Введение
1. Теоретический аспект исследования межличностных отношений в младшем школьном возрасте
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника
1.2. Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте
2. Анализ влияние сюжетно-ролевой игры на формирование межличностных отношений в младшем школьном возрасте
2.1. Игровое взаимодействие как основа межличностных отношений в младшем школьном возрасте
2.2. Особенности игрового взаимодействия младших школьников
2.3. Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование межличностных отношений в младшем школьном возрасте
Заключение
Список литературы
Потребности младших школьников в совместной деятельности и общении со сверстниками и взрослыми реализуются в детских объединениях, играющих важную роль в воспитании и социализации подрастающего поколения. Детские объединения содействуют формированию мировоззренческих позиций, культуры сознания и поведения, способности к самостоятельному выбору форм деятельности, актуализируют общественно-значимые потребности детей, выявляют и стимулируют позитивные ценностные ориентации.
Опыт совместной деятельности и опыт общения, приобретаемые в детских объединениях, позволяют ребенку выстраивать образ самого себя, соответственно жить и действовать. Такие объединения опосредуют взаимосвязь ребенка и социальных систем общества, обуславливают успешность социального становления растущего человека.
Одной из эффективных и значимых форм взаимодействия младших школьников в детском объединении является игра. Суть игры состоит в способности, отображая, преображать действительность. В игре, через игру у растущего человека впервые проявляется и развивается потребность воздействовать на мир. В разработанных отечественной и зарубежной наукой подходах к взаимодействию, игра предстает компонентом становления социального организма, развивающегося в деятельности, и в то же время является особой деятельностью, способствующей накоплению социокультурного потенциала личности, выступает не только средой, но и активно действующим преобразующим фактором в изменении социального статуса ребенка в одновозрастных и разновозрастных объединениях.
К проблемам игрового взаимодействия младших школьников в детском объединении обращались: Н.Н. Богомолова, И.Ю. Борисов, А.В. Волохов, С.В. Григорьев, Т.В. Дурова, Л.В. Ершова, Е.П. Коровяновская, Н.А. Короткова, Л.А. Куликова, М.Р. Мирошкина, И.А. Невский, И.А. Потапова, Л.Т. Ретюнских. А.И. Рябинин, И.И. Фришман и другие.
Недостаточность разработки методики игрового взаимодействия, влияющего на развитие межличностных отношений младших школьников, обусловило выбор темы исследования.
Предмет исследования – взаимодействие младших школьников в процессе сюжетно-ролевой игры.
Объект исследования – влияние сюжетно-ролевой игры на межличностные отношения младших школьников.
Цель данной работы – изучить влияние игрового взаимодействия в процессе сюжетно-ролевой игры на межличностные отношения младших школьников.
Задачи:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста.
2. Проанализировать особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте.
3. Изучить игровое взаимодействие как основу межличностных отношений в младшем школьном возрасте.
4. Выявить особенности игрового взаимодействия младших школьников.
5. Рассмотреть влияние сюжетно-ролевой игры на формирование межличностных отношений в младшем школьном возрасте.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; сравнение; обобщение; синтез.
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Наука, 1980. – 335 с.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди / Пер. с англ. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.-320с.
3. Борисов И.Ю. «Гедонистический риск» в неформальных молодежных объединениях / И.Ю. Борисов // Психологические проблемы изучения неформальных молодежных объединений. – М.: Проспект, 2007. – С. 70-91.
4. Буева Л.П. Проблемы нравственной культуры и развитие детей России / Л.П. Буева // Государство и дети: реальности России. – М.: Академия, 2005. – С. 46-51.
5. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В. Петровского. – М.: АСАDЕМА, 1999. – 567 с.
6. Давыдов В.В. Психологические проблемы процессы обучения младших школьников // Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов. / Под ред. Д.И. Фельдштейна: изд. 2-е, дополн. – М.: Институт практической психологии, 1996. – С.144-147.
7. Давыдов В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников / В.В. Давыдов // Формирование учебной деятельности школьников. – М.: Педагогика, 2000. – С. 10-21.
8. Ершова Л.В. Организационно-педагогические условия социализации ребенка во временном внешкольном объединении: Дис.. канд. пед. наук / Л.В. Ершова. – Ярославль, 1995. – 183 с.
9. Как построить свое «Я» / под ред. В.П. Зинченко. – М.: Педагогика, 2001. – 136 с.
10. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса / В.А. Караковский. – М., 2010. – 80 с.
11. Крутецкий В.А. Психологические особенности младшего школьника // Л.М. Семенюк Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / под ред. Д.И. Фельдштейна: изд. 2-е, дополн. – М.: Институт практической психологии, 1996. – С. 207-210.
12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М., 2004. – 214 с.
13. Куликова Л.B. Коллективная игра в воспитательной системе школы: Дис. канд. пед. наук / Л.А. Куликова. – Владимир, 1999. – 182 с.
14. Ларионова Г.Ш. Развитие умственных способностей младших школьников. // Справочник классного руководителя. – 2009. – №9. – С. 19-21.
15. Потапова И.А. Игровое взаимодействие как критерий оценки мультикультурного поведения школьников / И.А. Потапова // Общество: социология, психология, педагогика. – 2011. – №3-4. – С. 80-86.
16. Психологический словарь. – 3-е изд., доп. и перераб. / авт.-сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева (Серия «Словари»). – Ростов-на-Дону, 2004. – 640 с.
17. Резническо М.А. Трудности взросления младшего школьника / М.А. Резническо // Начальная школа. – 1998. – №1. – С. 25-31.
18. Рожков М.И. Социальные пробы как фактор социализации учащихся / М.И. Рожков // Ярославский педагогический вестник. – 1994. – № 1. – С. 16-19.
19. Рябинин А.И. Педагогические условия формирования воспитывающей среды во временном детском объединении: Автореф. дис. … канд. пед. наук / А.И. Рябинин. – Кострома, 2009. – 18 с.
20. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 629 с.
21. Фришман И.И. Игровое взаимодействие в детских объединениях: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / И.И. Фришман. – Ярославль, 2001 – 340 с.
22. Чернова В.А. Развитие эмоциональной чувствительности младших школьников в игровой деятельности / В.А. Чернова // Сборник научных трудов Sworld по материалам международной научно-практической конференции. – 2012. – Т. 17. – №1. – С. 12-14.
23. Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию / С.А. Шмаков, Н.Я. Безбородова. – М.: Новая шк., 1993. – 76 с.
24. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды // Пробл. возраст. и пед. психологии / под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Междунар. пед. акад., 1995. – 219 с.
25. Эльконин Д.Б. Избранные психологически произведения / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2003. – 298 с.
26. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Л.М. Семенюк Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / под ред. Д.И. Фельдштейна: изд. 2-е, дополн. – М.: Институт практической психологии, 1996. – С. 142-144.