Курсовая работа|Педагогика

Изучение лексических синонимов в школе: задачи и средства (на примере 5 класса)

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2022 | Страниц: 26

Введение 

Глава 1 Теоретические основы употребления лексических синонимов на уроках русского языка в основной школе

1.1 Системный анализ понятия «лексические синонимы»

1.2 Особенности формирования лексических синонимов на уроках русского языка в 5 классе

Глава 2. Формирование лексических синонимов на уроках русского языка в 5 классе

2.1 Методы оценки уровня лексических синонимов

2.2 Комплекс упражнений и заданий по формированию

лексических синонимов

Заключение 

Список литературы 

Актуальность исследования. Освоение лексических синонимов у школьников формируется понимание того, что эти слова отличаются оттенками значения. Суть этих отношений сводится к тому, что совокупность лексических единиц является достаточно четкой системой.

Изучая синонимы школьники повышают уровень речевой культуры. Умелое использование синонимов позволяет избежать в речи повторов, тавтологии и тем самым, устраняет однообразие и монотонность речи, делает высказывание разнообразным, точным, выразительным.

Выбор лексических средств в соответствии с речевой ситуацией позволит принимать решение по проблеме, в которой учащиеся, отлично овладевшие теоретическими познаниями, испытывают сложности на практике.

Именно поэтому особенностью познания лексических синонимов, способов толкования лексического значения слова является формирование знаний о словах, близких по значению.

В обучении, этой теме посвящены работы над лексическими понятиями М.Т. Барановым, А.В. Прудниковой, А.И. Кондрашенковой, К.А. Сидоренко, Ю.Я. Плотниковой, Т.И. Чижовой, В.А. Мызиной и другими. Ими проведены исследования, направленные на выяснение роли лексики в формировании умений и навыков учащихся, содержания работы, принципов и методов изучения и др. Ф.И.

Актуальность темы состоит в необходимости формирования лексической системы языка. Актуальность связана также с проблемой критериев, с помощью которых определяется синонимичность, определением понятия тождественности, в какой мере тождественность референции является достаточным условием для отнесения лексических единиц к синонимам.

Проблема исследования состоит в следующем: как эффективно сформировать компетенцию у школьников по лексическим синонимам на уроках русского языка?

Объектом исследования является изучение лексических синонимов на уроках русского языка 5 класса.

Предмет исследования: способы изучения лексических синонимов на уроках русского языка 5 класса.

Цель данного исследования: теоретически обосновать и проверить в практической деятельности разработанный комплекс упражнений, направленный на формирование лексических синонимов на уроках русского языка в основной школе.

Задачи исследования:

1) провести системный анализ понятия «лексические синонимы».

2) изучить особенности формирования лексических синонимов обучающихся на уроках русского языка в 5 классе.

3) определить уровень сформированности лексических синонимов обучающихся.

4) подобрать комплекс упражнений и заданий по формированию лексических синонимов.

Методы исследования:

1) теоретические: анализ литературы;

2) эмпирические методы: метод наблюдения; метод опроса: анкетирование.

Теоретическая значимость исследования: изучены особенности формирования лексических синонимов, проведен анализ основных направлений этого процесса.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности учителей основной школы.

Исследование проводилось на базе МАОУ СОШ.

 

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ СИНОНИМОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

1.1    Системный анализ понятия «лексические синонимы»

Лексикология – раздел языкознания, изучающий словарный состав языка, его лексику. Состав лексики русского языка определяется количеством слов в тех или иных словарях. Различные словари называют различное количество словарных единиц.

В лексикологии слова языка образуют его словарный состав, или лексику (лексический состав) [18, c. 167].

Лексическое значение эксплицируется набором дифференциальных признаков, в которых отражается свойства реалий и характер её обобщения.

Синонимичность лексических единиц – тождественность.

По мнению З.Е. Александровой, синонимами считаются слова, которые имеют одно и то же лексическое значение, с оттенками значения, экспрессивной окраской и принадлежностью к стилистическому слою языка, и которые имеют сочетаемость, так как они способны замещать друг друга в реальных контекстах.

Н.Г. Гольцов определил, что лексические синонимы – это слова, принадлежащие к одной и той же части речи, близкие или тождественные по значению и по-разному звучащие. Синонимия относится к достаточно сложным лингвистическим феноменам (явлениям, в которых обнаруживается сущность чего-либо), имеющим разное толкование.

Большинство ученых под синонимией понимают вид семантических отношений, складывающихся между словами, при котором слова, находящиеся в синонимических отношениях, выражают одно и то же значение (совпадение может быть полным или частичным), но имеют при этом разный предмет обозначения. К таким лингвистам относятся Д.Э. Розенталь, Н.М. Шанский, Н.Г. Гольцова, Т.И. Вендина, З.Е. Александрова, Д.Н. Шмелев.

Т.Г. Винокур также определяет синонимы – слова одной и той же части речи, имеющие полностью или частично совпадающие лексические значения.

А.А. Уфимцева обозначает синонимы, как лексемы, связанные между собой общностью в их семантическом содержании, независимо от того, идет ли отождествление по всему смысловому объему или одному из значений отождествленных лексических единиц.

Два и более лексических синонима, соотносимых между собой при обозначении одних и тех же явлений, предметов, признаков, действий, образуют в языке определенную группу, парадигму, иначе называемую синонимическим рядом. Например: для обозначения действия, приводящего в состояние нервного напряжения, подъема, в русском языке используют синонимический ряд возбуждать, волновать, будоражить, взбудораживать, взвинчивать, электризовать, наэлектризовывать.

В составе синонимического ряда выделяется какое-то одно слово, семантически максимально емкое и стилистически нейтральное (т.е. не имеющее дополнительных стилистических характеристик). Оно становится основным, стержневым, опорным, его называют доминантой. В приводимом выше ряду таким будет слово возбуждать. Остальные слова, кроме основного значения «приводить в состояние нервного напряжения, подъема», выражают дополнительные семантико-стилистические оттенки.

С точки зрения постоянства состава слов синонимические ряды характеризуются относительной не замкнутостью. В них возможны изменения и дополнения, обусловленные процессом развития всей лексической системы.

Слово в совокупности всех его грамматических форм и лексических значений называется лексемой. В отличие от конкретного слова, употреблённого в определённой грамматической форме и с определённым лексическим значением, в одной лексеме объединяются все её парадигматические формы и все значения.

Термин «лексема» введён в лингвистический оборот в 1918 г. A.M. Пешковским и в дальнейшем получил содержательное уточнение в трудах В.В. Виноградова. А.И. Смирницкого, А.А. Зализняка и других исследователей.

Лексикология может быть общей (устанавливает общие закономерности строения, функционирования и развития лексических систем разных языков), частной (исследует словарный состав какого-либо одного языка) и сопоставительной (рассматривает словарный состав с целью выявления генетического родства, общих лексических закономерностей, а также различий между родственными и неродственными языками). В зависимости от временного разреза, в котором рассматривается слово, выделяются описательная лексикология и историческая.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostrаnstvo/srednyаyа-i- stаrshаyа-shkolа/russkij-yаzyk/fgos/fgos-ooo.html (дата обращения: 10.12.2022).
  2. Бабайцева, В.В. Русский язык: Синтаксис. Пунктуация / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. - М.: Педагогика, 2014. - 159 с.
  3. Бархударов С.Г. Лексическая синонимия: сборник статей /Под ред. С.Г. Бархударова. - М.: Академия, 2017.- 354 с.
  4. Валгина Н.С, Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык.-М.: Язык, 2019.
  5. Воронина, А.В. Методическая система изучения заимствованной лексики в начальной школе /Ярославский педагогический вестник. 2016. – №4(49). – 221 с.
  6. Горбачевич К.С. Мир родной речи.- М.: Знание, 2018.
  7. Демичева, В.В. Формирование логического мышления учащихся при обучении словообразованию // Начальная школа. – 2019. - №4. – С. 65-69.
  8. Дерягин Д.Я. Беседы о русской стилистике.- М.: Знание, 2018.
  9. Ефимов А.И. История русского литературного языка. – М.: Издательство Московского университета, 2016.
  10. Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. – М.: Инфра-Н, 2020. – 240 с.
  11. Методика преподавания русского языка: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. М. Т. Баранова, Н.А. Ипполитовой, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова. – М.: Академия, 2019. – 368 с.
  12. Новикова, Т.Ф. Культурологический подход к преподаванию русского языка в аспекте регионализации образования: монография / Т.Ф. Новикова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. – 296 с.
  13. Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. Е.А. Быстровой. М.: Дрофа, 2004. — 240 с.
  14. Пахнова, Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды / Т. М. Пахнова. // Русский язык в школе. – 2000. – № 4. – С. 3-11.
  15. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. – М.: Просвещение, 2015. – 558 с.
  16. Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык 5 класс». – М.: Дрофа, 2015. -224 с.
  17. Русский язык: 5 класс: методическое пособие к учебнику М. М. Разумовской, С. И.  Львовой, В. И. Капинос, В.В. Львова / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В. И. Капинос и др. – М. : Дрофа, 2019. – 260 с.
  18. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5-9 классы: учеб. пособие для обще образоват. организаций / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др. – М.: Просвещение, 2016. – 111 с.
  19. Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос. – М.: Дрофа, 2019. – 317 с.
  20. Сенновский, И.Б. Профессиональная компетентность учителя и управление образовательной деятельностью ученика / И.Б. Сенновский // Школьные технологии. – 2016. – №1. – С. 78-83.
  21. Сухотин В.П. Синтаксическа синонимика в современном русском языке – М.: Деловая книга, 2019.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское