах считали, что воображение, фантазии играют важную роль. По мнению Б.Спинозы фантазия - это идея реальности, Л.Фейербах за основу воображения принимал чувственное познание. И.Кант писал, что психические функции без воображения не обладают синтетической способностью. Например, восприятия оставались бы разрозненными, если бы воображение не синтезировало их. Он подчеркивает именно функцию создания и структурирования образа мира, рассматривая воображение как всеобщее свойство сознания. [2]
В конце XIX - начале XX веков появляются первые экспериментальные исследования психологов, посвященные воображению. Характеристику воображения можно найти в работах зарубежных психологов П.Дюбуа (1908), Ф.Кейре (1912), Т.Рибо (1901), и др. Они рассматривали воображение как воспроизведение реалистических образов и их комбинирование. В.Вундт (1914) Дж.Селли (1904) считают, что фантазия - это мышление в образах. З.Фрейд (1889) в своих трудах использовал фантазию как одно из средств изучения личности. Представляет интерес исследование воображения с позиций психоанализа Ф.Гриффите, который проводил исследование детей начиная с 5-летнего возраста в процессе игры и по словесным рассказам. По его мнению, игра и фантазия неотделимы друг от друга.