Курсовая работа|Логопедия

Логопедическая работа с детьми с общим недоразвитием речи

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2023 | Страниц: 50

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

  • Особенности звукопроизношения старших дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Специфика логопедической работы по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Глава 2. Экспериментальная работа по изучению взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 

2.1  Методика обследования звукопроизношения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

2.2  Состояние звукопроизношения у детей экспериментальной группы

2.3 Изучение системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя образовательного учреждения в сопровождении детей с общим недоразвитием речи

2.4 Организация и содержание логопедической коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Хорошо известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании основ физического и психического здоровья ребенка. За это время происходит интенсивное развитие органов и формирование всех систем и функций детского организма, совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка с целью овладения новыми формами деятельности.

В современной обстановке все меньше и меньше встречается абсолютно здоровых детей, такая ситуация связанна с ухудшением экологии, с ухудшением социальной обстановки, с возрастающими нагрузками на детей и т.д. Стоит отметить, что наблюдается и рост детей с различными речевыми расстройствами, в том числе у детей с общим недоразвитием речи. У детей с ОНР отмечаются нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха и восприятия, отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи. Такая форма речевой патологии характеризуется тем, что при нормальном слухе и интеллекте у детей задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Дополнительные трудности в овладении речью обусловлены наличием у детей вторичных отклонений в развитии психических процессов – восприятия, внимания, памяти, навыков конструктивной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Поэтому изучение речевого развития детей раннего возраста, а также выявление отклонений в развитии речи в раннем возрасте является наиболее актуальной темой в настоящее время. У детей дошкольного возраста с ОНР помимо основных нарушений речи остаются несформированными просодические компоненты: ритм речи, темп, интонационная выразительность речи (комплекс фонетических средств, позволяющий более ярко выразить отношение и эмоции к высказываемому) и способность распознавать и различать эмоциональные оттенки.

Пластичность нервной системы ребенка не безгранична и значительно снижается с возрастом, поэтому работу по диагностике, профилактике, коррекции и формированию речи следует начинать в раннем возрасте (В.К. Орфинская, К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, М.Б. Эйдинова) [10].

Особенности проявления ОНР достаточно содержательно раскрыты в научных исследованиях Р. Е. Левиной, Л. Н. Ефименкoвой, Н. С. Жуковой, С. А. Мироновой, С. Ф. Спировой, Т. Б. Филичевой и др., но поиск оптимальных путей организации коррекционной работы с данной категорией детей и максимальное устранение речевых нарушений в дошкольном возрасте остается актуальной проблемой для современной логопедической теории и практики.

Несвоевременная коррекция ОНР в дошкольном возрасте может приводить к нарушениям письменной речи в школьное время, а также к различным нарушениям второстепенного порядка, которые необходимо искать в особенностях высших психических процессов, эмоционально-волевой сфере и мотивационной       сфере. Все это заставляет оптимизировать деятельность всех специалистов дошкольной образовательной организации.

Таким образом, дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях, должны получать своевременную и квалифицированную коррекционно-логопедическую помощь. Успешное преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития в дошкольных учреждениях возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям. Особую роль в логопедической работе приобретает сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя ДОУ, что подтверждает актуальность выбранной нами темы исследования: «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи».

Цель исследования: определить содержание работы по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя.

Объектом исследования является коррекция звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования – специфика взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Задачи исследования:

  1. Выявить особенности звукопроизношения у старших дошкольников общим недоразвитием речи.
  2. Определить содержание работы по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя.
  3. Разработать методические рекомендации по осуществлению коррекции звукопроизношения старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя.

В соответствии с целью и задачами работы в ходе данного исследования применялись теоретические методы (анализ психолого-педагогической и специальной литературы); эмпирические (изучение психолого-педагогической документации, констатирующий эксперимент); количественная и качественная обработка полученных результатов.

Экспериментальная работа по изучению и коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи проводилась на базе ДОУ.

 

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

 1.1 Особенности звукопроизношения старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Предпосылкой появления ОНР являются следующие причины.

