Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования мотивации к познавательной активности учащихся по химии в условиях цифровой реальности
- Анализ педагогического опыта по формированию мотивации к познавательной активности учащихся по химии
- Цифровая реальность как средство повышения мотивации к познавательной активности учащихся по химии
Выводы по первой главе
Глава 2. Опытно-экспериментальная деятельность по формированию мотивации к познавательной активности учащихся по химии в условиях цифровой реальности
- Опытно-экспериментальная работа по формированию мотивации к познавательной активности учащихся по химии в условиях цифровой реальности
- Результаты опытно-экспериментальной деятельности
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Актуальность работы. Проблема формирования познавательной активности возникла давно и до сегодняшних дней является одной из самых актуальных. Уровень познавательной активности школьника определяет эффективность решения обучающей, развивающей и воспитывающей задач обучения. Проблема формирования познавательной активности в истории русской педагогической мысли и в практике обучения выстраивалась постепенно под влиянием требований жизни.
Передовые идеи европейской педагогики в России рассматривали И.И. Бецкой и Ф.И. Янкович, Н.А. Добролюбов и Н.Г. Чернышевский.
Цель исследования: определить уровень сформировании мотивации к познавательной активности учащихся по химии в условиях цифровой реальности.
Объект исследования: процесс формирования мотивации к познавательной активности учащихся по химии в условиях цифровой реальности.
Предмет исследования: содержание и структура формирования методической компетентности будущего учителя химии.
Гипотеза исследования: показателем сформированности мотивации к познавательной активности учащихся по химии в условиях цифровой реальности будут соответствовать требования к результатам освоения основной образовательной программы по химии, если:
− изучены теоретические и практические основы формирования мотивации к познавательной активности учащихся в условиях цифровой реальности;
− проведена оценка уровня формирования мотивации к познавательной активности учащихся в условиях цифровой реальности;
− осуществлена опытно-экспериментальная работа по формированию мотивации к познавательной активности учащихся в условиях цифровой реальности.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические и практические основы формирования мотивации к познавательной активности учащихся в условиях цифровой реальности;
- провести оценку уровня формирования мотивации к познавательной активности учащихся в условиях цифровой реальности;
- провести опытно-экспериментальную работу опытно- экспериментальную работу по формированию мотивации к познавательной активности учащихся в условиях цифровой реальности.
На разных этапах разработки темы курсовой работы для решения поставленных задач, проверки исходных предположений использовались следующие методы исследования: теоретико-методологический анализ литературных и эмпирические методы.
Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ «Русско-татарская средняя общеобразовательная школа №129» Приволжского района г. Казани.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе обучения студентов, путем выступления с докладами на научно- практической конференции.
Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Глава 1. Теоретические основы формирования мотивации к познавательной активности учащихся по химии в условиях цифровой реальности
1.1 Анализ педагогического опыта по формированию мотивации к познавательной активности учащихся по химии
Мотивация (от латинского moveo, что означает двигаться) - это система мотивов и стимулов, которые побуждают людей действовать. Рассмотрим некоторые определения мотивации:
- совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих и определяющих направление активности субъекта.
- мотивы и детерминанты выбранного направления, объект (материальный или идеальный), на который направлена деятельность.
- предполагаемые причины, на которые люди основывают свой выбор и действия.
В отечественной психологии в качестве общего механизма возникновения мотива рассматривается реализация потребностей в ходе поисковой активности и тем самым превращение ее объектов в мотивы, «предметы потребностей». Таким образом, центральной закономерностью является то, что мотивация возникает путем изменения и расширения круга действий, преобразующих объективную реальность.
У человека источником развития мотива является не имеющий границ процесс общественного производства материальных и духовных ценностей. В качестве таких потенциальных мотивов в онтогенезе выступают присущие данному обществу объективные ценности, интересы и идеалы, которые в случае их интериоризации личностью могут приобрести побудительную силу и стать реально действующими мотивами. Эти мотивы выполняют функцию смыслообразования, то есть придают отражаемой в индивидуальном сознании действительности личностный смысл.
Функция смыслообразования связана с контролированием общей направленности деятельности личности. Функция контролирования осуществляется не непосредственно, а через механизм «эмоциональной коррекции» поведения: эмоции оценивают личностный смысл происходящих событий и в случае несоответствия этого смысла мотиву изменяют общую направленность деятельности личности. Динамика мотива в конкретных ситуациях обусловлена активностью подситуативной, приводящей к постановке личностью сверхзадач и появлению новых мотивов деятельности. Изучение мотивационно-смысловой сферы составляет центральную проблему психологии личности, ее исторического и онтогенетического развития.
Мотивы по степени осознанности делятся на:
- осознанные, когда человек может сказать, что его побуждает к деятельности;
- неосознанные (человек не может назвать причину);
Мотивы по степени действия делятся на:
- потенциальные (сформированные на уровне сознания, но реально не побуждают к деятельности);
- реальные (реально побуждают человека к деятельности).
И так, рассмотрим строение мотивационной сферы учения у школьников, то есть то, что определяет, побуждает учебную активность ребенка, что в целом детерминирует его учебное поведение.
Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Наличие нескольких функций мотивации показывает, что мотивация не только предшествует поведению, но и постоянно присутствует на всех его этапах, во всех его звеньях. Единство этих трех функций обеспечивает регулирующую роль мотивации в поведение. Причем третья – «смыслообразующая» функция (А.Н. Леонтьев) специфически человеческая и имеет центральное значение для характера мотивационной сферы. От того, какой смысл имеет учебная деятельность для данного конкретного ребенка, зависят проявления и других функций: побуждающей и направляющей. А это, в свою очередь, означает, что и побудительная сила мотивов учения (выраженность, интенсивность, длительность, устойчивость, эмоциональная окраска), и их роль в реальной организации учебной деятельности зависит, прежде всего, от сформированности смыслообразующей функции мотивации учения. Именно эта функция (роль учения в жизни ребенка) должна быть главным объектом воспитания.
Названные функции мотивации реализуются многими побуждениями. Фактически мотивационная сфера всегда состоит из ряда побуждений: идеалов и ценностных ориентаций, потребностей, мотивов, целей, интересоВ и др. Эти побуждения выполняют разную роль в общей картине мотивации, на различных этапах развития учебной деятельности приобретают то большее, то меньшее значение, поэтому знание их поможет учителю более дифференцированно воздействовать на отдельные моменты мотивации учения школьников.
Рассмотрим возрастные и индивидуальные особенности мотивации.
В младшем школьном возрасте основной мотив учения состоит в большинстве случаев в самом выполнении учения как объективно значимой деятельности, ибо благодаря выполнению учебной деятельности ребенок приобретает новую социальную позицию.
В среднем школьном возрасте возникает новый тип мотива, определяемый позицией ребенка в самой школе, возрастают связи ученика с коллективом, увеличивается интерес к работе в школьных детских организациях.
И, наконец, в старшем школьном возрасте общие социальные мотивы оказываются связанными с широким кругом общественной жизни школьника, с подготовкой к выбору профессии, с определением широких жизненных перспектив.