Курсовая работа|Педагогика

Осуществление исследовательской деятельности на уроках географии

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2022 | Страниц: 37

Введение

Глава 1. Теоретические основы исследовательской работы на уроке географии  

1.1 Классификации методов географических исследований

1.2 Методика организации учебно – исследовательской деятельности по географии в профильной школе

1.3 Уровни исследовательской деятельности

Глава 2. Практические аспекты исследовательской деятельности на уроке географии  

2.1 Примеры тем исследовательских работ по географии

2.2 Планирование урока – исследования

2.3 Рекомендации по проведению исследовательской работы на уроке географии  

Заключение

Список использованной литературы

Жизнь в современном мире требует от человека принятия быстрых и нестандартных решений, умений адаптироваться к новым ситуациям. Обществу нужен человек, самостоятельно и критически мыслящий, способный видеть проблему и творчески её решать. Модернизация образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, на становление личностных характеристик выпускника, прописанных в стандарте второго поколения: формирование у них умений научно - исследовательской деятельности; возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, владеть основами умения учиться, быть способным к организации собственной деятельности; быть готовым действовать самостоятельно; уметь слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение; любознательно, активно и заинтересованно познавать мир. 
Достичь этой цели можно вооружив учащихся исследовательскими умениями. 

Основная задача педагога не только снабдить учеников определённым набором знаний, обучить их основным способам и алгоритмам деятельности, но и научить ориентироваться в сложных потоках информации, умению ставить своевременные и наиболее актуальные вопросы и самостоятельно получать на них обоснованные ответы.

Обучение учащихся началам научно - исследовательской деятельности осуществляется через урок, дополнительное занятие, защиту проектов и рефератов, научно-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника.

Объект исследования – исследовательская деятельность учащихся.

Предмет исследования – процесс исследовательской деятельности на уроках географии.

Цель исследования: на основе изучения особенностей ведения исследовательской деятельности учащихся разработать и реализовать соответствующие программу и методику по осуществлению исследовательской деятельности на уроках географии.

Задачи:

  1. На основе анализа психолого-педагогической литературы изучить основные компоненты и характеристики исследовательской деятельности;
  2. Определить особенности исследовательской деятельности на уроках географии;
  3. Разработать рекомендации по проведению исследовательской работы на уроках географии.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В работе содержится   рисунков и   таблиц.

 

Глава 1. Теоретические основы исследовательской работы на уроке географии

1.1 Классификации методов географических исследований

Развитие исследовательской деятельности решает следующие задачи:

-обучать учащихся на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни;

- учить приемам осмысленной географической мыследеятельности: поиску ответов на вопросы, видению и объяснению различных ситуаций и проблем, оценочной деятельности, приемам публичного обсуждения, умению излагать и отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовывать решения;

- помогать использовать различные источники информации, приемы ее систематизации, сопоставления, анализ;

- подкреплять знания практическими делами, используя специфические для географии методы сбора, анализа и обобщения информации [4].

Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения. Исследовательская деятельность, дает обучающимся на уроках географии следующие преимущества:

  • ученик работает активно и самостоятельно в пределах подготовленной дидактической среды;
  • реализуется целеполагание: ученик знает, чем он будет заниматься на занятиях; повышается мотивация к учению;
  • проявляются творческие способности;
  • развиваются у школьников способы овладения познавательной, рефлексивной, коммуникативной деятельностью [7].

Темы исследования могут быть:

- фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

- экспериментальные - темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

- теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся, в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и других информационных материалах.

Целью педагогической деятельности является развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся через исследовательскую деятельность.

Познавательная деятельность организуется как на уроке, так и вне его, направляя на формирование устойчивого интереса учащихся к изучению географии.

Важная роль в школьном курсе географии отводится исследовательской деятельности учащихся. Важно пробудить у школьника исследовательский интерес, открыть путь к самостоятельному познанию истины [11].

Уроки-исследования, уроки-путешествия проводятся как при изучении нового материала, так и при закреплении и проверки знаний учащихся. Значимость исследовательской работы в школе очевидна, и учить приёмам этой работы нужно уже на начальных этапах обучения географии.

Применяя исследовательский метод обучения, развиваются навыки исследовательской деятельности и формируются положительные мотивации к географии. Исследовательская деятельность учащихся на уроках географии — это путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск.

Проблема формирования у учащихся представлений о процессе научного познания имеет несколько организационных решений. Однако в качестве основных могут быть названы два варианта: первый - организация факультатива или специального семинара по вопросам методологии научного исследования, второй - включение данных вопросов в содержание преподаваемых школьных предметов, в первую очередь - в разделы, раскрывающие историю науки и отдельных научных открытий. Успешность усвоения школьниками методологических знаний будет определяться возможностями переноса формируемых представлений в плоскость решения конкретных учебных задач. Это предполагает, в частности, использование учащимися знаний о процессе научного познания при осуществлении таких видов учебной деятельности, как написание реферата, проведение самостоятельного исследования, постановка опыта или эксперимента. В то же время и традиционные формы учебно-познавательной деятельности - от несложного анализа текста до составления плана решения задачи - могут служить полем приложения определенных компонентов методологических представлений, демонстрируя учащимся необходимость изучения методов и приемов научного познания. Значимость формирования у учащихся представлений о механизме роста научного знания возрастает в условиях включения в содержание школьного обучения спорных вопросов науки, предполагающих необходимость определения собственной позиции на основе осмысления и выбора различных познавательных альтернатив - как уже существующих в науке, так и самостоятельно конструируемых обучающимся. Это касается не только гуманитарного познания, где личность субъекта познавательной деятельности неустранимо представлена в ее результатах, что и обуславливает существование различных интерпретаций одних и тех же событий и явлений, но также и так называемых точных наук, для которых связь между индивидуально-личностными характеристиками исследователя и содержанием получаемого им знания не столь очевидна [10].

  1. Миндеева Е.О. «Методика организации учебно – исследовательской деятельности по географии в профильной школе на основе технологии работы ученического научно-исследовательского общества.». Работа представлена кафедрой методики обучения географии и краеведению. Научный руководитель – кандидат педагогических наук, доцент Г. А. Кононова 2008. – 399с.
  2. «Где я должен побывать, чтобы познать Россию» [Электронный ресурс]. Кн. 2 / Рус. геогр. о-во. - Москва, 2017. - 495 с.
  3. Ассонова, Г.С. Система самостоятельных работ по курсу физической географии России / Ассонова Г.С.– М .: Просвещение, 1994. – 128 с.
  4. Барабанов, В.В. В помощь учителю географии / Барабанов В. В. – СПб.: ВЛАДОС, 2000. – 210 с.
  5. Баринова,  И.И. Внеурочная работа по географии / Баринова И. И.–М.: Просвещение, 1988. –87с.
  6. Библиография. Дереклеева Н. И. «Научно-исследовательская работа в школе.» М., Вербум, Научно-исследовательская работа. 2001 г – 48с.
  7. Бычков, А. В. Метод проектов в современной школе / Бычков А. В.– М.: Монография, 2000. –14-17 с.
  8. Гладилина, И.П. Основы исследовательской деятельности школьников / Гладилина И. П.− М.: ООО «Центр полиграфических услуг «Радуга», 2010. –43 с.
  9. Дендебер И. А. «Наблюдению в исследовательской деятельности надо учить (практика работы на основе использования фотографии)» Исследовательская работа школьников. Научно – методический и информационно – публицистический журнал №1 2017. – с. 61- 64
  10. Екеева Э.В. «Методы географических исследований» – учебное пособие. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2010. – 48 с.
  11. Зайченко О.М. «Формирование у учащихся представлений о процессе научного познания» Методические рекомендации. 2001 г – 48 с. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 32с.
  12. Ивановский А. А. Географические имена [Электронный ресурс]: пособие для учащих и учащихся / А. А. Ивановский. - Москва: ит-во И.Д. Сытина, 1914 (2013). - 118 с.
  13. Катков, М. Б. Урало-Сакмарское междуречье как полигон для эколого-географических экскурсий /  Катков М. Б. Скрипальщикова А. М. −Оренбург.: Магистр, 2015. – 75 с.
  14. Клюшникова, Н. М. Внеклассная работа по географии / Клюшникова Н. М.− Волгоград.: Корифей, 2000. – 4 с.
  15. Колесников, Л.Ф. Школа: время перемен: из опыта работы школ Новосибирской области / Колесников Л. Ф.− М.: Педагогика, 1987. – 144 с.
  16. Концепция развития географического образования в Российской Федерации c.2-3 URL: koncepciya_razvitiya_geo graficheskogo_obrazovaniya_v_rf_0.pdf. Дата обращения 30.09.2022.
  17. Конышева,  А.В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку / Конышева А. В. − СПб.: Учпедгиз, 2005. – 208 с.
  18. Лазарев, Т. Проектный метод: ошибки в использовании / Т. Лазарев// Первое сентября –2011.− 10 января– С. 9.
  19. Лазарева С.А. «Научно – исследовательская деятельность учащихся на уроках географии через интеграцию предметов» nauchno_issledovatelskaya_deyatelnost_na_urokakh_geografii_cherez_integratsiyu_predmetov.doc11.2013г.
  20. Леонтович,  А.В. Исследовательская деятельность учащихся / Леонтович А. В.− М.: МГДД(Ю)Т, 2002. –110 с.
  21. Лернер,  И.Я. Проблемное обучение / Лернер И. Я. − М.: Знание, 1974 – 197 с.
  22. Митрофанова Г. Г. Трудности использования проектной деятельности в обучении /Г.Г. Митрофанова // Молодой ученый.– 2011.− №5. –С. 148-151.
  23. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / ред. Е.С. Полат. – М.: 2000.– 76 с.
  24. Обухов,  А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения / А. С. Обухов // Народное образование,1999. - № 10. – С. 34-41.
  25. Огородникова,  Н.В. Проектная деятельность старшеклассников / Н. В. Огородникова  // География в школе. –2006. –№1. –С. 55-61.
  26. Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение — что это / Н. Ю. Пахомова // Методист. – 2004. – №1. –С. 42-54 .
  27. Педагогический словарь: в 2 т. / ред. И. А. Каирова. – М.: Издательство Академии педагогических наук. 1970. – т.I. – 775 с.
  28. Поддьяков, А.Н. Дети как исследователи / Поддьяков А. Н.– М.: Магистр, 1999. –85-95 с.
  29. Полат,  Е.С. Метод проектов на уроках английского языка / Е. С. Полат// Иностранные языки в школе. 2000.№ 2, №3.− С. 48.
  30. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников / Поливанова К. Н.− М.: Просвещение, 2008. – 192 с.
  31. Понурова, В.А. Проблемный подход в обучении географии: Методическое пособие / Понурова В. А.- М.: Просвещение. – 1999. – 326 с.
  32. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2021. — 272 с.
  33. Сергеев,  И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся / Сергеев И. С.− М.: «Аркти», 2015−6- 8 с.
  34. Словарь педагогических терминов / ред В. Н. Березикова,– М.: Учебный проект, 1996. – 134 с.
  35. Степанова М.В. «Научно – исследовательская деятельность школьников в профильном обучении.» Учебно – методическое пособие для учителей / под ред. Тряпициной А.П. СПб.: КАРО, 2005. – 27с.
  36. Тысько, Л.А. Исследовательская деятельность учащихся в общеобразовательной школе /Л. А. Тысько // Преподавание истории и обществознания в школе. 2016. - №4. – С.14-22.
  37. Учебно – исследовательская деятельность школьников / редА.П. Тряпицыной.  – СПб.: Каро, 2015−10 с.
  38. Хуторская, А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: пособие для учителя/ Хуторская А. В. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2020. – 298 с.
  39. Шумакова Н.Б., Авдеева Н.И., Климанова Е.В. «Развитие исследовательских умений младших школьников.» – М.: Просвещение, 2011. – 157 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское