Курсовая работа|Педагогика

Организация самостоятельной работы школьников на уроках информатики

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2022 | Страниц: 44

ВВЕДЕНИЕ

1 Педагогическая проблема организации самостоятельной работы учащихся в процессе обучения. 6

1.1 Сущность понятия самостоятельной работы

1.2 Классификация видов самостоятельной работы

1.3 Организация самостоятельной работы в процессе обучения информатике  

2 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся в системе обучения с использованием ДОТ

2.1 Использование сетевых сервисов для организации самостоятельной деятельности учащихся

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Одной из главных задач современной школы является формирование личности, которая была бы способна самостоятельно творчески решать научные, производственные, социальные проблемы, критически мыслить, развивать и отстаивать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, повышения квалификации, творчески применять их в своей жизни. Основная цель предмета информатика и информационно-коммуникационные технологии научить студентов самостоятельно работать на компьютере, и использовать его как средство для развития школьника.

 То есть превращение компьютера из объекта изучения (как он устроен, из чего состоит) в объект, с помощью которого можно решать задачи, а также получать новые знания. Формы и методы организации обучения для достижения поставленных целей могут быть самыми разнообразными. Одним из них является организация самостоятельной работы учащихся на уроках информатики.

Одним из ведущих направлений развития образования в современном мире является интеллектуальное и нравственное развитие человека на основе вовлечения его в многообразную самостоятельную целесообразную деятельность в различных областях знаний. В настоящее время с введением ФГОС можно констатировать существенные изменения условий организации обучения в образовательных учреждениях: происходит переход от обучения в закрытой образовательной среде к системе открытого и непрерывного образование; информационно-коммуникационные технологии становятся неотъемлемой частью информационного образовательного пространства; самообразование, самообучение устанавливаются как ведущие формы обучения.

Определяющим качеством современного образования является опыт самостоятельной деятельности и личная ответственность самих обучающихся. Современный учитель информатики должен быть готов обучать и воспитывать учащихся в формирующемся информационном образовательном пространстве на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), использовать приемы, методы и средства обучения, мотивирующие учащихся к самостоятельному обучению с использованием ИКТ. Решение поставленных задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы школьников с учебным материалом, развития у них навыков организации самостоятельной учебной деятельности. Организация и руководство самостоятельной работой студентов становится для учителя сложной и ответственной задачей.

Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как неотъемлемую часть воспитания учащихся. Актуальность данной проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от учителя к ученику, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную обработку, осознание и принятие этих навыков и понятий.

Для рассмотрения данной проблемы мы прибегли к анализу различных направлений в изучении характера самостоятельности учащихся в обучении по теме «Организация самостоятельной работы школьников на уроках информатики (на примере изучения темы «Создание текстовые документы»), познакомился с множеством определений и выяснил, какие функции выполняет самостоятельная работа студентов и почему она так необходима при изучении темы «Создание текстовых документов». В процессе изучения данной темы студент должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, что открывает возможность справляться с различными задачами, приобретать новые знания в процессе решения учебных задач.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение возможной организации самостоятельной работы школьников на уроках информатики.

Объект исследования – процесс обучения информатике.

Предмет исследования – самостоятельная работа учащихся в процессе обучения информатике.

Задачи исследования:

  • проанализировать педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
  • раскрыть сущность понятия самостоятельная работа;
  • рассмотреть классификацию видов самостоятельной работы;
  • рассмотреть организацию самостоятельной работы в процессе обучения информатике;
  • раскрыть место темы «Создание текстовых документов» в школьном курсе информатики;
  • рассмотреть организацию самостоятельной работы учащихся в процессе изучения темы «Создание текстовых документов»;
  • разработать задания для самостоятельной работы при изучении темы «Создание текстовых документов».

Практическая значимость результатов проведенного исследования состоит в том, что они могут быть использованы для подготовки будущих учителей информатики, а также для совершенствования процесса обучения информатике.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

 

1 Педагогическая проблема организации самостоятельной работы учащихся в процессе обучения

1.1 Сущность понятия самостоятельной работы

Профессиональная деятельность современного учителя должна быть нацелена на организацию учебно-воспитательного процесса, когда учащиеся активно вовлекаются в работу по самостоятельному добыванию знаний. Самостоятельная деятельность непосредственно затрагивает личность учащегося, создавая возможности для ее развития, т.е. возможности для возникновения новообразований в личности, новых психических качеств или их новых уровней, для формирования способностей, интересов, потребностей, воли, эмоций. Важным моментом является то, что эти новообразования относятся к качественным изменениям личности как целостной системы, затрагивая не только изменения отдельных компонентов, но и системы их взаимосвязей.

 Это и определяет значение самостоятельной деятельности как существенного компонента в системе процесса обучения. В литературных источниках значительное внимание уделяется категории «деятельность». Как философская категория «деятельность» отражает специфическую человеческую форму отношения к окружающему миру, содержание которого, составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей [10]. С точки зрения философии также подчеркивается, что понятие «деятельности» уже само по себе включает цель, средства, результат и сам процесс. Под деятельностью в философии понимается внешняя и внутренняя активность человека, регулируемая осознанием цели. Деятельность включает в себя: цель, результат, средства и сам процесс [1]. Детально категория «деятельность» изучена в психологии А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, К.К. Платоновым и др. Деятельность как субстанция сама по себе захватывает индивида и тем самым воспроизводится [8], т.е. ученик включается в процесс деятельности. Известный психолог А.Н. Леонтьев в структуре деятельности вычленяет такие составляющие, как собственно деятельность (простая деятельность), действие и операцию. Под простой деятельностью понимается «…такая деятельность, которая не распадается на действия». При этом мотив, предмет и цель простой деятельности всегда совпадают. Мотивом являются потребности личности, которые побуждают к деятельности. «Деятельности без мотива не бывает» [4]. Действие отличается от деятельности тем, что цель или ожидаемый результат не совпадает с мотивом. Особенностью действия является то, что оно может «переходить из одной деятельности в другую», являясь при этом относительно самостоятельным.

 Следующей структурной единицей деятельности является операция. Операции – это процессы, цели которых находятся не в них самих, а в том действии, элементом которого они являются, т.е. действие слагается из операций, а деятельность из действий. Если четко понимать взаимосвязь структурных элементов деятельности, то учебный процесс идет от управления учителем операциями к управлению действиями, а затем к управлению деятельностью учащихся. Одной из центральных идей работы С.Л. Рубинштейна является деятельностная концепция психики, состоящая в том, что «отражение реального бытия опосредовано конкретной деятельностью человека». Автор развивает значение деятельности с тех позиций, что в ней и через нее человек реализует свои цели, замыслы и идеи в преобразуемой им действительности, т.е. психика и деятельность едины и что психика формируется только в деятельности «проявляясь в деятельности, сознание в деятельности и формируется» [7].

Таким образом, в психологической теории субъект осуществляет деятельность. Образование, с этой точки зрения, – система сменяющих друг друга деятельностей, а сама деятельность – мотивированный процесс использования учеником тех или иных средств для достижения собственной или внешне заданной цели [8]. Теория формирования и организации самостоятельной учебной деятельности разработана в исследованиях педагогов: А.П. Беляевой, В.В. Давыдова, П.И. Пидкасистого, Г.И. Щукиной и др. В исследованиях П.И. Пидкасистого [5] эффективность урока ставится, прежде всего, в зависимость от активизации самостоятельной деятельности учащихся, от правильной взаимосвязи деятельности учащихся на уроке. В своих экспериментальных исследованиях он исходит из того положения, что ученики за время обучения в школе должны не только усвоить определенную сумму научных знаний, но и научиться самостоятельно их приобретать.

Данные две стороны процесса обучения органически взаимосвязаны. Познавательная самостоятельность формируется при глубоком и осмысленном усвоении школьниками основ наук, овладении навыками работы с книгой, работы в лаборатории, а также путем применения полученных знаний на практике. Среди средств развития самостоятельности учащихся большое значение придается и таким, которые непосредственно связаны с формами и методами обучения.

А также выяснением их сравнительной эффективности: сочетание изложения знаний учителем и самостоятельной работы учащихся; сравнительная эффективность и пути сочетания воспроизводящих и творческих, самостоятельных работ, фронтальных и индивидуальных видов занятий учащихся на уроке, индивидуальных творческих работ. По мнению Г.И. Щукиной, деятельность характеризуется в следующих аспектах: деятельность осуществляется в коллективе, деятельность развивается от репродуктивной к творческой, тем самым, изменяя позицию ученика в ней от объекта к субъекту. Самостоятельная учебная деятельность наиболее полно характеризирует процесс обучения, являясь специальной, необходимой обществу деятельностью [9].

  1. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. - М. : Логос, 2008. - 480 с.
  2. Информатика и ИКТ. 2 класс [Текст] : методическое пособие / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 332 с.
  3. Информатика и ИКТ. 8-11 классы [Текст] : методическое пособие / Н.Д. Угринович. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 187 с.
  4. Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителя 3-4 класс [Текст] / М.А. Плаксин, Н.Г. Иванова, О.Л. Русакова. - М. : БИНОМ. - Лаборатория знаний, 2012. - … с.
  5. Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5-7 классов [Текст] / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 93 с.
  6. Информатика и ИКТ: учебник для 4 класса в 2 ч. [Текст] / А.В. Могилев, В.Н. Могилева, М.С. Цветкова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. … с.
  7. Информатика и ИКТ: учебник для 4 класса часть 2 [Текст] / М.А. Плаксин, Н.Г. Иванова, О.Л. Русакова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 125 с.
  8. Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса [Текст] / Л.Л. Босова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 192 с.
  9. Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса [Текст] / Л.Л. Босова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. -208 с.
  10. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса [Текст] / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 165 с.
  11. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса [Текст]/ Н.Д. Угринович. - 3-е изд. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 295 с.
  12. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. - классы [Текст]: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. - М. : БИНОМ. - Лаборатория знаний, 2012. - 584 с.
  13. Информатика. Сборник рабочих программ. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений [Текст] / Т.А. Рудниченко, А.Л. Семенов. - М.: Просвещение, 2011. - 55 с.
  14. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике [Текст] / Г.М. Коджаспирова. - М. : МарТ, 2005. - с. 302
  15. Основное общее образование: федеральный государственный образовательный стандарт: сборник нормативных материалов [Текст] / - М. : Вентана-Граф, 2012. - 160 с.
  16. Офисные технологии: текстовые документы и мультимедийные презентации [Текст]: Учебная программа / под ред. Т.Б. Корневой. - Томск: НОУ «Открытый молодежный университет», ОЦ «Школьный университет», 2010. - 20 с.
  17. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы [Текст] / И.П. Подласый. - М. : ВЛАДОС., 2008. - 405 с.
  18. Преподавание базового курса информатики в средней школе [Текст]: методическое пособие / И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина.- М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 540 с.
  19. Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа общеобразовательного учреждения [Текст] / сост. Е.С. Савинов. - М. : Просвещение, 2010 - 204 с.
  20. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Информатика и ИКТ. 7-9 классы: проект [Текст] / - М. : Просвещение, 2010. - 32 с.
  21. Шпаргалка по педагогике (для педагогов): ответы на экзаменационные билеты [Текст] / Е.В. Беликова [и др.] - М. : Аллель, 2011. - 64 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское