Курсовая работа|Логопедия

Сказки народов мира как средство воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста с ОВЗ

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2022 | Страниц: 43

Введение

  1. Теоретические основы использования сказок народов мира как средства воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста с ОВЗ

1.1. Характеристика понятий «культура поведения», «воспитание»

1.2. Особенности воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста с ОВЗ

1.3. Методы, приемы и средства воспитания культуры поведения детей с ОВЗ в детском саду

  1. Экспериментальное исследование использования сказок народов мира как средства воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

2.1. Организация экспериментального исследования, описание методик

2.2. Программа использования сказок народов мира как средства воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

2.3. Обобщение результатов экспериментального исследования

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Актуальность исследования. Дошкольное детство является важнейшим периодом в формировании личности. Происходит приобщение ребёнка к культуре, к общечеловеческим ценностям. Одним из направлений в нравственном воспитании ребёнка является воспитание культуры поведения. Культура поведения важная часть общечеловеческой культуры, морали, нравственности. Если ребенок научится общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми людьми. Формирование потребности в культуре поведения – одна из важнейших социальных задач человека с раннего детства. Высокий уровень культуры поведения - это условие успешной адаптации человека в любой социальной среде.

Особенно тяжело усвоение норм культуры поведения дается детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Работа с дошкольниками с ОВЗ требует большого терпения, так как для таких детей характерны недостаток речевого развития, неусидчивость, плохая память, гиперактивность, агрессивность. Если у ребенка способность к общению недостаточно сформирована в детстве, то в будущем у него могут возникнуть внутриличностные и межличностные конфликты, которые разрешить во взрослом возрасте крайне сложно. Создание эффективной системы работы по формированию навыков культурного поведения у дошкольников с ОВЗ в современных условиях имеет исключительно важное значение, так как она может внести существенный вклад в подготовку детей к школе, к жизни.

Степень разработанности проблемы исследования. Проблемой воспитания культуры поведения занимались отечественные педагоги как: Р.С. Буре, С.В. Потеряна, К.Д. Ушинский и психологи: Л.И. Бобович, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, Я.Л. Коломенский, Т.А. Репина, И.С. Кон, А.В. Петровский, С.Я. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин.

Вопросы по предоставлению помощи детям с ограниченными возможностями здоровья представлены в работах О.И.Акимовой, С.В. Алехиной, В.Г. Боровик, Н.П. Вайзман, Е.А. Екжановой и др.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить следующее противоречие: между необходимостью создания специальных психолого-педагогических условий для воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и недостаточной разработанностью этого вопроса в психолого-педагогической литературе.

Проблема исследования: Какова эффективность использования сказок народов мира как средства воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста с ОВЗ?

Данная проблема определила тему курсовой работы: «Сказки народов мира как средство воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста с ОВЗ».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования сказок народов мира как средства воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Объект исследования – процесс воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Предмет исследования – сказки народов мира как средство воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста с ОВЗ.

В основу нашего исследования положена гипотеза, согласно которой воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ будет более эффективным, если:

  • обоснованы особенности воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ;
  • выявлены методы и средства воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ;
  • разработана и апробирована программа воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Из целей и гипотезы исследования вытекают и его задачи:

  1. Обосновать особенности воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
  2. Выявить методы и средства воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
  3. Разработать и апробировать программу воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Методологическая основа исследования. Методологической основой исследования являются отечественные концепции психического развития и обучения при нормальном и аномальном развитии:

  • культурно-историческая концепция развития ребенка (Л.С. Выготский);
  • деятельный подход в развитии ребенка (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Б.Д. Эльконин);
  • положение о формировании психики в условиях аномального развития (В.В. Лебединский, И.Ю. Левченко, В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова, Г.Е. Сухарева, и др.).

Методическая основа. Для достижения цели и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические – изучение и анализ педагогической и психологической литературы, эмпирические – наблюдение, беседа, изучение документов, педагогический эксперимент.

Методики исследования. При проведении экспериментального исследования применялись следующие методики:

  1. Диагностическая методика «Сюжетные картинки» (модифицированный вариант Р.М. Калининой).
  2. Методика «Закончи историю». (модифицированный вариант Р.М. Калининой).

Кроме выше названных методик в процессе эмпирического исследования нами была разработана карта наблюдения и оценивания понимания ребенком морали сказок и выполнение дошкольниками моральных требований в поведении, в общении. Уровень понимания морали сказок выяснялся методом беседы в процессе разбора сказок, сюжетов или героев сказок.

База исследования: Центр развития ребенка – детский сад № 111, г.Казань.

Теоретическая значимость заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проблемы исследования.

Практическая значимость исследования состоит в разработке программы коррекционно-развивающей работы, способствующей воспитанию культуры поведения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Данные исследования могут быть полезны воспитателям и родителям.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

 

I. Теоретические основы использования сказок народов мира как средства воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста с ОВЗ

1.1. Характеристика понятий «культура поведения», «воспитание»

Вопросы о решающей роли воспитания культуры поведения в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Одним из ведущих качеств воспитанной личности, несомненно, является культура поведения. Культура поведения – это широкое понятие, которое раскрывает сущность моральных норм в отношении к людям, к природе, к труду, к предметам материальной и духовной культуры и, конечно же, к самому себе.

Воспитание у детей культуры поведения преследует цель научить их стандартам взаимодействия в социуме. Культура поведения зарождается в семейном климате, развитие продолжается в дошкольном учреждении, школе [2, С. 87].

В понятие входит отношение к человеку, труду, знание обслуживания в бытовой сфере. Закладывается воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста, но и в других возрастных категориях нормы продолжают усваиваться.

В прививании культурных правил необходим пример взрослого, именно образец коммуникации с другими людьми становится привычным инструментом взаимодействия.

В определение входит определенный образец действий и жизни. Его принимают в обществе за стандарт. В социуме существуют определенные стандарты, которые нужны человеку для развития и коммуникации. Культура поведения - это соблюдение важных правил человеческого общения.

В педагогической литературе понятие «воспитание» трактуется как процесс целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе. При этом подчеркивается значимость освоения личностью в воспитательном процессе культуры и перевода общественно-исторического опыта в личный опыт [1].

Воспитание предстает в психолого-педагогических исследованиях как многоплановый процесс. Так, многие исследователи определяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на человека общества в целом, т.е. фактически отождествляют воспитание с социализацией. В данном ключе – трактовка Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирова: как сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации и культуры, церковью, семьею, образовательными учреждениями разного уровня и направленности, обеспечивающий общественный прогресс и преемственность поколений [20, С.39].

В узком социальном смысле под воспитанием понимается «направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни» [7, С. 73].

Культурный стандарт нужен для хорошего взаимодействия с окружающими, он обеспечивает душевный комфорт и улучшает отношения. Первые образцы по воспитанию культуры поведения идут от семейной ячейки, в дальнейшем они получают опыт от воспитателей и других значимых взрослых. Воспитание у детей культуры поведения имеет определенные пункты:

  • культура коммуникации;
  • культура деятельности;
  • бытовые-гигиенические привычки.

Формирование культуры деятельности происходит во время игровых развлечений, трудовых заданий. Взрослый показывает малышам, что нужно заботливо относиться к материальным предметам, книжной продукции. Важно учить доводить начатые трудовые действия до конца [13, С. 124].

В воспитании культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста группы необходимо учитывать и их деятельность, главным можно назвать - развитие навыков самоорганизации. Она позволяет с течением времени взросления ребенка организовывать свою деятельность, планировать действия, оценить результат.

Воспитание культуры общения происходит во время коммуникации с взрослыми, сверстниками. Важно показывать пример доброжелательного поведения, основ вежливого обращения. Имеет значение словарный запас воспитателя, разнообразие коммуникативных приемов [10, С.12].

Культура гигиены предусматривает навык содержания в опрятности частей тела, элементов одежды, рабочего места. Этикет за столом относят к гигиеническим умениям, нужно воспитывать почтительность к сидящим за столом, тем кто готовил еду.

Начало формирования у детей культуры поведения желательно начинать с дошкольников. Именно этот возраст позволяет строить первые коммуникативные действия с ровесниками и взрослыми, появляется осознанность действий.

Показатели культурного поведения заключаются в следующем:

Воспитание аккуратности во внешнем виде. Воспитательный процесс позволяет предупреждать проявления неряшливости, закрепляется желание быть аккуратным и опрятным.

Манера держаться за столом. Обучение пользование столовыми приборами, тщательному пережевыванию пищи.

Общение с ровесниками. Обучение умению высказать свою просьбу. Значимый взрослый знакомит с образцами коммуникации, а также умению сказать «нет». Правила позволяют выбрать нужные примеры поведения в сложной ситуации.

Вежливость. Вежливое поведение отличает хорошие манеры и тактичность. Хорошо, если у ребят есть пример искренней доброжелательной вежливости.

Деликатность. Воспитанию культуры поведения детей нужно уделять внимание, основы деликатности формируются с ранних лет. Деликатный человек не задаст неприятный вопрос, не допустит насмешек над окружающими, извинится на неудобство.

Нравственность. Показатель воспитания детей – нравственный стержень способностей. Нравственное восприятие жизни считается основой культуры, направляющая детскую активность на познание норм коммуникации и поступков [11, С. 95].

Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста расширяется. Интересы 5-6 летних ребят становятся разносторонними. С этого возраста можно начинать обучение взаимоотношениям, формированию нравственных устоев. Начинается подготовка к оценке труда взрослых, дошкольники активно интересуются коммуникативными примерами и реальными жизненными историями.

В шесть лет старший дошкольник желает быть полезным, стоит использовать стремление в формировании культурных навыков. Педагогический процесс строится на обучении доброжелательному общению, прототипами могут служить известные персонажи из сказок и любимых книг. В воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста входят хорошие отношения в коллективе ровесников.

