Введение.
Глава 1. Теоретические основы применения платформы Microsoft Teams как ресурса для обучения школьников.
1.1. Цифровизация образования и временный переход на дистанционное обучение школьников.
1.2. Возможности платформы Microsoft Teams для дистанционного обучения школьников
Глава 2. Разработка концептуальных требований к работе с платформой Microsoft Teams для проведения уроков по истории………………………….
2.1. Моделирование урока по истории на платформе Microsoft Teams
Заключение.
Список литературы.
Приложение
Актуальность исследования обусловлена возможностями обучения школьников в цифровой среде на современном этапе развития науки и общества. Современная система образования включена в условия постиндустриального или информационного общества, которое характеризуется интенсивным развитием и широким проникновением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), базирующихся на средствах микроэлектроники для обработки, хранения, сбора, передачи, поиска и представления текстов, данных, звука и образов во все области жизни.
Информационное общество представляет собой новую форму цивилизации, которая генерирует новые социально-политические механизмы разрешения задач, стоящих перед человеком. Широкий круг этих механизмов имеют латентный характер и требуют критической оценки и адекватного анализа. Тем не менее, использование киберпространства способствует обмену информацией по всему миру, а социальные сети принципиально изменили методы взаимодействия людей. Искусственный интеллект и облачные вычисления на сегодняшний день позволяют обрабатывать значительные объемы данных и внедрять инновации, которые способствуют становлению качественно нового уровня развития человека, государства, общества. Структура нового информационного общества гораздо сложнее, чем структура обществ, предшествующих ему. Это обусловлено тем, что компьютерные коммуникации, являющиеся основополагающим звеном этого общества, являются продуктом специфической индустрии, а не самостоятельной производственной единицей.
Проблема исследования – заключается в реализации возможностей школы с тесно связанной с общественной концепцией информатизации, которая требует значительных усилий на многочисленных направлениях, таких как ликвидация компьютерной неграмотности, создание культуры применения информационных технологий, что является элементами социализации личности.
Цель работы – исследование эффективности применения платформы Microsoft Teams, как ресурса для обучения школьников.
Объект исследования – процесс использования платформы Microsoft Teams при изучении школьниками истории в 7-м классе.
Гипотеза исследования – изучение школьниками истории в 7-м классе будет осуществляться эффективно при использования платформы Microsoft Teams.
Основные задачи исследования:
- Изучить основы применения платформы Microsoft Teams при обучении школьников.
- Описать проблемы цифровизации образования и перехода на дистанционное обучение школьников.
- Разработать концептуальные требования к работе с платформой Microsoft Teams для проведения уроков по истории.
Методы исследования. Задачи исследования решаются комплексно с помощью применения следующих групп методов научного познания: теоретический и системный анализ научной психолого-педагогической, и технолого-методической литературы, обобщение, систематизация, моделирование, метод эксперимента, метод педагогического исследования.
Глава 1. Теоретические основы применения платформы Microsoft Teams как ресурса для обучения школьников
1.1. Цифровизация образования и временный переход на дистанционное обучение школьников
Цифровизация, как феномен современного социума, неразрывно свзяана со всеми сторонами общественной жизни и происходящими в них эволюционными изменениями.
В образовательной сфере вектор научного развития проблемы дистанционого обучения был задан еще полтора десятиления назад в докторской диссертации А.О. Чефрановой[1] и нашел свое развитие в последующих научных трудах таких ученых, как А.Л. Абрамовский[2], А.А. Скворцов[3], И.Н. Теркулова[4], Н.Б. Сэкулич[5] и др.
На современном же этапе цифровизация становится основополагающей тенденцией трансформаций, происходящих в обществе, меняя структуру образования и переведя ее в новое качественное состояние, когда цифровые технологии доминируют во всех сферах ее составляющих.
Как представляется, таковыми составляющими являются.
Во-первых, это онлайн-технологии и основанные на них формы обучения, которые все в большей мере становятся частью, в том числе и дистанционного учебного процесса. Развитие массового онлайн-образования, появление качественных массовых открытых онлайн-курсов, обилие информации в открытых источниках приводят к утрате образовательными организациями монополии на передачу знаний. В то же время учебные курсы ведущих, выложенные в открытом доступе, оказывают значительное влияние на технологии обучения.
В связи с этим, как представляется, необходимо скорректировать все формы образования и обучения, чтобы в максимальной степени использовать потенциал новых цифровых технологий в развитии у учащихся навыков, цифровой грамотности как важнейшего фактора развития цифровой экономики.
Как отмечают А. Прохоров и Л. Коник[6], цифровая трансформация происходит на фоне проникновения не только информационных, но и других технологий, таких как биотехнологии, нанотехнологии и другие. Каждая технология опирается на цифровые технологии и генерирует новации на их пересечении.
Помимо прогнозирования времени выхода технологии на плато продуктивности, помимо возможности прогнозировать жизненный цикл технологии, важно оценить степень трансформации системы образования под воздействием тех или иных технологий.
Такие технологии представляют собой модель, которая обеспечивает доступ к необходимым услугам по управлению данными в гибком, масштабируемом варианте. «Облачные» технологии предоставляют возможности по использованию программного обеспечения, вычислительных мощностей, хранению данных.
Действительно, цифровизация меняет сферу образования в целом. Ее развитие (доступность данных и скорости их обработки) ведет к ощущению безграничных возможностей в выработке и принятии наилучших решений. Более того, создается иллюзия того, что решения, принимаемые в режиме реального времени, могут быть свободны от ошибок. Встречаются даже высказывания о том, что образовательные организации не нужны, поскольку технология принятия решений шагнула далеко вперед. Но сами модели и аналитические платформы могут не отражать реальные изменения, происходящие в сфере образования, и всегда останется проблема совершенствования не только аналитического аппарата, новых методов подготовки, свертки и агрегирования данных, но и понятийного аппарата и оценки тесноты связей между параметрами педагогической системы. Поскольку сама система быстро меняется, с новой силой звучит вопрос о том, действительно ли прошлое определяет будущее и в какой степени мы способны его определять.
[1] Чефранова А.О. Дистанционное обучение физике в школе и вузе на основе предметной информационно-образовательной среды: Автореф. дисс. ... докт. пед. наук. М. 2006. 42 с.
[2] Абрамовский А.Л. Дистанционное образование на современном этапе развития российского высшего образования: Дисс. ... канд. социол. наук. Тюмень, 2014. 203 с.
[3] Скворцов А.А. Педагогические условия дистанционного обучения студента в наукоемкой образовательной среде: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2015. 26 с.
[4] Теркулова И.Н. Цифровая среда как педагогическое условие позитивной социализации обучающихся во франкоговорящих странах: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М. 2019. 27 с.
[5] Сэкулич Н.Б. Интерактивная электронная информационно-образовательная среда университета как средство формирования ИКТ-компетенций студентов: Дисс. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2018. 194 с.
[6] Прохоров А., Коник Л. Цифровая трансформация. Анализ, тренды, мировой опыт. М.: ООО «АльянсПринт», 2019. 368 с.