Актуальность исследования. Освоение лексических синонимов у школьников формируется понимание того, что эти слова отличаются оттенками значения. Суть этих отношений сводится к тому, что совокупность лексических единиц является достаточно четкой системой.
Изучая синонимы школьники повышают уровень речевой культуры. Умелое использование синонимов позволяет избежать в речи повторов, тавтологии и тем самым, устраняет однообразие и монотонность речи, делает высказывание разнообразным, точным, выразительным.
Выбор лексических средств в соответствии с речевой ситуацией позволит принимать решение по проблеме, в которой учащиеся, отлично овладевшие теоретическими познаниями, испытывают сложности на практике.
Именно поэтому особенностью познания лексических синонимов, способов толкования лексического значения слова является формирование знаний о словах, близких по значению.
В обучении, этой теме посвящены работы над лексическими понятиями М.Т. Барановым, А.В. Прудниковой, А.И. Кондрашенковой, К.А. Сидоренко, Ю.Я. Плотниковой, Т.И. Чижовой, В.А. Мызиной и другими. Ими проведены исследования, направленные на выяснение роли лексики в формировании умений и навыков учащихся, содержания работы, принципов и методов изучения и др. Ф.И.
Актуальность темы состоит в необходимости формирования лексической системы языка. Актуальность связана также с проблемой критериев, с помощью которых определяется синонимичность, определением понятия тождественности, в какой мере тождественность референции является достаточным условием для отнесения лексических единиц к синонимам.
Проблема исследования состоит в следующем: как эффективно сформировать компетенцию у школьников по лексическим синонимам на уроках русского языка?
Объектом исследования является изучение лексических синонимов на уроках русского языка 5 класса.
Предмет исследования: способы изучения лексических синонимов на уроках русского языка 5 класса.
Цель данного исследования: теоретически обосновать и проверить в практической деятельности разработанный комплекс упражнений, направленный на формирование лексических синонимов на уроках русского языка в основной школе.
Задачи исследования:
1) провести системный анализ понятия «лексические синонимы».
2) изучить особенности формирования лексических синонимов обучающихся на уроках русского языка в 5 классе.
3) определить уровень сформированности лексических синонимов обучающихся.
4) подобрать комплекс упражнений и заданий по формированию лексических синонимов.
Методы исследования:
1) теоретические: анализ литературы;
2) эмпирические методы: метод наблюдения; метод опроса: анкетирование.
Теоретическая значимость исследования: изучены особенности формирования лексических синонимов, проведен анализ основных направлений этого процесса.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности учителей основной школы.
Исследование проводилось на базе МАОУ СОШ.
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ СИНОНИМОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Системный анализ понятия «лексические синонимы»
Лексикология – раздел языкознания, изучающий словарный состав языка, его лексику. Состав лексики русского языка определяется количеством слов в тех или иных словарях. Различные словари называют различное количество словарных единиц.
В лексикологии слова языка образуют его словарный состав, или лексику (лексический состав) [18, c. 167].
Лексическое значение эксплицируется набором дифференциальных признаков, в которых отражается свойства реалий и характер её обобщения.
Синонимичность лексических единиц – тождественность.
По мнению З.Е. Александровой, синонимами считаются слова, которые имеют одно и то же лексическое значение, с оттенками значения, экспрессивной окраской и принадлежностью к стилистическому слою языка, и которые имеют сочетаемость, так как они способны замещать друг друга в реальных контекстах.
Н.Г. Гольцов определил, что лексические синонимы – это слова, принадлежащие к одной и той же части речи, близкие или тождественные по значению и по-разному звучащие. Синонимия относится к достаточно сложным лингвистическим феноменам (явлениям, в которых обнаруживается сущность чего-либо), имеющим разное толкование.
Большинство ученых под синонимией понимают вид семантических отношений, складывающихся между словами, при котором слова, находящиеся в синонимических отношениях, выражают одно и то же значение (совпадение может быть полным или частичным), но имеют при этом разный предмет обозначения. К таким лингвистам относятся Д.Э. Розенталь, Н.М. Шанский, Н.Г. Гольцова, Т.И. Вендина, З.Е. Александрова, Д.Н. Шмелев.
Т.Г. Винокур также определяет синонимы – слова одной и той же части речи, имеющие полностью или частично совпадающие лексические значения.
А.А. Уфимцева обозначает синонимы, как лексемы, связанные между собой общностью в их семантическом содержании, независимо от того, идет ли отождествление по всему смысловому объему или одному из значений отождествленных лексических единиц.
Два и более лексических синонима, соотносимых между собой при обозначении одних и тех же явлений, предметов, признаков, действий, образуют в языке определенную группу, парадигму, иначе называемую синонимическим рядом. Например: для обозначения действия, приводящего в состояние нервного напряжения, подъема, в русском языке используют синонимический ряд возбуждать, волновать, будоражить, взбудораживать, взвинчивать, электризовать, наэлектризовывать.
В составе синонимического ряда выделяется какое-то одно слово, семантически максимально емкое и стилистически нейтральное (т.е. не имеющее дополнительных стилистических характеристик). Оно становится основным, стержневым, опорным, его называют доминантой. В приводимом выше ряду таким будет слово возбуждать. Остальные слова, кроме основного значения «приводить в состояние нервного напряжения, подъема», выражают дополнительные семантико-стилистические оттенки.
С точки зрения постоянства состава слов синонимические ряды характеризуются относительной не замкнутостью. В них возможны изменения и дополнения, обусловленные процессом развития всей лексической системы.
Слово в совокупности всех его грамматических форм и лексических значений называется лексемой. В отличие от конкретного слова, употреблённого в определённой грамматической форме и с определённым лексическим значением, в одной лексеме объединяются все её парадигматические формы и все значения.
Термин «лексема» введён в лингвистический оборот в 1918 г. A.M. Пешковским и в дальнейшем получил содержательное уточнение в трудах В.В. Виноградова. А.И. Смирницкого, А.А. Зализняка и других исследователей.
Лексикология может быть общей (устанавливает общие закономерности строения, функционирования и развития лексических систем разных языков), частной (исследует словарный состав какого-либо одного языка) и сопоставительной (рассматривает словарный состав с целью выявления генетического родства, общих лексических закономерностей, а также различий между родственными и неродственными языками). В зависимости от временного разреза, в котором рассматривается слово, выделяются описательная лексикология и историческая.