  1. Айдашева, Г. А. Дошкольная педагогика / под ред. Г. А. Айдашевой, Н. О. Пичугиной, С. В. Ассауловой. – М.: Издательство «Феникс», 2016. – 342 с.
  2. Анахина, Т.А. Формирование навыков культурного поведения у дошкольников в процессе совместной деятельности / Т.А. Анахина, С.Н. Васильева // Молодой ученый. – 2016. – № 1. – 87 с.
  3. Бархатова. П.И. Воспитание культуры поведения / П И. Бархатова // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 11. – 18–25 с.
  4. Болотина, Л.Р. Теоретические основы дошкольного образования: учебное пособие / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. – М.: Издательство Юрайт. – 2018. – 218 с.
  5. Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: Метод.пособие / Р.С. Буре. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 80 с.
  6. Варич, Е.Н. Возрастные и индивидуальные особенности развития детей старшего дошкольного возраста / под ред. Е.Н. Варич. – М.: ИНФРА, 2017. – 155 с.
  7. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. – М.: Юрайт, 2017. – 510 c.
  8. Волков, Б.С. Психология детства: учебник для вузов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: ИНФРА-М, 2017. 152 с.
  9. Выготский, Л. С. Психология развития человека /Л.С. Выготский. – М.: Издательство «Смысл», 2017. – 615 с.
  10. Газман, О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века / О.С. Газман// Новые ценности образования. – 2018. – № 6. – С. 10–38.
  11. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 284 c.
  12. Данилина, Т. А. Из истории развития образовательных дошкольных учреждений / Т.А. Данилина // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. – 2017. – №4. – С. 9.
  13. Дуброва, В.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении / В.П. Дуброва, Е.П. Милашевич. – М.: Новая школа, 2017. – 380 с.
  14. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 320 с.
  15. Ежкова, Н.С. Теоретические основы дошкольного образования: учебное пособие для СПО / Н. С. Ежкова. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 183 с.
  16. Запорожец, А. В. Психология детей дошкольного возраста / под ред. Л. А. Венгера. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2016. – 315 с.
  17. Зерщикова, И.В. Воспитание культуры поведения дошкольников / И.В. Зерщикова, Г.В. Соколова // Образование и воспитание. – 2015. – № 4. – 17 с.
  18. Изотова, Е.И. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Е.И. Изотовой. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 240 с.
  19. Кадырова, Р.М. Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его составляющие, принципы, направления, средства и методы / Р.М. Кадырова // Молодой ученый. – 2015. – №7. – 76 с.
  20. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь. Для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2018. – 176 с.
  21. Ковалева, М.В. К вопросу воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях / М.В. Ковалева// Молодой ученый. – 2016. – № 7. – 39 с.
  22. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: ИЦ Академия, 2017. – 416 c.
  23. Козлова, С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире / С.А. Козлова // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 9. – 98 с.
  24. Константинов, Н.А. История педагогики: Учебник для студентов пед. институтов / Н. А. Константинов. – М.: ИНФРА, 2016. – 260 с.
  25. Курочкина, И.Н. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебное пособие для прикладного бакалавриата / И.Н. Курочкина. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 134 с.
  26. Курочкина, И.Н. О культуре поведения и этикете / И.Н. Курочкина // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 10. – 30–34 с.
  27. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл. Академия, 2005. – 352 с
  28. Логинова П.Г. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов пед. Института / П.Г. Логинова, П.Г. Саморукова. – М.: Инфра-М, 2017. – 315 с.
  29. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Теория воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. вузов / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. –М.: Академия, 2017. – 421 с.
  30. Мулько, И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5–7 лет. – М.: Детство-Пресс, 2018. – 96 с.
  31. Нечаева, В.Г. Нравственное воспитание в детском саду / В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.И. Жуковская. – М: Просвещение, 2016. – 272 с.
  32. Новиков, А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.: Издательский центр ИЭТ, 2017. – 268 с.
  33. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С.В. Петерина. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 143 с.
  34. Петерина, С.В. Методы изучения общения воспитателя с детьми дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособ. к спецкурсу для дошкольных педагогов-психологов. – Нижний Новгород, 2018. – 162 с.
  35. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. – 2013. – №265.
  36. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» // Российская газета. – 2013. – №238.
  37. Ротенберг, В. А. История дошкольной педагогики / под ред. Л. Н. Литвина, И. В. Чувашова. – М.: ИНФРА, 2015. – 215 с.
  38. Чепцова, Н. А. Психологическая характеристика старших дошкольников / Н.А. Чепцова // Прикладная психология. – 2018. – №12. – 8 с.
  39. Эльконин, Б.Д. Психология развития / Б.Д. Эльконин. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 144 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Логопедия
2014 год 42 стр.
Курсовая Словоизменения имени существительного у детей с ОНР
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское