ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ И УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Теоретические концепции управления конфликтами в трудах отечественных и зарубежных исследователей
1.2. Технология управления конфликтами
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В «-»
2.1. Исследование конфликтных ситуаций, возникающих в «-»
2.2. Методы управления конфликтами в «-»
ГЛАВА 3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В «-»
3.1. Разработка мероприятий по совершенствованию управлениями конфликтами
3.2. Программа по урегулированию конфликтов в учреждении «-»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Конфликты - одно из важнейших явлений современной социальной и политической жизни. Всем хорошо известно, что жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, которые часто приводят к столкновению интересов как отдельных людей, так больших и малых социальных групп. История человеческой цивилизации насыщена разного рода конфликтами. С древнейших времен люди пытаются решить возникающие противоречия и мечтают о бесконфликтном обществе. На протяжении веков лучшие умы человечества создавали теоретические модели бесконфликтного общества, а порой пытались воплотить их в реальную жизнь.
В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно либо к конструктивным, либо к деструктивным последствиям.
Основой любой организации являются люди (коллектив), и без их функционирование организации невозможно. В этой связи в коллективах часто возникают производственные ситуации, в ходе которых между людьми обнаруживаются противоречия по широкому кругу вопросов. Сами по себе эти разногласия и противоречия могут выступать в качестве положительного фактора движения творческой мысли. Однако, становясь острыми, они могут препятствовать успешной совместной работе и вести к конфликтам.
Конфликт в организации - это осознанное противоречие между общающимися членами этого коллектива, который сопровождается попытками его решить на фоне эмоциональных отношений в рамках организации.
Актуальность выбранной темы дипломной работы, обусловлена недостаточной проработкой вопросов в урегулировании конфликтов.
Чтобы найти оптимальное решение, нужно обладать знанием того, как развиваются такого рода конфликты. Столкновение точек зрения, мнений, позиций - очень частое явление производственной и общественной жизни. Чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, очень полезно знать, что такое конфликты и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.
В настоящее время руководителям многих уровней не хватает элементарной конфликтологической культуры, не хватает знаний о конфликтах, о путях их мирного решения. Многие руководители предпочитают решать возникающие конфликтные ситуации силовыми методами, даже не догадываясь, что есть мирные и конструктивные методы выхода из конфликта.
Проблема конфликта и защиты от него является самой актуальной проблемой времени, и решение ее требует не только определенных знаний, но и желания самих людей к бесконфликтному решению вопросов.
Целью данной работы является разработка мероприятий по совершенствованию управлениями конфликтами в «-».
В соответствие с указанной целью был поставлен ряд задач:
- Раскрыть технологию управления конфликтами;
- Исследовать конфликтные ситуации, возникающие в «-»;
- Рассмотреть способы и методы управления конфликтами в «-»;
- Разработать мероприятия по совершенствованию системы разрешения конфликтов в «-».
Объектом исследования данной работы являются конфликты в «-», предмет исследования - технология управления конфликтами в «-».
Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная и научная литература, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных данной тематике.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ И УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Теоретические концепции представления об управлении конфликтами в трудах отечественных и зарубежных исследователей
Конфликты как существенная сторона социальных связей, взаимодействия и отношений людей, их поведения и поступков всегда, притягивали к себе пытливое внимание человека. Свидетельство тому – мифология и религия разных народов, фольклор и памятники древней литературы, суждения античных и средневековых мыслителей, достижения социальных и гуманитарных наук [58, c.15].
Начало исследования феномена конфликта восходит к древней философии.
Однако зарождение конфликтологии как специальной отрасли научного знания относится ко второй половине XIX века. Все работы можно условно разделить на четыре группы по разным основаниям. К первой группе можно отнести работы, раскрывающие общетеоретические проблемы, мировоззренческо-методологические аспекты в исследовании конфликта; в них рассматриваются различные основания конфликта [18, c.15].
Начало современным теориям конфликта положили исследования ряда немецких, австрийских и американских социологов, выполненные в конце XIX-начале XX веков: Г. Зиммеля, Л. Гумпловича, К. Маркса, Д. Смолла, У. Самнера и др. Наиболее известным из них является Г. Зиммель, автор функциональной теории конфликта. В середине 60-х годов XX века немецкий ученый Р. Дарендорф выступил с теорией социального конфликта, плучившей впоследствии название «конфликтная модель общества». Рассмотрение конфликта как нормы социальных отношений было проведено в работах Л. Козера, К. Болдинга, Дж. Бернарда и других. Л. Козер предложил теорию позитивно-функционального конфликта. Попытка создания единой теории конфликтов с применением математического аппарата была предпринята и в нашей стране - В.В. Дружининым и Д.С. Конторовым [47, c. 57].
Наиболее известны следующие подходы к понятию конфликта:
- Концепция социально-классового конфликта К. Маркса. Теория Маркса является классической диалектической моделью социального конфликта.
- Диалектическая концепция конфликта Ральфа Дарендорфа. Основой деления людей на классы, по мнению Дарендорфа, (в отличии от теории Маркса) является участие или неучастие в осуществлении власти. Конфликт может возникнуть в любой организации, где вообще существуют управляющие и подчиненные. Для обозначения этих организаций Дарендорф использует веберовское понятие императивно координированной ассоциации (ИКА), представляющую собой хорошо организованную систему ролей [15, c.48].
- Игровая модель конфликта Анатоля Раппорта, (теория игр и математический аппарат) Сценарное описание конфликта. Педагогический и психологический аспект игровой модели конфликта. Театрализация и карнавализация конфликта.
- Структурно-функционалистская теории Парсонса. Конфликт в структурно-функционалистской теории Парсонса трактуется преимущественно как фактор повреждения и разрушения социальной системы. Данная теория не могла удовлетворительно объяснить социальные изменения и конфликты, начавшиеся в конце 60-х годов ХХ столетия. Вместе с тем системный подход к исследованию и использованию конфликта является в настоящее время одним из наиболее влиятельных. Преимущества междисциплинарного подхода к конфликту как к системе [46, c.21].
- Модель позитивно-функционального конфликта Льюиса Козера преодолевает отрицательное отношение структурного функционализма к конфликту. Он считает, что «социальный конфликт это борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьба, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника». Автор делает упор на позитивные функции конфликта, на его стабилизирующую роль в поддержании динамического равновесия социальной системы. Вместе с тем социальные структуры отличаются друг от друга дозволенными способами выражения антагонистических притязаний и уровнем терпимости в отношении конфликтов. Социальный конфликт способен стать и средством стабилизации внутригрупповых отношений, и чреват социальным взрывом. Это зависит от характера социальной структуры, под воздействием которой и развивается конфликт [24, 25, 45].
- Поведенческая модель конфликта К. Боулдинга. Причина социальных конфликтов, по Боулдингу, лежит в раздвоенности человеческого сознания. Таким образом, Боулдинг выделает два элемента: явный, открытый элемент, который он осознает по отношению к себе и миру, и скрытый элемент, который прячет. Этот последний подразделяется на две части: сознательно скрываемую и бессознательно скрываемую.
- Концепция согласия и структурного насилия Иоханна Гальтунга.
Ко второй группе можно отнести работы исследователей конфликта в конкретных сферах жизнедеятельности. В этих работах проводится анализ конфликтов на макроуровне: забастовочные движения, социальная напряженность в обществе, межнациональные, этнические, политические, экономические, экологические, межгосударственные и т.п. конфликты.
К третьей группе относятся работы, в которых исследуются конфликты в трудовых коллективах, в производственной сфере, в управлении.
Четвертая группа представлена самой многочисленной по количеству литературой зарубежных и отечественных исследователей. Это работы по способам и технологиям управления, разрешения конфликтов, по технологиям переговоров, анализу тупиковых и безвыходных конфликтных ситуаций. Во всех работах исследование конфликтов не ограничивается указанными основаниями, однако можно выделить некоторую доминанту, позволяющую отнести ту или иную работу в какую- либо из перечисленных групп.
Чем точнее определение существенных элементов конфликта, тем легче найти средства для эффективного поведения. Весьма желательно, чтобы партнеры сумели согласовать свои представления о том, как определить ситуацию конфликта. Последовательное поведение, направленное на преодоление конфликта в целом, предполагает несколько этапов.