Введение
1. Теоретические аспекты криминальной журналистики
1.1 Жанры криминальной журналистики
1.2 История развития криминальной журналистики в России
2. Практические основы работы криминального журналиста
2.1 Особенности работы криминального репортера
2.2. Методика поиска источников криминальной информации
3. Анализ освещения криминальных происшествий и программ на телевидении
Заключение
Развлекательных программ на телевидении становится с каждым годом все больше, но рейтинги криминальных программ остаются традиционно высокими. На региональных и федеральных телеканалах систематически выходит в эфир несколько десятков криминальных передач и новостей.
Все это говорит о том, что криминальное направление занимает важное место в журналистике, поэтому подлежит подробному анализу и рассмотрению.
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что криминальная проблематика пользуется у населения страны повышенным интересом. «Начиная с 1999 года, насилие и криминал – основной семиотический ресурс российского телевидения. Мы видим, как сегодня ТВ разрабатывает тему преступности. «Дежурная часть», «Криминал», «Честный детектив», «Человек и закон», «Совершенно секретно», «Чрезвычайное происшествие» – десятки программ в неделю. Телевидение расширяет «криминальную нишу» потому, что эта продукция хорошо продается рекламодателям».
Объект исследования работы – криминальная журналистика.
Предметом исследования можно считать криминальные программы на российских телеканалах.
Целью исследования данной курсовой работы является выявление криминальной тематики на отечественном телевидении, а также определение основных задач криминальной журналистики.
Задачи работы:
– рассмотреть теоретические основы криминальной журналистики;
– исследовать особенности работы криминального репортера;
– провести анализ освещения криминальных происшествий и программ на телевидении.
Методы исследования: обобщение специальной литературы, публикаций, посвященных теме криминальной журналистики; классификация материалов по жанрам; анализ просмотренных материалов.
-
Теоретические аспекты криминальной журналистики.
1.1. Жанры криминальной журналистики.
В последние десятилетия в обиход прочно вошли термины «криминальная журналистика», «расследовательская журналистика», «журналистское расследование». Темами криминальной журналистики становятся чрезвычайные происшествия, социальная сфера, неправомерные действия, факты коррупции, финансовые махинации, насилие и пр. В рамках криминальной журналистики можно выделить несколько основных жанров, которые чаще всего используются журналистами для передачи событий: хроника, версия, журналистское расследование, аналитическая статья, комментарий, обзор. Рассмотрим каждый из них.
- Хроника — сообщение информационного характера, состоящее из 2–3 фраз без самостоятельного заголовка. Хроникальные заметки сообщают о событиях и фактах без лишних подробностей.
- Версия является специфическим жанром криминальной журналистики и основывается на моделировании собственного суждения или предположения по поводу уже имеющегося хода событий или явления.
- Журналистское расследование — жанр криминальной журналистики, основой которого является долговременное исследование какого-либо преступления, политического скандала, махинаций и пр., целью которого является получение первичной общественно значимой информации. В основе журналистского расследования должна лежать бесспорная фактическая информация, добровольно данная тем, кто имеет право предоставлять ее. В общем плане цели серьезного, социально важного журналистского расследования могут быть обозначены так: делать явной ту информацию, которая необходима, жизненно важна для народа, но от него скрывается; бороться со злоупотреблениями сильных мира сего; противостоять беззаконию, с тем, чтобы изменялось к лучшему и все общество.
- Комментарий — жанр криминальной журналистики, направленный на объяснение, обсуждение, разъяснение важных событий. Авторская позиция в комментарии направлена на выражение отношения к событиям, актуальным в современной действительности, формулировку проблем данных событий, анализ достижений и недостатков, оценку и прогноз развития действий в дальнейшем.
- Аналитика является жанром, нацеленным на анализ определенных фактов с подведением итогов. Автором аналитики в первую очередь определяется тема и суть проблемы в проводимом исследовании. Факты, приводимые в аналитике, направлены на то, чтобы помочь читателю разобраться в исследуемом явлении.
- Обзор является строго фактологичным жанром, факты в котором рассматриваются во взаимодействии, вскрывая причинные связи между ними.
Таким образом, основной задачей криминальной журналистики является информирование аудитории о происшествиях, угрожающих жизни социума и человека в отдельности. Ещё одна задача — предостережение зрителей, например, о присутствии преступника в их городе. Большинство мошенников и преступников, в конце концов, попадают в тюрьмы. Поэтому ещё одна задача криминальной журналистики — воспитание морали современного зрителя. Многие силовые структуры используют СМИ как поле для обнародования информации о разыскиваемых преступниках. Помощь правоохранительным органам и их родственникам — также одна из главных задач криминальной журналистики. В последнее время, когда телевизионная мода Европы проникла и на отечественное телевидение, интерес к криминальной журналистике небывало возрос. Всё чаще можно увидеть на экранах криминальные телепередачи, истории о каком-либо известном преступнике или громком деле. В таких передачах рассматриваются все аспекты преступления и действия преступника, начиная с подробного описания самого преступления, заканчивая «душевными» переживаниями заключенного. Кровь на экранах стала для зрителей не шокирующим фактом, а, скорее, развлекательным. Как говорится, народ требует «хлеба и зрелищ», а СМИ, благодаря современным технологиям, рады предоставить публике то, что в итоге повысит рейтинг телекомпании.
Сейчас криминальная хроника небывало популярна среди любителей книг, фильмов и компьютерных игр. Чем реальнее показаны сцены насилия, тем больший интерес появляется у зрителя. Поэтому СМИ — один из ярких примеров того, как картинка с экрана может привлечь интерес аудитории к криминальным событиям. За счет трансляции криминальных новостей повышается рейтинг телеканала. Акцент на основные потребности психологии человека — один из ключевых моментов получения прибыли СМИ.
Многие спорят о существовании истинной криминальной журналистики. Существует мнение о том, что её нет, либо ей занимаются так называемые «копирайтеры» или штамповщики «желтушной» прессы.
Существует несколько теорий, которые объясняют популярность криминальных сюжетов на телеканалах. Причем специалисты разделились на две категории. Приверженцы первой утверждают, что во время просмотра сцен насилия некоторые люди не пугаются, а испытывают чувство приятного возбуждения — такие люди и составляют «костяк» любителей остросюжетных историй. Другие исследователи считают, что человек, просматривающий криминальную хронику, находится в состоянии эйфории. В конце просмотра зритель понимает, что экранизированная ситуация произошла не с ним, а увиденные события научат его бдительности в будущем. Криминальные новости вызывают сильные эмоции у аудитории, поэтому популярность этого жанра обусловлена и тем, что люди пытаются пережить новые ощущения.
Кстати, психологи из Беркли и Университета Флориды сравнивают криминальную хронику с фильмами ужасов, и полагают, что некоторые люди любят считать себя несчастными. Такие люди любят пугаться, а сцены насилия доставляют им наслаждение. Исследователи считают, что аудитория, которой нравится сцены насилия, отличается по психологии от их оппонентов.