  1. Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 нед. до 4 мес. Возникновению речевой патологии способствуют токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др. При этом поражаются подкорковые отделы мозга, слуховые ядра, что приводит к специфическим нарушениям звукопроизносительной стороны речи в сочетании с нарушениями слуха. При внутриутробных поражениях головного мозга отмечаются наиболее тяжелые речевые нарушения, сочетающиеся, как правило, с другими полиморфными дефектами развития (слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта).
  2. Наследственная предрасположенность, генетические аномалии. По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата. Например, неправильная посадка и комплектация зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого неба (расщелины неба), а также особенности развития речевых зон головного мозга. Выявлена наследственная предрасположенность к возникновению заикания. В семье, где поздно начал говорить один из родителей, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка. Исследователи придают различное значение наследственной природе речевых нарушений - от минимального до очень большого. Это связано с примерами того, что в речевые нарушения не всегда передаются по наследству от родителей к детям. Тем не менее, исключать это обстоятельство нельзя.
  3. Вредности родового периода: родовые травмы, асфиксия, маленькая масса тела новорожденного, низкий балл по школе Апгар.
  4. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка: инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции (менингоэнцефалит, менингит), травмы и ушибы головного мозга, травмы лицевого скелета, приводящие к повреждению периферического отдела речевого аппарата (перфорация неба, выпадение зубов); длительные простудные заболевания, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к временному или постоянному снижению слуха, нарушению речевого развития ребенка.
  5. Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи [20].

У всех детей с ОНР отмечаются нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, значительное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.

Левиной Р.Е. разработана периодизация проявлений общего недоразвития речи: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития [25]. Филичевой Т.Б. описан 4-йуровень ОНР – остаточные явления речевого недоразвития.
Так, первая степень речевого недоразвития характеризуется следующим: обширно применяются указательные жесты, мимика; малыши используют одни и те же символы и жесты для обозначения. Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует. Названия действий заменяются названиями предметов (открывать - "древ" (дверь), и наоборот - названия предметов заменяются названиями действий (кровать - "пат").

  1. Асатиани, Н.М., Драпкин, Б.З., Казаков, В.Г., Белякова, Л.И., Итар, Ли. Диффенбах. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской [Текст] / Н.М. Асатиани, Б.3. Драпкин, В.Г. Казаков, Л.И. Белякова, Итар Ли, Диффенбах – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018. – 680 C.
  2. Белякова, Л.И. Основные логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся // Дефектология. [Текст] / Л.И.Белякова М.: В. Секачев – 2001. – №4. – 280 С.
  3. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] / А.М. Бородич.– М.: Просвещение, 2011. – 256 с.
  4. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка: Актуальные проблемы дефектологии. – М., 2012.
  5. Волкова, Л.С. Логопедия Методическое наследие. Нарушение темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия. [Текст] / Л.С. Волкова - М., Владос, 2007. – 431 С.
  6. Волкова, Л.С., Селиверстова, В.И. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты) [Текст] / Л.С. Волкова В.И. Селиверстова – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2017 – 152 С.
  7. Волкова, Л.С., Шаховская С.Н Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов [Текст] / Л.С.Волкова, С.Н. Шаховская – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018. – 680 С.
  8. Генинг, М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи [Текст]: пособие для воспитателей детских садов / М.Г. Генинг, Н.А. Герман. – 4-е издание – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2010. – 134с.
  9. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – 2-е изд, испр. И доп. [Текст] / В.П. Глухов. – М. : АРКТИ, 2004. – 168 с.
  10. Данилов, И.В. Патофизиология логоневрозов [Текст] / И.В. Данилов – Ленингр. Отд-ние, 1970. – 136 С.
  11. Дубровская, С.В., Стрельникова, А.Н. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой [Текст] / С.В. Дубровская, А.Н. Стрельникова – М.: РИПОЛ классик, 2009. – 25 С.
  12. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 2011, 112 с.
  13. Жинкин, Н.И. Механизмы речи [Текст] / Н.И. Жинкин – М.: Издательство академии педагогических наук, 1958. – 371 С.
  14. Журова, Л.Е., К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста [Текст] /Л.Е. Журова, Д.Б. Эльконин // Сенсорное воспитание дошкольников / Под. ред. А.В. Запорожца, А.Л. Усовой. М.: Просвещение, 2013.
  15. Лалаева, Р.И. Логопедия в таблицах и схемах [Электронный ресурс]:учебное пособие/ Лалаева Р.И., Парамонова Л.Г., Шаховская С.Н. – Электрон. текстовые данные. – М.: ПАРАДИГМА, 2012. – 216c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13024.
  16. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии. [Текст] / Р.Е. Левина – М.: Педагогика, 2017. – 240 С.
  17. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений [Текст]/ под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд.,переработ.и доп. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,2007. – С.661. : ил. – (Коррекционная педагогика).
  18. Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. М.: Владос, 2017. – 304с.
  19. Неткачев, Г.Д. Клиника и психотерапия заикания // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений. В 2 тт.Т. I/ Под ред.Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2017. – С.77–79.
  20. Обучение и воспитание заикающихся дошкольников: Программа. – М. 2013.
  21. Основы логопедической работы с детьми / Под общ. Ред. Г.В. Чиркиной. – М.: Аркти, 2002. - 340с.
  22. Основы теории и практики логопедии / Под ред.Р.Е. Левиной. – М.: Педагогика, 2017. – 240с.
  23. Пеллингер, Е.Л., Успенская, Л.П. Как помочь заикающимся школьникам. – М.: Просвещение, 2015. – 176с.
  24. Пировская, В. Кому нужен логопед? // Здоровье детей. – 2018. – №17–18. – С.15.
  25. Поварова, И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах: Практическое руководство для заикающихся и логопедов. – СПб.: Союз, 2001. – 287с.
  26. Правдина, О.В. Логопедия. Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1973. – 272с.
  27. Рау, Е.Ф., Синяк, В.А. Логопедия. – М., 2019. – 340с.
  28. Рычкова, Н.А. Логопедическая ритмика. – М.: ГНОМ–ПРЕСС, 2018. – 36с.
  29. Садовникова, Е.Н., Рау, Е.Ю. Вариант логопсиходиагностического анализа группы заикающихся дошкольников // Дефектология. – 2001. – №2. – С.69 – 76.
  30. Селиверстов, В.И. Современный комплексный метод преодоления заикания // Расстройства речи у детей и подростков / Под ред.С. С. Ляпидевского. – М., 2019. – 194 с.
  31. Селиверстов, В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учебное пособие. – М.: Владос, 2000. – 208с.
  32. Сикорский, И.А. О заикании // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений. В 2 тт.Т. I/ Под ред.Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М.: Владос, 2017. – С.83 – 85.
  33. Скрынник, И. Примерные конспекты логоритмических занятий с детьми, страдающими заиканием // Дошкольное воспитание. – 2016. – №5, №6, №8, №9.
  34. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками [Текст] / Е.О. Смирнова. – М. : Просвещение, 2000. – 150 с.(текст непосредственный).
  35. Тартаковский, И.И. Психология заикания и коллективная психотерапия // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений. В 2 тт.Т. I/ Под ред.Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 2017. – С.80 –
  36. Филатова, Ю.О. Нарушение онтогенеза плавности речи // Дефектология. – 2003. – №3, – С.34 – 38.
  37. Филичева, Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 2019. – 223с.
  38. Фрешельс, Э. Заикание. Ассоциативная афазия. // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений. В 2 тт.Т. I/ под ред.Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М.: Владос, 2017. – С.71 – 73.
  39. Чeвелева, Н.А. Заикание у детей // Основы теории и практики логопедии. М.: 2018. – С.229 – 271.
  40. Чевелева, Н.А. Исправление речи у заикающихся школьников. – М.: Просвещение, 2016. – 96с.
  41. Шкловский, В.М. Заикание. – М., 2014. – 248с.
  42. Шуберт, М.Е. Психогигиенические и неврологические исследования // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений. В 2 тт.Т. I/Под ред.Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М.: Владос, 2017. – С.70 –
  43. Щетинин, М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. – М., 2008. –110с.
  44. Ястребова, А.В. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы. Пособие для учителей-логопедов. – М.: Просвещение, 2010. – 104с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Логопедия
2014 год 42 стр.
Курсовая Словоизменения имени существительного у детей с ОНР
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское