Курсовая работа|Педагогика

Натюрморт как средство достижения младшими школьниками предметных результатов на уроках изобразительного искусства

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2022 | Страниц: 40

Введение

  1. Жанр натюрморта и его роль в изобразительном искусстве

1.1. Понятие «натюрморт», виды натюрморта

1.2. Особенности развития натюрморта как жанра изобразительного искусства  

  1. Пути достижения предметных результатов в процессе обучения изображению натюрморта в начальных классах общеобразовательной школы

2.1.  Особенности проведения уроков рисования натюрморта с натуры в начальных классах

2.2.  Наглядно-методические пособия для занятий изобразительным искусством по теме «Натюрморт»

Заключение

Список используемой литературы

Современное общество сегодня нуждается не только в грамотных, но и духовно  развитых  гражданах.  Формирование  нравственной,  эстетической, духовной  культуры  подрастающего  поколения  осуществляется  благодаря урокам искусства в общеобразовательной школе, занятиям в детских школах искусств, кружках и студиях.

В процессе художественного образования и эстетического воспитания дети  приобретают  первые  творческие  впечатления,  овладевают  разными видами художественной деятельности, в том числе изобразительной. 

Исследования  педагогов  и  психологов  показывают,  что  детям необходимо  давать  знания  обо  всех  жанрах  и  видах  изобразительного искусства,  но  натюрморт  можно  считать  первым,  «начальным»  жанром живописи,  с  которым  нужно  знакомить  детей,  в  частности  младших школьников.  Он  не  только  вызывает  большой  эмоциональный  отклик  у детей,  но  помогает  изучить  на  его  примере  основы  изобразительной грамоты,  узнать  о  средствах  выразительности  в  живописи,  учит воспринимать  красоту  изображенных  предметов,  любоваться  ими.    На уроках  изобразительного  искусства    в  начальных  классах  натюрморт выступает  в  качестве  замечательного  средства  для  изучения  передачи  в изобразительном искусстве закономерностей освещенности, формы, цвета материальности  и  др.    Недаром  мастера  искусства  называли  натюрморт лабораторией живописи.

Актуальность  темы  курсовой  работы  была обусловлена значимостью эстетического воздействия жанра натюрморта на формирование  личности  младшего  школьника,  на  развитие  его художественного  вкуса,  творческих  способностей. 

Объект: достижение младшими школьниками предметных результатов на уроках изобразительного искусства.

Предмет: натюрморт, как средство достижения младшими школьниками предметных результатов на уроках изобразительного искусства.

Цель работы: достижение младшими школьниками предметных результатов посредством изучения натюрморта на уроках изобразительного искусства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

– рассмотреть понятие и виды натюрморта;

– исследовать особенности  развития натюрморта как жанра изобразительного искусства;

– выявить особенности проведения уроков рисования натюрморта с натуры в начальных классах;

– рассмотреть возможности использования наглядно-методические пособия для занятий изобразительным искусством по теме «Натюрморт».

Методы исследования – изучение и анализ  психолого-педагогической литературы; анализ учебно-методических комплектов для начальной школы; педагогический  эксперимент  (констатирующий,  формирующий, контрольный  этапы);  анализ  продуктов  деятельности  младших  школьников (рисунки),  полученных  в  результате  проведения  констатирующего  и контрольного этапов.

Базовые понятия.

Натюрморт – жанр изобразительного искусства – изображение неодушевленных предметов (вещей, цветов, фруктов, снеди и т.п.).

Сюжетно-тематический  натюрморт  представляет  собой изображение предметов, объединенных одной темой, сюжетом.

Учебный  натюрморт – натюрморт, для которого характерна  строгая  постановка  цели,  а именно  дать  обучающимся  основы  изобразительной  грамоты,  научить согласовывать предметы по размеру, тону, цвету и фактуре.

Предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

 

1. Жанр натюрморта и его роль в изобразительном искусстве

1.1. Понятие «натюрморт», виды натюрморта

Название «Натюрморт» произошло от французского слова natur – натура и mert – мертвая. Это такой жанр изобразительного искусства, в котором главными героями являются предметы, окружающие человека, неживые вещи – «мертвая натура», картина о мире вещей называется натюрморт. Натюрморт – это изображение неодушевлённых (чаще всего) предметов и объектов в изобразительном искусстве.

Этот жанр очень интересен и разнообразен. Сегодня накоплен огромный опыт в его развитии. Много веков назад художники научились достоверно изображать сущность предметов, передавать их красоту, показывать неповторимые живописные качества.

Натюрморт – это широко распространенный жанр в графике, живописи и даже скульптуре [6, c. 40].

В чем же состоит отличие натюрморта от других жанров? Что может рассказать художник, изображая неодушевленные вещи?

По сравнению с другими жанрами, которым может и необходимо описание, натюрморт более понятен. Основная его функция состоит в том, что его нужно внимательно разглядывать, «погружаться» в него. Он учит понимать жизнь через мир вещей, любоваться их красотой, чувствовать переживания автора.

В натюрморте художник не просто изображает предметы, но посредством их выражает свое представление действительности, решает разнообразные эстетические задачи.

Сущность «содержания» натюрморта - в отношении человека и предмета, в чувстве предметности жизни, естества материи... Это «в определенном смысле целое мировоззрение, определенное понимание видимости, ощущение реальности».

К этим словам можно лишь добавить, что предметы – это язык, на котором говорит художник, и он должен владеть этим языком в совершенстве.

Натюрморт – это, прежде всего, группа предметов, которые тематически организованы, связаны по смыслу, несут в себе определенную идею.

Объекты натюрморта можно разделить на две большие группы: природные предметы (снедь, рыба, цветы, дичь, плоды, и т.д.) и вещи, сделанные руками человека.

Природные объекты натюрморта, как правило, недолговечны (в связи с тем, что они из природного мира), но бывают и исключения. Вырванные из естественной среды, они обречены на скорую гибель: плоды портятся, цветы вянут, поэтому одна из функций данного жанра – это придать неизменность изменчивому, закрепить недолговечную красоту.

Предметы, которые сделаны человеком, как правило, выполняются из долговечных материалов: дерева, керамики, металла, стекла. Их формы устойчивы, они относительно стабильны.

Отличие природных объектов от изготовленных вещей состоит в той содержательной стороне, в той сюжетной роли, которую они играют в натюрморте. Предметы в натюрморте служат характеристикой человека и его деятельности, порой вносят в натюрморт социальное содержание, несут тематику труда или творчества [12, c. 118].

При всем различии искусственных и природных предметов, они имеют общие черты, которые позволяют органично соединить их в натюрморте. И те, и другие относительно невелики по размерам, могут вполне гармонично сочетаться друг с другом (к примеру, цветы и вазы, фрукты и блюда).

Огромное разнообразие мира вещей бесконечно расширяет содержательные возможности натюрморта.

Натюрморт, как таковой, не обязательно существует объективно, он составляется, компонуется, придумывается художником специально для того, чтобы быть изображенным.

Натюрморт долгое время считали второстепенным жанром живописи, в первую очередь, по сравнению с исторической, батальной, мифологической тематической картиной. Однако своими натюрмортами великие мастера доказали, натюрморты не только имеют «право на жизнь», мир вещей может многое рассказать об образе жизни их владельца, его статусе, социальном положении.

По отношению к учебным и творческим задачам, которые решаются в натюрморте, принято различать следующие его виды:

– учебный (академический);

– учебно-творческий;

– творческий (сюжетно-тематический).

Учебный натюрморт также называют академическим натюрмортом. В нем, в первую очередь, в соответствии с учебными задачами необходимо согласовать предметы по масштабу, по тону и фактуре, показать конструктивные особенности предметов, выявить закономерности пластики различных форм, решить тоновые и цветовые отношения. Учебный натюрморт может выполнять, кроме того, образовательные и воспитательные задачи: знакомство с народным творчеством, историей, культурой и т.д.

Учебно-творческий натюрморт направлен на отработку не только учебных умений и навыков, но и на решение определенных творческих задач, формирование авторской манеры, стиля, почерка [10, c. 104].

Творческий натюрморт подразумевает свободное самовыражение художника, отражение оригинальности замысла, авторской манеры.

По содержанию конкретных предметов в натюрморте различают одновидовой или однопорядковый натюрморт, в котором изображаются предметы одного конкретного вида: только овощи, только фрукты или цветы и т. д. Смешанным будет считаться натюрморт, в композиции которого присутствуют разнообразные предметы (цветы и плоды, посуда и фрукты и др.).

Сюжетно-тематический натюрморт подразумевает объединение предметов темой, сюжетом. Сюжетным натюрморт имеет конкретный сюжет, который может подтверждаться названием: «завтрак», «неприбранный стол», «десерт», «ужин» и др.; натюрморты с включением живых существ: животных, птиц и даже человека (лавки Снейдерса). Сюжетно-тематические или сюжетные натюрморты служат для передачи внутреннего мира человека, его интересов, культуры, различных сторон его жизни.

Натюрморт может быть самостоятельной картиной, а может выступать как составляющая портрета, интерьера, тематической картины. Вещи в живописи, не всегда выступают «героями» в посвященном им специально жанре натюрморта. Они заполняют и оживляют комнаты в изображениях интерьеров, играют не меньшую роль, чем люди, в исторических или жанровых сценах, наконец, они нередко сопровождают человека в портрете.

Натюрморты от условий выполнения различают:

–       по колориту (теплый, холодный, зеленоватый, охристый и др.);

–       по цвету и тону (сближенные, контрастные);

–       по освещенности (боковое освещение, освещение против света, прямое освещение);

–       по времени исполнения (краткосрочный - этюд, эскиз и длительный – многочасовые учебные или творческие постановки);

–       по месту расположения (натюрморт в экстерьере, на пленэре, натюрморт в интерьере);

–       по постановке задачи (реалистичный, декоративный, стилизованный и т.д.) [2, c. 31].

Натюрморт на пленэре (в пейзаже) может быть составлен в соответствии с выбранной темой, а может быть «случайным» или естественным.

Натюрморт в интерьере предполагает расположение предметов в большом пространстве, в сюжетном соподчинении с которым находятся все объекты натюрморта.

  1. Арябкина И. В. Основы творческого развития младших школьников в художественно-эстетической деятельности: учебное пособие / И. В. Арябкина, А. А. Спиридонова. - Ульяновск: УлГТУ, 2021. - 117 с.
  2. Борисов В. Ю. Методика обучения преподаванию изобразительного искусства в вопросах и ответах. Готовимся к экзамену: учебно-методическое пособие / В. Ю. Борисов, Н. Н. Борисов. – М.: МПГУ, 2018. - 79 с.
  3. Буянова Т. А. Развитие художественного опыта детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе обучения рисованию с натуры / Т. А. Буянова // Юсовские чтения. Социокультурный портрет современного ребенка: российский и зарубежный опыт: Сборник научных статей по материалам XX Международной научно-практической конференции (к 85-летию Б.П. Юсова), Москва, 31 октября – 01 2019 года / Под общей редакцией Л.Г. Савенковой. – Москва: Институт художественного образования и культурологии РАО, 2020. – С. 163-173.
  4. Власова Н. В. Технологии педагогического рисунка: учебное пособие / Н. В. Власова. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2021. - 160 с.
  5. Джафарова О. С. Развитие исследовательских умений младших школьников в процессе художественной деятельности / О. С. Джафарова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2017. – № 22. – С. 64-68.
  6. Джафарова О. С. Художественно-педагогические технологии в начальной школе: Учебное пособие / О. С. Джафарова. – Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2019. – 132 с.
  7. Леонова Н. Н. Юный художник-краевед: конспекты занятий и авторская программа дополнительного образования детей 7–9 лет художественно-краеведческой направленности: учебное пособие: пособие для дополнительного образования детей / Н. Н. Леонова. – М.: Владос, 2018. – 335 с.
  8. Ломов С. П. Изобразительное искусство: 1 - 4 классы: рабочая программа / С. П. Ломов, Н. В. Долгоаршиных, С. Е. Игнатьев и др. - М.: Дрофа, 2017. - 41 с.
  9. Лупандина Е. А. Обучение младших школьников изображению натюрморта: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ / Е. А. Лупандина, К. А. Попова. – Оренбург: Без издательства, 2021. – 62 с.
  10. Погодина С. В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста: учебное пособие / С. В. Погодина. - 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2019. - 269 с.
  11. Рау М. Ю. Изобразительное искусство. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / М. Ю. Рау, М. А. Зыкова. - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2019. - 95 с.
  12. Сокольникова, Н. М. Методика преподавания изобразительного искусства: учебник / Н. М. Сокольникова. - 9-е изд., стер. – М.: Академия, 2019. - 254 с.
  13. Сыроватченко, Т. А. Развитие творческих способностей учащихся на занятиях художественным конструированием в сфере дополнительного образования / Т. А. Сыроватченко // Теоретические и практические вопросы психологии и педагогики: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Волгоград, 08 декабря 2018 года. – Волгоград: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований», 2018. – С. 129-130.
  14. Шмакова Т. И. Развитие художественного восприятия у школьников: учебно-методическое пособие / Т. И. Шмакова. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2018. - 118 с.
  15. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство: сборник примерных рабочих программ: предметная линия учебников Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой, 1–4 классы: предметная линия учебников под редакцией Т. Я. Шпикаловой, 5-8 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская и др.. - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2020. - 351 с.
  16. Шпикалова Т. Я. Уроки изобразительного искусства. 1-4 классы: поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2019. - 367 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское