Введение
Глава 1. Теоретические основы исследовательской работы на уроке географии
1.1 Классификации методов географических исследований
1.2 Методика организации учебно – исследовательской деятельности по географии в профильной школе
1.3 Уровни исследовательской деятельности
Глава 2. Практические аспекты исследовательской деятельности на уроке географии
2.1 Примеры тем исследовательских работ по географии
2.2 Планирование урока – исследования
2.3 Рекомендации по проведению исследовательской работы на уроке географии
Заключение
Список использованной литературы
Жизнь в современном мире требует от человека принятия быстрых и нестандартных решений, умений адаптироваться к новым ситуациям. Обществу нужен человек, самостоятельно и критически мыслящий, способный видеть проблему и творчески её решать. Модернизация образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, на становление личностных характеристик выпускника, прописанных в стандарте второго поколения: формирование у них умений научно - исследовательской деятельности; возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, владеть основами умения учиться, быть способным к организации собственной деятельности; быть готовым действовать самостоятельно; уметь слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение; любознательно, активно и заинтересованно познавать мир.
Достичь этой цели можно вооружив учащихся исследовательскими умениями.
Основная задача педагога не только снабдить учеников определённым набором знаний, обучить их основным способам и алгоритмам деятельности, но и научить ориентироваться в сложных потоках информации, умению ставить своевременные и наиболее актуальные вопросы и самостоятельно получать на них обоснованные ответы.
Обучение учащихся началам научно - исследовательской деятельности осуществляется через урок, дополнительное занятие, защиту проектов и рефератов, научно-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника.
Объект исследования – исследовательская деятельность учащихся.
Предмет исследования – процесс исследовательской деятельности на уроках географии.
Цель исследования: на основе изучения особенностей ведения исследовательской деятельности учащихся разработать и реализовать соответствующие программу и методику по осуществлению исследовательской деятельности на уроках географии.
Задачи:
- На основе анализа психолого-педагогической литературы изучить основные компоненты и характеристики исследовательской деятельности;
- Определить особенности исследовательской деятельности на уроках географии;
- Разработать рекомендации по проведению исследовательской работы на уроках географии.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В работе содержится рисунков и таблиц.
Глава 1. Теоретические основы исследовательской работы на уроке географии
1.1 Классификации методов географических исследований
Развитие исследовательской деятельности решает следующие задачи:
-обучать учащихся на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни;
- учить приемам осмысленной географической мыследеятельности: поиску ответов на вопросы, видению и объяснению различных ситуаций и проблем, оценочной деятельности, приемам публичного обсуждения, умению излагать и отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовывать решения;
- помогать использовать различные источники информации, приемы ее систематизации, сопоставления, анализ;
- подкреплять знания практическими делами, используя специфические для географии методы сбора, анализа и обобщения информации [4].
Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения. Исследовательская деятельность, дает обучающимся на уроках географии следующие преимущества:
- ученик работает активно и самостоятельно в пределах подготовленной дидактической среды;
- реализуется целеполагание: ученик знает, чем он будет заниматься на занятиях; повышается мотивация к учению;
- проявляются творческие способности;
- развиваются у школьников способы овладения познавательной, рефлексивной, коммуникативной деятельностью [7].
Темы исследования могут быть:
- фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
- экспериментальные - темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
- теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся, в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и других информационных материалах.
Целью педагогической деятельности является развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся через исследовательскую деятельность.
Познавательная деятельность организуется как на уроке, так и вне его, направляя на формирование устойчивого интереса учащихся к изучению географии.
Важная роль в школьном курсе географии отводится исследовательской деятельности учащихся. Важно пробудить у школьника исследовательский интерес, открыть путь к самостоятельному познанию истины [11].
Уроки-исследования, уроки-путешествия проводятся как при изучении нового материала, так и при закреплении и проверки знаний учащихся. Значимость исследовательской работы в школе очевидна, и учить приёмам этой работы нужно уже на начальных этапах обучения географии.
Применяя исследовательский метод обучения, развиваются навыки исследовательской деятельности и формируются положительные мотивации к географии. Исследовательская деятельность учащихся на уроках географии — это путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск.
Проблема формирования у учащихся представлений о процессе научного познания имеет несколько организационных решений. Однако в качестве основных могут быть названы два варианта: первый - организация факультатива или специального семинара по вопросам методологии научного исследования, второй - включение данных вопросов в содержание преподаваемых школьных предметов, в первую очередь - в разделы, раскрывающие историю науки и отдельных научных открытий. Успешность усвоения школьниками методологических знаний будет определяться возможностями переноса формируемых представлений в плоскость решения конкретных учебных задач. Это предполагает, в частности, использование учащимися знаний о процессе научного познания при осуществлении таких видов учебной деятельности, как написание реферата, проведение самостоятельного исследования, постановка опыта или эксперимента. В то же время и традиционные формы учебно-познавательной деятельности - от несложного анализа текста до составления плана решения задачи - могут служить полем приложения определенных компонентов методологических представлений, демонстрируя учащимся необходимость изучения методов и приемов научного познания. Значимость формирования у учащихся представлений о механизме роста научного знания возрастает в условиях включения в содержание школьного обучения спорных вопросов науки, предполагающих необходимость определения собственной позиции на основе осмысления и выбора различных познавательных альтернатив - как уже существующих в науке, так и самостоятельно конструируемых обучающимся. Это касается не только гуманитарного познания, где личность субъекта познавательной деятельности неустранимо представлена в ее результатах, что и обуславливает существование различных интерпретаций одних и тех же событий и явлений, но также и так называемых точных наук, для которых связь между индивидуально-личностными характеристиками исследователя и содержанием получаемого им знания не столь очевидна [10].