Курсовая работа|Педагогика

Развитие временных представлений у младших школьников с умственной отсталостью в игре

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2023 | Страниц: 68

Введение

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме развития временных представлений у младших школьников с умственной отсталостью посредством дидактических игр 

1.1. Особенности развития временных представлений  у младших школьников в норме и с умственной отсталостью..

1.2. Теоретическое обоснование выбора дидактических игр как средства развития временных представлений у младших школьников с умственной отсталостью..

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию временных представлений у младших школьников с умственной отсталостью посредством дидактических игр 

2.1. Выявление уровня сформированности временных представлений у младших школьников с умственной отсталостью..

2.2. Разработка и апробирование комплексной программы развития временных представлений у младших школьников с умственной отсталостью посредством дидактических игр.

2.3. Сравнительный анализ результатов эффективности экспериментальной работы  

Заключение.

Список использованных источников.

Приложение.

Формирование временных представлений и временной ориентировки считается одной из сложных и актуальных научно-методических проблем, поскольку способность к восприятию времени является уникальным свойством психики человека, играющим фундаментальную роль в процессах биологического и социального взаимодействия с внешним миром.

Актуальность данной темы определяется тем, что: дети с умственной отсталостью  и к концу обучения в 4 классе не могут назвать дату своего дня рождения, не понимают временной терминологии, путают начало года учебного и календарного.

М.В.Воронина, М.Н. Перова, И.Н. Финкельштейн и др. в своих исследованиях доказывают, что дети с нарушением интеллекта, поступая в 1 класс, почти не владеют элементарной временной терминологией, не соотносят временные понятия с конкретными жизненными событиями. Им сложно установить связь между фактами, явлениями, событиями, происходившими в разные периоды времени. У них нет реальных представлений о единицах измерения времени, их конкретной наполняемости и элементарном практическом применении в жизни.

Вместе с тем вышеназванные исследователи подчеркивают наличие потенциальных возможностей развития временных представлений и навыков ориентировки во времени у детей данной категории. Эти возможности, однако, могут быть реализованы только при организации специальной коррекционной работы в данном направлении.

Объектом исследования является развитие временных представлений у младших школьников с умственной отсталостью посредством дидактических игр.

Предметом исследования является дидактические игры для развития временных представлений у младших школьников с умственной отсталостью.

Целью работы является изучение теоретических основ  и анализ технологий развития временных представлений у младших школьников с умственной отсталостью, разработка и апробирование комплекса дидактических игр для развития временных представлений у дошкольников с умственной отсталостью.

Опираясь на цель исследования, объект и предмет были установлены следующие задачи:

  1. Изучить особенности развития временных представлений у младших школьников с нормой развития и умственной отсталостью.
  2. Рассмотреть дидактические игры как средство развития временных представлений у младших школьников с умеренной умственной отсталостью.
  3. Разработать диагностический комплекс для обследования и выявить уровень сформированности временных представлений у младших школьников с умственной отсталостью.
  4. Разработать и апробировать комплекс дидактических игр для развития временных представлений у младших школьников с умственной отсталостью.
  5. Проанализировать результаты, полученные в ходе опытно-эксперименатальной работы, сделать итоговые выводы.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что  дидактические игры являются эффективном средством развития временных представления у младших школьников с умственной отсталостью.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

  1. теоретико-методологический анализ литературных источников по проблеме исследования;
  2. изучение психолого-медико-педагогической документации исследуемых школьников данной категории;
  3. эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа;
  4. методики, направленные на выявления уровни сформированности временны представлений;
  5. психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольные этапы);
  6. методы математической обработки данных исследования (количественный и качественный анализ).

База исследования: МАОУ «СОШ №11»

Участники исследования: 10 детей младшего школьного возраста  умственной отсталостью, педагог-дефектолог, психолог, учитель начальных классов.

 

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме развития временных представлений у младших школьников с умственной отсталостью посредством дидактических игр

1.1.          Особенности развития временных представлений  у младших школьников в норме и с умственной отсталостью

Ребенок стремится активно ориентироваться во времени и пространстве уже в возрасте нескольких месяцев. Это необходимо ему для освоения и изучения окружающего его мира. Раньше и легче дается человеку ощущение пространства. Понятия «сегодня», «завтра», «вчера» становятся понятным ребенку к трем годам. Обычное интуитивное представление о времени: как о равномерно и повсеместно текущем потоке мгновений, складывается только к 7-8 годам.

«Чувство времени» в раннем возрасте формируется на основе чувственного опыта без опоры на знание эталонов времени. У него нет еще обобщения «чувства времени», оно остается связанным только с той конкретной деятельностью, в которой оно сформировалось, то есть, имеет сравнительно узкую сферу применения. Овладение же единицами времени, и применение их дает возможность пользоваться «чувством времени» более широко.

Дети дошкольного возраста уже относительно точно определяют небольшие промежутки времени, о содержании которых имеют определенное представление на основе личного опыта.

Но им очень трудно выделить время в давно прошедших событиях, представить себе его длительность, его значение и разместить в последовательном порядке давно минувшие события. У младших школьников есть лишь знание настоящего и смутное представление о прошлом времени: « Это было давно».

При переходе в школу из дошкольного учреждения дети должны уметь различать и называть части суток, знать их последовательность. Последовательно называть дни недели, называть, какой день был вчера, какой будет завтра. Дети должны знать название текущего месяца и их последовательность.

Осознание детьми последовательности происходящих событий, причинно-следственных связей между ними базируется на знаниях эталонов времени, умении устанавливать временные отношения. Ориентирование во времени должно базироваться на чувственной основе, то есть переживании длительности времени в ходе осуществления разнообразной деятельности, которая по-разному окрашена эмоционально, а также наблюдениями за явлениями и событиями окружающей жизни [38]/

В работах М. Г. Аббасова, С. Г. Ералиевой, В. В. Эк и других были освещены вопросы изучения особенностей формирования временных представлений и понятий у детей с умственной отсталостью.

Работу по формированию у учащихся с умственной отсталостью представлений о времени в первые годы обучения в школе задерживает  недостаточная подготовка в дошкольный период. Представления о мерах времени у таких детей диффузны, весьма приблизительны и несовершенны.

К началу школьного обучения дети не владеют достаточным для организации учебной деятельности уровнем  ориентировки во времени. У них отсутствуют или отличаются примитивностью представления о цикличности времен года, частей суток, дней недели. Школьники заучивают название времен года, их последовательность, изменения в природе и погоде, характерные для каждого времени года, однако применить свои знания не могут (М. Г. Аббасов, Н. Ф. Кузьмина-Сыромятникова, М. Н. Перова, И. И. Финкелыитейн, В. В. Эк).

Как показали исследования В. В. Эк, дети с нарушением интеллекта лучше знают термины, обозначающие времена года, если воспитывались в специальных дошкольных учреждениях. Однако они не могут самостоятельно называть последовательно все времена года. У школьников данной категории представления о временах года связаны с характерными признаками этого времени года, наиболее значимыми из которых для них является состояние растительности.

  1. Андреева А. А. Основы инклюзивного образования детей с особыми

образовательными потребностями: учебное пособие / А. А. Андреева. Тамбов: ТГУ им. Г.Р.Державина, 2019. — 124 с.

  1. Безбородова М. А. Методики диагностики психомоторного развития

школьников и дошкольников: учебное пособие / М. А. Безбородова. Москва: МПГУ, 2019. — 68 с.

  1. Векшина Т.В., Алимпиева М.Н. Практический материал для занятий с

детьми, испытывающими трудности в усвоении программы начальной школы: Пособие для педагогов, родителей, репетиторов, гувернеров, нянь /Т.В. Векшина, М.Н. Алимпиева. М.: ВЛАДОС, 2016. — 76 с.

  1. Вызовы времени: актуальные проблемы науки и практики

коррекционной педагогики и специальной психологии: материалы конференции / составитель И. А. Тютюева; под редакцией И. А. Тютюевой. Шадринск: ШГПУ, 2019. — 225 с.

  1. Герман И. Б. Роль дидактической игры в коррекционно-

воспитательном процессе / И. Б. Герман, О. А. Шульгина // Форум молодых ученых. 2021. № 7 - с. 46-48.

  1. Глухов В.П. Специальная педагогика и специальная психология.

Практикум: учебное пособие для академического бакалавриата/ В.П. Глухов. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Юрайт, 2019. — 330 с.

  1. Гонина О. О. Психология младшего школьного возраста: учебное

пособие / О. О. Гонина. 4-е изд., стер. Москва: ФЛИНТА, 2018. - 272 с.

