Введение
1. Формирование самостоятельности младших школьников
1.1. Характеристика младшего школьного возраста
1.2. Самостоятельность как психолого-педагогический феномен
2. Методы и приемы формирования самостоятельности младших школьников как условие подготовки к основной школе
2.1. Процесс формирования самостоятельности младших школьников
2.2. Внеучебная деятельность в развитии самостоятельности младших школьников
2.3. Особенности развития самостоятельности младших школьников в учебной деятельности
Заключение
Список литературы
Положительное отношение к повышению самостоятельности детей младшего школьного возраста формировалось на всех этапах развития человеческого общества, начиная с древнейших времен. В последние годы в процессе обучения стали придавать особое значение вопросу познавательной самостоятельности, что ознаменовало новое направление научных исследований, внесшее существенный вклад в теорию и практику процесса обучения.
Формирование познавательной самостоятельности как устойчивой черты личности является одной из целей обучения, а также необходимым условием овладения новыми знаниями в условиях современного образования, характеризующегося постоянным ростом объемов знаний, умений и навыков, многообразием и доступностью источников информации.
Цель данной работы – изучить формирование самостоятельности младших школьников как условие подготовки к обучению в основной школе.
Объект исследования – самостоятельность младших школьников как психолого-педагогический феномен.
Предмет исследования – формирование самостоятельности младших школьников как условие подготовки к обучению в основной школе.
Задачи:
1. Дать характеристику младших школьникам.
2. Проанализировать самостоятельность младших школьников как психолого-педагогический феномен.
3. Изучить методы и приемы формирования самостоятельности младших школьников как условие подготовки к обучению в основной школе.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; сравнение; синтез; обобщение.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 672 с.
2. Асмолов А. Г. [и др.] Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. М.: Просвещение, 2010. – 152 с.
3. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. – М.: Педагогика, 1986. – 175 с.
4. Боденко Л. А. Педагогические условия общекультурного становления младших школьников в образовательной среде: автореф. дис. … канд. пед. наук / Л. А. Боденко. – М., 1999. – 22 с.
5. Васильева Т.Н. Формирование саногенного мышления младшего школьника: Учебное пособие. - Калининград: Калинингр. ун-т, 2010. – 48 с.
6. Веденькина М. В. Формирование познавательной самостоятельности у младших школьников с учетом полоролевых особенностей: автореф. дис. ... канд. пед. наук / М. В. Веденькина. – Волгоград, 2007. – 28 с.
7. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. – М.: Издат. дом Шалвы Амонашвили, 1996. – 224 с.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Академия, 2007. – 269 с.
9. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО, 2003. – 1008 с.
10. Гальперин, П.Я. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе. / П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин // Вопросы психологии. – 2003. – №5. – С. 7-10.
11. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
12. Григорьева Л.Г. Особенности формирования и развития познавательной самостоятельности младших школьников // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2011. – № 3-2. – С. 72-76.
13. Зайцев В. В. Принцип свободы в построении начального образования: методологические основы, исторический опыт и современные тенденции. – Волгоград: Перемена, 1988. – 383 с.
14. Каргапольцева Н. А. Монтессори-образование: проблема социализации и воспитания личности. – М.: Пед. вестник, 1999. – 184 с.
15. Коссов Б.Б. Психомоторное развитие младших школьников. – М.: Высшая школа, 2009. – 419 с.
16. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций. – Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. – 146 с.
17. Ларина М. В. Развитие личностной свободы младших подростков в условиях автономной учебной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Волгоград, 2000. – 22 с.
18. Лобанова Н.Н. Ресурсы полного дня в воспитании самостоятельности у младших школьников // Среднее профессиональное образование. – 2010. – № 12. – С. 36-37.
19. Лында А. С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся. – М.: Высшая школа, 2009. – 157 с.
20. Лях Ю. А. Формирование познавательной самостоятельности школьников в воспитательно-образовательном процессе гимназии: автореф. дис. … канд. пед. наук / Ю. А. Лях. – Кемерово, 2004. – 14 с.
21. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М.: Просвещение, 1990. – 430 с.
22. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие. / Под ред. М. В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 2004. – 256 с.
23. Младший школьник. / Сост. А.И. Захарова, В.И. Слободчиков. – М.: Педагогика, 2009. – 198 с.
24. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 5-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2008. – 456 с.
25. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – Кн. 2: Психология образования. – 496 с.
26. Попова А.И., Литвинская И.Г. Развитие самостоятельности младших школьников в условиях коллективных занятий // Начальная школа. – 2000. – №11. – С. 24-29.
27. Психология детей школьного возраста. Развитие познавательных процессов. / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М.: Просвещение, 1999. – 325 с.
28. Резническо М.А. Трудности взросления младшего школьника // Начальная школа. – 2008. – №1. – С. 25-30.
29. Сивова И. С. Развитие целеполагания младших школьников в учебной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Волгоград, 1999. – 19 с.
30. Стаценко Е.Р. Формирование познавательной самостоятельности младших школьников на уроках трудового обучения. – М.: Академия, 2009. – 164 с.
31. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – 2-е изд., перераб, и доп. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 544 с.
32. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т. – М.: Просвещение, 1981. Т. 3. – С. 69.
33. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.