Актуальность исследования. Дошкольное детство является важнейшим периодом в формировании личности. Происходит приобщение ребёнка к культуре, к общечеловеческим ценностям. Одним из направлений в нравственном воспитании ребёнка является воспитание культуры поведения. Культура поведения важная часть общечеловеческой культуры, морали, нравственности. Если ребенок научится общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми людьми. Формирование потребности в культуре поведения – одна из важнейших социальных задач человека с раннего детства. Высокий уровень культуры поведения - это условие успешной адаптации человека в любой социальной среде.
Особенно тяжело усвоение норм культуры поведения дается детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Работа с дошкольниками с ОВЗ требует большого терпения, так как для таких детей характерны недостаток речевого развития, неусидчивость, плохая память, гиперактивность, агрессивность. Если у ребенка способность к общению недостаточно сформирована в детстве, то в будущем у него могут возникнуть внутриличностные и межличностные конфликты, которые разрешить во взрослом возрасте крайне сложно. Создание эффективной системы работы по формированию навыков культурного поведения у дошкольников с ОВЗ в современных условиях имеет исключительно важное значение, так как она может внести существенный вклад в подготовку детей к школе, к жизни.
Степень разработанности проблемы исследования. Проблемой воспитания культуры поведения занимались отечественные педагоги как: Р.С. Буре, С.В. Потеряна, К.Д. Ушинский и психологи: Л.И. Бобович, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, Я.Л. Коломенский, Т.А. Репина, И.С. Кон, А.В. Петровский, С.Я. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин.
Вопросы по предоставлению помощи детям с ограниченными возможностями здоровья представлены в работах О.И.Акимовой, С.В. Алехиной, В.Г. Боровик, Н.П. Вайзман, Е.А. Екжановой и др.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить следующее противоречие: между необходимостью создания специальных психолого-педагогических условий для воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и недостаточной разработанностью этого вопроса в психолого-педагогической литературе.
Проблема исследования: Какова эффективность использования сказок народов мира как средства воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста с ОВЗ?
Данная проблема определила тему курсовой работы: «Сказки народов мира как средство воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста с ОВЗ».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования сказок народов мира как средства воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Объект исследования – процесс воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Предмет исследования – сказки народов мира как средство воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста с ОВЗ.
В основу нашего исследования положена гипотеза, согласно которой воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ будет более эффективным, если:
- обоснованы особенности воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ;
- выявлены методы и средства воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ;
- разработана и апробирована программа воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Из целей и гипотезы исследования вытекают и его задачи:
- Обосновать особенности воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
- Выявить методы и средства воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
- Разработать и апробировать программу воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Методологическая основа исследования. Методологической основой исследования являются отечественные концепции психического развития и обучения при нормальном и аномальном развитии:
- культурно-историческая концепция развития ребенка (Л.С. Выготский);
- деятельный подход в развитии ребенка (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Б.Д. Эльконин);
- положение о формировании психики в условиях аномального развития (В.В. Лебединский, И.Ю. Левченко, В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова, Г.Е. Сухарева, и др.).
Методическая основа. Для достижения цели и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические – изучение и анализ педагогической и психологической литературы, эмпирические – наблюдение, беседа, изучение документов, педагогический эксперимент.
Методики исследования. При проведении экспериментального исследования применялись следующие методики:
- Диагностическая методика «Сюжетные картинки» (модифицированный вариант Р.М. Калининой).
- Методика «Закончи историю». (модифицированный вариант Р.М. Калининой).
Кроме выше названных методик в процессе эмпирического исследования нами была разработана карта наблюдения и оценивания понимания ребенком морали сказок и выполнение дошкольниками моральных требований в поведении, в общении. Уровень понимания морали сказок выяснялся методом беседы в процессе разбора сказок, сюжетов или героев сказок.
База исследования: Центр развития ребенка – детский сад № 111, г.Казань.
Теоретическая значимость заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проблемы исследования.
Практическая значимость исследования состоит в разработке программы коррекционно-развивающей работы, способствующей воспитанию культуры поведения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Данные исследования могут быть полезны воспитателям и родителям.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
I. Теоретические основы использования сказок народов мира как средства воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста с ОВЗ
1.1. Характеристика понятий «культура поведения», «воспитание»
Вопросы о решающей роли воспитания культуры поведения в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Одним из ведущих качеств воспитанной личности, несомненно, является культура поведения. Культура поведения – это широкое понятие, которое раскрывает сущность моральных норм в отношении к людям, к природе, к труду, к предметам материальной и духовной культуры и, конечно же, к самому себе.
Воспитание у детей культуры поведения преследует цель научить их стандартам взаимодействия в социуме. Культура поведения зарождается в семейном климате, развитие продолжается в дошкольном учреждении, школе [2, С. 87].
В понятие входит отношение к человеку, труду, знание обслуживания в бытовой сфере. Закладывается воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста, но и в других возрастных категориях нормы продолжают усваиваться.
В прививании культурных правил необходим пример взрослого, именно образец коммуникации с другими людьми становится привычным инструментом взаимодействия.
В определение входит определенный образец действий и жизни. Его принимают в обществе за стандарт. В социуме существуют определенные стандарты, которые нужны человеку для развития и коммуникации. Культура поведения - это соблюдение важных правил человеческого общения.
В педагогической литературе понятие «воспитание» трактуется как процесс целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе. При этом подчеркивается значимость освоения личностью в воспитательном процессе культуры и перевода общественно-исторического опыта в личный опыт [1].
Воспитание предстает в психолого-педагогических исследованиях как многоплановый процесс. Так, многие исследователи определяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на человека общества в целом, т.е. фактически отождествляют воспитание с социализацией. В данном ключе – трактовка Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирова: как сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации и культуры, церковью, семьею, образовательными учреждениями разного уровня и направленности, обеспечивающий общественный прогресс и преемственность поколений [20, С.39].
В узком социальном смысле под воспитанием понимается «направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни» [7, С. 73].
Культурный стандарт нужен для хорошего взаимодействия с окружающими, он обеспечивает душевный комфорт и улучшает отношения. Первые образцы по воспитанию культуры поведения идут от семейной ячейки, в дальнейшем они получают опыт от воспитателей и других значимых взрослых. Воспитание у детей культуры поведения имеет определенные пункты:
- культура коммуникации;
- культура деятельности;
- бытовые-гигиенические привычки.
Формирование культуры деятельности происходит во время игровых развлечений, трудовых заданий. Взрослый показывает малышам, что нужно заботливо относиться к материальным предметам, книжной продукции. Важно учить доводить начатые трудовые действия до конца [13, С. 124].
В воспитании культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста группы необходимо учитывать и их деятельность, главным можно назвать - развитие навыков самоорганизации. Она позволяет с течением времени взросления ребенка организовывать свою деятельность, планировать действия, оценить результат.
Воспитание культуры общения происходит во время коммуникации с взрослыми, сверстниками. Важно показывать пример доброжелательного поведения, основ вежливого обращения. Имеет значение словарный запас воспитателя, разнообразие коммуникативных приемов [10, С.12].
Культура гигиены предусматривает навык содержания в опрятности частей тела, элементов одежды, рабочего места. Этикет за столом относят к гигиеническим умениям, нужно воспитывать почтительность к сидящим за столом, тем кто готовил еду.
Начало формирования у детей культуры поведения желательно начинать с дошкольников. Именно этот возраст позволяет строить первые коммуникативные действия с ровесниками и взрослыми, появляется осознанность действий.
Показатели культурного поведения заключаются в следующем:
Воспитание аккуратности во внешнем виде. Воспитательный процесс позволяет предупреждать проявления неряшливости, закрепляется желание быть аккуратным и опрятным.
Манера держаться за столом. Обучение пользование столовыми приборами, тщательному пережевыванию пищи.
Общение с ровесниками. Обучение умению высказать свою просьбу. Значимый взрослый знакомит с образцами коммуникации, а также умению сказать «нет». Правила позволяют выбрать нужные примеры поведения в сложной ситуации.
Вежливость. Вежливое поведение отличает хорошие манеры и тактичность. Хорошо, если у ребят есть пример искренней доброжелательной вежливости.
Деликатность. Воспитанию культуры поведения детей нужно уделять внимание, основы деликатности формируются с ранних лет. Деликатный человек не задаст неприятный вопрос, не допустит насмешек над окружающими, извинится на неудобство.
Нравственность. Показатель воспитания детей – нравственный стержень способностей. Нравственное восприятие жизни считается основой культуры, направляющая детскую активность на познание норм коммуникации и поступков [11, С. 95].
Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста расширяется. Интересы 5-6 летних ребят становятся разносторонними. С этого возраста можно начинать обучение взаимоотношениям, формированию нравственных устоев. Начинается подготовка к оценке труда взрослых, дошкольники активно интересуются коммуникативными примерами и реальными жизненными историями.
В шесть лет старший дошкольник желает быть полезным, стоит использовать стремление в формировании культурных навыков. Педагогический процесс строится на обучении доброжелательному общению, прототипами могут служить известные персонажи из сказок и любимых книг. В воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста входят хорошие отношения в коллективе ровесников.