  1. Дидактические основы математики в общем образовании: учебное

пособие / Э. К. Брейтигам, И. В. Кисельников, И. Г. Кулешова, О. А. Тыщенко. Барнаул: АлтГПУ, 2021. — 235 с.

  1. Елецкая О. В. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с

ограниченными возможностями здоровья: учебник с практикумом для студентов дефектологических факультетов / О. В. Елецкая, А. А. Тараканова. 3-е изд., стер. Москва: Флинта, 2018. - 499 с.

  1. Жигорева М.В., Левченко И.Ю. Дети с комплексными нарушениями

развития: Диагностика и сопровождение. М.: Национальный книжный центр, 2016. — 208 с.

  1. Ибрагимова, А. Р. Особенности развития временных представлений у

младших школьников специальной (коррекционной) школы / А. Р. Ибрагимова, А. Н. Усеинова // Аллея науки.  2018. Т5. № 5. - с. 1029-1032.

  1. Ибрагимова, А. Р. Развитие временных представлений школьников с

глубокой степенью умственной отсталости / А. Р. Ибрагимова, А. А. Усеинова // Вопросы педагогики. 2019. № 12. - с.116-120.

  1. Каирова Л. А. Коррекционно-развивающие технологии в обучении

математике: учебное пособие / Л. А. Каирова. Барнаул: АлтГПУ, 2016. — 91 с.

  1. Каирова Л. А. Методика преподавания математики в начальной школе:

учебно-методическое пособие / Л. А. Каирова. Барнаул: АлтГПУ, 2017. — 166 с.

  1. Каракпаева, С. К. Формирование временных представлений у детей

младшего школьного возраста с выраженными нарушениями интеллекта / С. К. Каракпаева // Научно-практические исследования. 2020. № 2. - с. 62-66.

  1. Киричек К. А. Теория и технологии развития математических

представлений у детей: учебно-методическое пособие / К. А. Киричек. Ставрополь: СГПИ, 2018. — 144 с.

  1. Колесникова Г. И. Основы специальной педагогики и

специальной психологии: учеб. пособие для СПО / Г. И. Колесникова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019. — 176 с.

  1. Комплексное изучение учащихся с умеренной и тяжелой умственной

отсталостью как основа проектирования специальных индивидуальных программ развития: учеб.-метод. пособие / авт.-сост.: Э.Б.Чиркова, Н.В.Шульженко, Г.С.Гуменная, Н.А.Обухова. Ижевск: Удмуртский университет, 2018. - 86 с.

  1. Коробейников И. А. Дети с интеллектуальными нарушениями: учебное

пособие для общеобразовательных организаций / И. А. Коробейников, Е. Л. Инденбаум. Москва: Просвещение, 2019. - 47 с.

  1. Коробейников И.А., Инденбаум. Е.Л. Учителю об обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья: дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). М., 2018. - 48 с.

  1. Коррекционная педагогика в начальном образовании: учебное пособие

для вузов/ Г. Ф. Кумарина [и др.]; под редакцией Г.Ф.Кумариной. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2020.— 285 с

  1. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с

нарушениями развития. М.: Национальный книжный центр, 2016. - 160 с.

  1. Люкова И. А. Формирование пространственно-временных

представлений у младших школьников с умственной отсталостью / И. А. Люкова // Альманах мировой науки.  2017. № 3 - с. 78-80.

  1. Методика обучения математике: учебно-методическое пособие: в 3

частях / составитель Г. Н. Васильева. Пермь: ПГГПУ, 2016. - 75 с.

  1. Методика развивающего обучения математике: учебное пособие для

среднего профессионального образования/ В.А. Далингер, Н.Д. Шатова, Е.А. Кальт, Л. А.Филоненко; под общей редакцией В.А. Далингера. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Юрайт, 2021. 297с.

  1. Мусс Г. Н. Теория, методика и практика обучения младшего

школьника: учебно-методическое пособие / Г. Н. Мусс, М. Э. Шарычева; составители Г. Н. Мусс, М. Э. Шарычева. Оренбург: ОГПУ, 2018. — 65 с.

  1. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория,

практика и перспективы развития: монография / под редакцией Н. В. Рябовой. Саранск: МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2019. — 200 с.

  1. Обучение и организация различных видов деятельности и общения

детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие / составители Е. Е. Аюпова [и др.]. Пермь: ПГГПУ, 2018. — 139 с.

  1. Основы психокоррекционной работы с обучающимися с ОВЗ: учебное

пособие / Л. М. Крыжановская, О. Л. Гончарова, К. С. Кручинова, А. А. Махова. Москва: Владос, 2018. - 375 с.

  1. Очеретная А. Б. Роль дидактической игры в коррекционно

развивающей работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития / А. Б. Очеретная // Молодой ученый. 2021. № 32. - с. 81-83.

  1. Педагогика начального образования: традиции и инновации:

материалы конференции / под общей редакцией Е. Н. Землянской. Москва: МПГУ, 2017. — 360 с.

  1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).

  1. Психологическое сопровождение развития и образования детей с ОВЗ:

учебно-методическое пособие / О. В. Вольская, Ю. Т. Матасов, Л. С. Медникова, Н. А. Шумская; под общей редакцией Ю. Т. Матасова, Л. С. Медниковой. Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. — 195 с.

  1. Психология детей с умственной отсталостью / Шипова Л.В. Саратов,
  2. - 80 с.
  3. Развитие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста как

субъекта деятельности: монография / составитель О. А. Граничина. Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. — 331 с.

  1. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника / С. Я.

Рубинштейн. 2-е изд. Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2016. — 259 c.

  1. Рязанова А. А. Формирование временных представлений у учащихся

начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида / А. А. Рязанова // Студенческая наука XXI века. 2016. № 2. - с. 137-140.

  1. Сергеева С. В. Развитие временных представлений учащихся младшего

школьного возраста / С. В. Сергеева // Развитие современного образования: теория, методика и практика. 2016. № 4. - с. 217-224.

  1. Скавычева Е. Н. Обучение и воспитание детей с проблемами в

развитии: учебно-методическое пособие / Е. Н. Скавычева. Нижний Тагил: НТГСПИ, 2017. — 112 с.

  1. Скавычева Е. Н. Психология детей с отклонением в интеллектуальном

развитии: учебно-методическое пособие / Е. Н. Скавычева. Нижний Тагил: НТГСПИ, 2017. — 182 с.

  1. Слюсарева Е. С. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов

инклюзивного образования: учебно-методическое пособие / Е. С. Слюсарева, В. М. Акименко, В. В. Ершова; Психолого-педагогическое сопровождение субъектов инклюзивного образования. Ставрополь: СГПИ, 2019. — 173 с.

  1. Смирнова Е. О. Психология и педагогика игры: учебник и практикум

для вузов/ Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова. Москва: Юрайт, 2021.— 223с.

  1. Современные подходы и технологии специальной педагогики: сборник

научных трудов / под редакцией Е. Г. Речицкой, В. В. Линькова. Москва: МПГУ, 2020. — 727 с.

  1. Соколова А. В. Практикум по организации игровой деятельности

детей: учебно-методическое пособие / А. В. Соколова. Нижний Тагил: НТГСПИ, 2018. — 112 с.

  1. Специальная педагогика и психология: традиции и инновации:

материалы конференции / под общей редакцией Ю. О. Филатовой. Москва: МПГУ, 2020. — 303 с.

  1. Стребелева, Е. А. Мониторинг результатов обучения первоклассников

с выраженными интеллектуальными нарушениями: методика промежуточного контроля / Е. А. Стребелева, А. В. Закрепина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2020. № 3. - с. 44-57.

  1. Талызина Н. Ф. Психология детей младшего школьного возраста:

формирование познавательной деятельности младших школьников: учебное пособие для среднего профессионального образования/ Н.Ф.Талызина. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2021.— 174 с.

  1. Хайбуллаева Ф.Р., Усеинова А.Н. Теоретические основы развития

временных представлений у младших школьников с умственной отсталостью посредством комплекса дидактических игр/ Гуляев Г.Ю.// Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. статей. Пенза: Наука и Просвещение. 2017 - с. 98-100.

  1. Шипова Л.В. Познавательные процессы у детей с умственной

отсталостью: учебное пособие. Саратов: СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 2018. - 60 с.

  1. Юхтанова Е. А. Формирование элементарных математических

представлений у детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью // Образование и воспитание. 2017. №1. — с. 46-49.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское