ВВЕДЕНИЕ
1 Педагогическая проблема организации самостоятельной работы учащихся в процессе обучения. 6
1.1 Сущность понятия самостоятельной работы
1.2 Классификация видов самостоятельной работы
1.3 Организация самостоятельной работы в процессе обучения информатике
2 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся в системе обучения с использованием ДОТ
2.1 Использование сетевых сервисов для организации самостоятельной деятельности учащихся
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Одной из главных задач современной школы является формирование личности, которая была бы способна самостоятельно творчески решать научные, производственные, социальные проблемы, критически мыслить, развивать и отстаивать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, повышения квалификации, творчески применять их в своей жизни. Основная цель предмета информатика и информационно-коммуникационные технологии научить студентов самостоятельно работать на компьютере, и использовать его как средство для развития школьника.
То есть превращение компьютера из объекта изучения (как он устроен, из чего состоит) в объект, с помощью которого можно решать задачи, а также получать новые знания. Формы и методы организации обучения для достижения поставленных целей могут быть самыми разнообразными. Одним из них является организация самостоятельной работы учащихся на уроках информатики.
Одним из ведущих направлений развития образования в современном мире является интеллектуальное и нравственное развитие человека на основе вовлечения его в многообразную самостоятельную целесообразную деятельность в различных областях знаний. В настоящее время с введением ФГОС можно констатировать существенные изменения условий организации обучения в образовательных учреждениях: происходит переход от обучения в закрытой образовательной среде к системе открытого и непрерывного образование; информационно-коммуникационные технологии становятся неотъемлемой частью информационного образовательного пространства; самообразование, самообучение устанавливаются как ведущие формы обучения.
Определяющим качеством современного образования является опыт самостоятельной деятельности и личная ответственность самих обучающихся. Современный учитель информатики должен быть готов обучать и воспитывать учащихся в формирующемся информационном образовательном пространстве на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), использовать приемы, методы и средства обучения, мотивирующие учащихся к самостоятельному обучению с использованием ИКТ. Решение поставленных задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы школьников с учебным материалом, развития у них навыков организации самостоятельной учебной деятельности. Организация и руководство самостоятельной работой студентов становится для учителя сложной и ответственной задачей.
Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как неотъемлемую часть воспитания учащихся. Актуальность данной проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от учителя к ученику, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную обработку, осознание и принятие этих навыков и понятий.
Для рассмотрения данной проблемы мы прибегли к анализу различных направлений в изучении характера самостоятельности учащихся в обучении по теме «Организация самостоятельной работы школьников на уроках информатики (на примере изучения темы «Создание текстовые документы»), познакомился с множеством определений и выяснил, какие функции выполняет самостоятельная работа студентов и почему она так необходима при изучении темы «Создание текстовых документов». В процессе изучения данной темы студент должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, что открывает возможность справляться с различными задачами, приобретать новые знания в процессе решения учебных задач.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение возможной организации самостоятельной работы школьников на уроках информатики.
Объект исследования – процесс обучения информатике.
Предмет исследования – самостоятельная работа учащихся в процессе обучения информатике.
Задачи исследования:
- проанализировать педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
- раскрыть сущность понятия самостоятельная работа;
- рассмотреть классификацию видов самостоятельной работы;
- рассмотреть организацию самостоятельной работы в процессе обучения информатике;
- раскрыть место темы «Создание текстовых документов» в школьном курсе информатики;
- рассмотреть организацию самостоятельной работы учащихся в процессе изучения темы «Создание текстовых документов»;
- разработать задания для самостоятельной работы при изучении темы «Создание текстовых документов».
Практическая значимость результатов проведенного исследования состоит в том, что они могут быть использованы для подготовки будущих учителей информатики, а также для совершенствования процесса обучения информатике.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
1 Педагогическая проблема организации самостоятельной работы учащихся в процессе обучения
1.1 Сущность понятия самостоятельной работы
Профессиональная деятельность современного учителя должна быть нацелена на организацию учебно-воспитательного процесса, когда учащиеся активно вовлекаются в работу по самостоятельному добыванию знаний. Самостоятельная деятельность непосредственно затрагивает личность учащегося, создавая возможности для ее развития, т.е. возможности для возникновения новообразований в личности, новых психических качеств или их новых уровней, для формирования способностей, интересов, потребностей, воли, эмоций. Важным моментом является то, что эти новообразования относятся к качественным изменениям личности как целостной системы, затрагивая не только изменения отдельных компонентов, но и системы их взаимосвязей.
Это и определяет значение самостоятельной деятельности как существенного компонента в системе процесса обучения. В литературных источниках значительное внимание уделяется категории «деятельность». Как философская категория «деятельность» отражает специфическую человеческую форму отношения к окружающему миру, содержание которого, составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей [10]. С точки зрения философии также подчеркивается, что понятие «деятельности» уже само по себе включает цель, средства, результат и сам процесс. Под деятельностью в философии понимается внешняя и внутренняя активность человека, регулируемая осознанием цели. Деятельность включает в себя: цель, результат, средства и сам процесс [1]. Детально категория «деятельность» изучена в психологии А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, К.К. Платоновым и др. Деятельность как субстанция сама по себе захватывает индивида и тем самым воспроизводится [8], т.е. ученик включается в процесс деятельности. Известный психолог А.Н. Леонтьев в структуре деятельности вычленяет такие составляющие, как собственно деятельность (простая деятельность), действие и операцию. Под простой деятельностью понимается «…такая деятельность, которая не распадается на действия». При этом мотив, предмет и цель простой деятельности всегда совпадают. Мотивом являются потребности личности, которые побуждают к деятельности. «Деятельности без мотива не бывает» [4]. Действие отличается от деятельности тем, что цель или ожидаемый результат не совпадает с мотивом. Особенностью действия является то, что оно может «переходить из одной деятельности в другую», являясь при этом относительно самостоятельным.
Следующей структурной единицей деятельности является операция. Операции – это процессы, цели которых находятся не в них самих, а в том действии, элементом которого они являются, т.е. действие слагается из операций, а деятельность из действий. Если четко понимать взаимосвязь структурных элементов деятельности, то учебный процесс идет от управления учителем операциями к управлению действиями, а затем к управлению деятельностью учащихся. Одной из центральных идей работы С.Л. Рубинштейна является деятельностная концепция психики, состоящая в том, что «отражение реального бытия опосредовано конкретной деятельностью человека». Автор развивает значение деятельности с тех позиций, что в ней и через нее человек реализует свои цели, замыслы и идеи в преобразуемой им действительности, т.е. психика и деятельность едины и что психика формируется только в деятельности «проявляясь в деятельности, сознание в деятельности и формируется» [7].
Таким образом, в психологической теории субъект осуществляет деятельность. Образование, с этой точки зрения, – система сменяющих друг друга деятельностей, а сама деятельность – мотивированный процесс использования учеником тех или иных средств для достижения собственной или внешне заданной цели [8]. Теория формирования и организации самостоятельной учебной деятельности разработана в исследованиях педагогов: А.П. Беляевой, В.В. Давыдова, П.И. Пидкасистого, Г.И. Щукиной и др. В исследованиях П.И. Пидкасистого [5] эффективность урока ставится, прежде всего, в зависимость от активизации самостоятельной деятельности учащихся, от правильной взаимосвязи деятельности учащихся на уроке. В своих экспериментальных исследованиях он исходит из того положения, что ученики за время обучения в школе должны не только усвоить определенную сумму научных знаний, но и научиться самостоятельно их приобретать.
Данные две стороны процесса обучения органически взаимосвязаны. Познавательная самостоятельность формируется при глубоком и осмысленном усвоении школьниками основ наук, овладении навыками работы с книгой, работы в лаборатории, а также путем применения полученных знаний на практике. Среди средств развития самостоятельности учащихся большое значение придается и таким, которые непосредственно связаны с формами и методами обучения.
А также выяснением их сравнительной эффективности: сочетание изложения знаний учителем и самостоятельной работы учащихся; сравнительная эффективность и пути сочетания воспроизводящих и творческих, самостоятельных работ, фронтальных и индивидуальных видов занятий учащихся на уроке, индивидуальных творческих работ. По мнению Г.И. Щукиной, деятельность характеризуется в следующих аспектах: деятельность осуществляется в коллективе, деятельность развивается от репродуктивной к творческой, тем самым, изменяя позицию ученика в ней от объекта к субъекту. Самостоятельная учебная деятельность наиболее полно характеризирует процесс обучения, являясь специальной, необходимой обществу деятельностью [9].