Введение
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме развития временных представлений у младших школьников с умственной отсталостью посредством дидактических игр
1.1. Особенности развития временных представлений у младших школьников в норме и с умственной отсталостью..
1.2. Теоретическое обоснование выбора дидактических игр как средства развития временных представлений у младших школьников с умственной отсталостью..
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию временных представлений у младших школьников с умственной отсталостью посредством дидактических игр
2.1. Выявление уровня сформированности временных представлений у младших школьников с умственной отсталостью..
2.2. Разработка и апробирование комплексной программы развития временных представлений у младших школьников с умственной отсталостью посредством дидактических игр.
2.3. Сравнительный анализ результатов эффективности экспериментальной работы
Заключение.
Список использованных источников.
Приложение.
Формирование временных представлений и временной ориентировки считается одной из сложных и актуальных научно-методических проблем, поскольку способность к восприятию времени является уникальным свойством психики человека, играющим фундаментальную роль в процессах биологического и социального взаимодействия с внешним миром.
Актуальность данной темы определяется тем, что: дети с умственной отсталостью и к концу обучения в 4 классе не могут назвать дату своего дня рождения, не понимают временной терминологии, путают начало года учебного и календарного.
М.В.Воронина, М.Н. Перова, И.Н. Финкельштейн и др. в своих исследованиях доказывают, что дети с нарушением интеллекта, поступая в 1 класс, почти не владеют элементарной временной терминологией, не соотносят временные понятия с конкретными жизненными событиями. Им сложно установить связь между фактами, явлениями, событиями, происходившими в разные периоды времени. У них нет реальных представлений о единицах измерения времени, их конкретной наполняемости и элементарном практическом применении в жизни.
Вместе с тем вышеназванные исследователи подчеркивают наличие потенциальных возможностей развития временных представлений и навыков ориентировки во времени у детей данной категории. Эти возможности, однако, могут быть реализованы только при организации специальной коррекционной работы в данном направлении.
Объектом исследования является развитие временных представлений у младших школьников с умственной отсталостью посредством дидактических игр.
Предметом исследования является дидактические игры для развития временных представлений у младших школьников с умственной отсталостью.
Целью работы является изучение теоретических основ и анализ технологий развития временных представлений у младших школьников с умственной отсталостью, разработка и апробирование комплекса дидактических игр для развития временных представлений у дошкольников с умственной отсталостью.
Опираясь на цель исследования, объект и предмет были установлены следующие задачи:
- Изучить особенности развития временных представлений у младших школьников с нормой развития и умственной отсталостью.
- Рассмотреть дидактические игры как средство развития временных представлений у младших школьников с умеренной умственной отсталостью.
- Разработать диагностический комплекс для обследования и выявить уровень сформированности временных представлений у младших школьников с умственной отсталостью.
- Разработать и апробировать комплекс дидактических игр для развития временных представлений у младших школьников с умственной отсталостью.
- Проанализировать результаты, полученные в ходе опытно-эксперименатальной работы, сделать итоговые выводы.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что дидактические игры являются эффективном средством развития временных представления у младших школьников с умственной отсталостью.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретико-методологический анализ литературных источников по проблеме исследования;
- изучение психолого-медико-педагогической документации исследуемых школьников данной категории;
- эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа;
- методики, направленные на выявления уровни сформированности временны представлений;
- психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольные этапы);
- методы математической обработки данных исследования (количественный и качественный анализ).
База исследования: МАОУ «СОШ №11»
Участники исследования: 10 детей младшего школьного возраста умственной отсталостью, педагог-дефектолог, психолог, учитель начальных классов.
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме развития временных представлений у младших школьников с умственной отсталостью посредством дидактических игр
1.1. Особенности развития временных представлений у младших школьников в норме и с умственной отсталостью
Ребенок стремится активно ориентироваться во времени и пространстве уже в возрасте нескольких месяцев. Это необходимо ему для освоения и изучения окружающего его мира. Раньше и легче дается человеку ощущение пространства. Понятия «сегодня», «завтра», «вчера» становятся понятным ребенку к трем годам. Обычное интуитивное представление о времени: как о равномерно и повсеместно текущем потоке мгновений, складывается только к 7-8 годам.
«Чувство времени» в раннем возрасте формируется на основе чувственного опыта без опоры на знание эталонов времени. У него нет еще обобщения «чувства времени», оно остается связанным только с той конкретной деятельностью, в которой оно сформировалось, то есть, имеет сравнительно узкую сферу применения. Овладение же единицами времени, и применение их дает возможность пользоваться «чувством времени» более широко.
Дети дошкольного возраста уже относительно точно определяют небольшие промежутки времени, о содержании которых имеют определенное представление на основе личного опыта.
Но им очень трудно выделить время в давно прошедших событиях, представить себе его длительность, его значение и разместить в последовательном порядке давно минувшие события. У младших школьников есть лишь знание настоящего и смутное представление о прошлом времени: « Это было давно».
При переходе в школу из дошкольного учреждения дети должны уметь различать и называть части суток, знать их последовательность. Последовательно называть дни недели, называть, какой день был вчера, какой будет завтра. Дети должны знать название текущего месяца и их последовательность.
Осознание детьми последовательности происходящих событий, причинно-следственных связей между ними базируется на знаниях эталонов времени, умении устанавливать временные отношения. Ориентирование во времени должно базироваться на чувственной основе, то есть переживании длительности времени в ходе осуществления разнообразной деятельности, которая по-разному окрашена эмоционально, а также наблюдениями за явлениями и событиями окружающей жизни [38]/
В работах М. Г. Аббасова, С. Г. Ералиевой, В. В. Эк и других были освещены вопросы изучения особенностей формирования временных представлений и понятий у детей с умственной отсталостью.
Работу по формированию у учащихся с умственной отсталостью представлений о времени в первые годы обучения в школе задерживает недостаточная подготовка в дошкольный период. Представления о мерах времени у таких детей диффузны, весьма приблизительны и несовершенны.
К началу школьного обучения дети не владеют достаточным для организации учебной деятельности уровнем ориентировки во времени. У них отсутствуют или отличаются примитивностью представления о цикличности времен года, частей суток, дней недели. Школьники заучивают название времен года, их последовательность, изменения в природе и погоде, характерные для каждого времени года, однако применить свои знания не могут (М. Г. Аббасов, Н. Ф. Кузьмина-Сыромятникова, М. Н. Перова, И. И. Финкелыитейн, В. В. Эк).
Как показали исследования В. В. Эк, дети с нарушением интеллекта лучше знают термины, обозначающие времена года, если воспитывались в специальных дошкольных учреждениях. Однако они не могут самостоятельно называть последовательно все времена года. У школьников данной категории представления о временах года связаны с характерными признаками этого времени года, наиболее значимыми из которых для них является состояние растительности.
- Андреева А. А. Основы инклюзивного образования детей с особыми
образовательными потребностями: учебное пособие / А. А. Андреева. Тамбов: ТГУ им. Г.Р.Державина, 2019. — 124 с.
- Безбородова М. А. Методики диагностики психомоторного развития
школьников и дошкольников: учебное пособие / М. А. Безбородова. Москва: МПГУ, 2019. — 68 с.
- Векшина Т.В., Алимпиева М.Н. Практический материал для занятий с
детьми, испытывающими трудности в усвоении программы начальной школы: Пособие для педагогов, родителей, репетиторов, гувернеров, нянь /Т.В. Векшина, М.Н. Алимпиева. М.: ВЛАДОС, 2016. — 76 с.
- Вызовы времени: актуальные проблемы науки и практики
коррекционной педагогики и специальной психологии: материалы конференции / составитель И. А. Тютюева; под редакцией И. А. Тютюевой. Шадринск: ШГПУ, 2019. — 225 с.
- Герман И. Б. Роль дидактической игры в коррекционно-
воспитательном процессе / И. Б. Герман, О. А. Шульгина // Форум молодых ученых. 2021. № 7 - с. 46-48.
- Глухов В.П. Специальная педагогика и специальная психология.
Практикум: учебное пособие для академического бакалавриата/ В.П. Глухов. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Юрайт, 2019. — 330 с.
- Гонина О. О. Психология младшего школьного возраста: учебное
пособие / О. О. Гонина. 4-е изд., стер. Москва: ФЛИНТА, 2018. - 272 с.
- Дидактические основы математики в общем образовании: учебное
пособие / Э. К. Брейтигам, И. В. Кисельников, И. Г. Кулешова, О. А. Тыщенко. Барнаул: АлтГПУ, 2021. — 235 с.
- Елецкая О. В. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с
ограниченными возможностями здоровья: учебник с практикумом для студентов дефектологических факультетов / О. В. Елецкая, А. А. Тараканова. 3-е изд., стер. Москва: Флинта, 2018. - 499 с.
- Жигорева М.В., Левченко И.Ю. Дети с комплексными нарушениями
развития: Диагностика и сопровождение. М.: Национальный книжный центр, 2016. — 208 с.
- Ибрагимова, А. Р. Особенности развития временных представлений у
младших школьников специальной (коррекционной) школы / А. Р. Ибрагимова, А. Н. Усеинова // Аллея науки. 2018. Т5. № 5. - с. 1029-1032.
- Ибрагимова, А. Р. Развитие временных представлений школьников с
глубокой степенью умственной отсталости / А. Р. Ибрагимова, А. А. Усеинова // Вопросы педагогики. 2019. № 12. - с.116-120.
- Каирова Л. А. Коррекционно-развивающие технологии в обучении
математике: учебное пособие / Л. А. Каирова. Барнаул: АлтГПУ, 2016. — 91 с.
- Каирова Л. А. Методика преподавания математики в начальной школе:
учебно-методическое пособие / Л. А. Каирова. Барнаул: АлтГПУ, 2017. — 166 с.
- Каракпаева, С. К. Формирование временных представлений у детей
младшего школьного возраста с выраженными нарушениями интеллекта / С. К. Каракпаева // Научно-практические исследования. 2020. № 2. - с. 62-66.
- Киричек К. А. Теория и технологии развития математических
представлений у детей: учебно-методическое пособие / К. А. Киричек. Ставрополь: СГПИ, 2018. — 144 с.
- Колесникова Г. И. Основы специальной педагогики и
специальной психологии: учеб. пособие для СПО / Г. И. Колесникова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019. — 176 с.
- Комплексное изучение учащихся с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью как основа проектирования специальных индивидуальных программ развития: учеб.-метод. пособие / авт.-сост.: Э.Б.Чиркова, Н.В.Шульженко, Г.С.Гуменная, Н.А.Обухова. Ижевск: Удмуртский университет, 2018. - 86 с.
- Коробейников И. А. Дети с интеллектуальными нарушениями: учебное
пособие для общеобразовательных организаций / И. А. Коробейников, Е. Л. Инденбаум. Москва: Просвещение, 2019. - 47 с.
- Коробейников И.А., Инденбаум. Е.Л. Учителю об обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья: дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). М., 2018. - 48 с.
- Коррекционная педагогика в начальном образовании: учебное пособие
для вузов/ Г. Ф. Кумарина [и др.]; под редакцией Г.Ф.Кумариной. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2020.— 285 с
- Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с
нарушениями развития. М.: Национальный книжный центр, 2016. - 160 с.
- Люкова И. А. Формирование пространственно-временных
представлений у младших школьников с умственной отсталостью / И. А. Люкова // Альманах мировой науки. 2017. № 3 - с. 78-80.
- Методика обучения математике: учебно-методическое пособие: в 3
частях / составитель Г. Н. Васильева. Пермь: ПГГПУ, 2016. - 75 с.
- Методика развивающего обучения математике: учебное пособие для
среднего профессионального образования/ В.А. Далингер, Н.Д. Шатова, Е.А. Кальт, Л. А.Филоненко; под общей редакцией В.А. Далингера. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Юрайт, 2021. 297с.
- Мусс Г. Н. Теория, методика и практика обучения младшего
школьника: учебно-методическое пособие / Г. Н. Мусс, М. Э. Шарычева; составители Г. Н. Мусс, М. Э. Шарычева. Оренбург: ОГПУ, 2018. — 65 с.
- Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория,
практика и перспективы развития: монография / под редакцией Н. В. Рябовой. Саранск: МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2019. — 200 с.
- Обучение и организация различных видов деятельности и общения
детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие / составители Е. Е. Аюпова [и др.]. Пермь: ПГГПУ, 2018. — 139 с.
- Основы психокоррекционной работы с обучающимися с ОВЗ: учебное
пособие / Л. М. Крыжановская, О. Л. Гончарова, К. С. Кручинова, А. А. Махова. Москва: Владос, 2018. - 375 с.
- Очеретная А. Б. Роль дидактической игры в коррекционно
развивающей работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития / А. Б. Очеретная // Молодой ученый. 2021. № 32. - с. 81-83.
- Педагогика начального образования: традиции и инновации:
материалы конференции / под общей редакцией Е. Н. Землянской. Москва: МПГУ, 2017. — 360 с.
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
- Психологическое сопровождение развития и образования детей с ОВЗ:
учебно-методическое пособие / О. В. Вольская, Ю. Т. Матасов, Л. С. Медникова, Н. А. Шумская; под общей редакцией Ю. Т. Матасова, Л. С. Медниковой. Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. — 195 с.
- Психология детей с умственной отсталостью / Шипова Л.В. Саратов,
- - 80 с.
- Развитие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста как
субъекта деятельности: монография / составитель О. А. Граничина. Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. — 331 с.
- Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника / С. Я.
Рубинштейн. 2-е изд. Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2016. — 259 c.
- Рязанова А. А. Формирование временных представлений у учащихся
начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида / А. А. Рязанова // Студенческая наука XXI века. 2016. № 2. - с. 137-140.
- Сергеева С. В. Развитие временных представлений учащихся младшего
школьного возраста / С. В. Сергеева // Развитие современного образования: теория, методика и практика. 2016. № 4. - с. 217-224.
- Скавычева Е. Н. Обучение и воспитание детей с проблемами в
развитии: учебно-методическое пособие / Е. Н. Скавычева. Нижний Тагил: НТГСПИ, 2017. — 112 с.
- Скавычева Е. Н. Психология детей с отклонением в интеллектуальном
развитии: учебно-методическое пособие / Е. Н. Скавычева. Нижний Тагил: НТГСПИ, 2017. — 182 с.
- Слюсарева Е. С. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов
инклюзивного образования: учебно-методическое пособие / Е. С. Слюсарева, В. М. Акименко, В. В. Ершова; Психолого-педагогическое сопровождение субъектов инклюзивного образования. Ставрополь: СГПИ, 2019. — 173 с.
- Смирнова Е. О. Психология и педагогика игры: учебник и практикум
для вузов/ Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова. Москва: Юрайт, 2021.— 223с.
- Современные подходы и технологии специальной педагогики: сборник
научных трудов / под редакцией Е. Г. Речицкой, В. В. Линькова. Москва: МПГУ, 2020. — 727 с.
- Соколова А. В. Практикум по организации игровой деятельности
детей: учебно-методическое пособие / А. В. Соколова. Нижний Тагил: НТГСПИ, 2018. — 112 с.
- Специальная педагогика и психология: традиции и инновации:
материалы конференции / под общей редакцией Ю. О. Филатовой. Москва: МПГУ, 2020. — 303 с.
- Стребелева, Е. А. Мониторинг результатов обучения первоклассников
с выраженными интеллектуальными нарушениями: методика промежуточного контроля / Е. А. Стребелева, А. В. Закрепина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2020. № 3. - с. 44-57.
- Талызина Н. Ф. Психология детей младшего школьного возраста:
формирование познавательной деятельности младших школьников: учебное пособие для среднего профессионального образования/ Н.Ф.Талызина. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2021.— 174 с.
- Хайбуллаева Ф.Р., Усеинова А.Н. Теоретические основы развития
временных представлений у младших школьников с умственной отсталостью посредством комплекса дидактических игр/ Гуляев Г.Ю.// Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. статей. Пенза: Наука и Просвещение. 2017 - с. 98-100.
- Шипова Л.В. Познавательные процессы у детей с умственной
отсталостью: учебное пособие. Саратов: СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 2018. - 60 с.
- Юхтанова Е. А. Формирование элементарных математических
представлений у детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью // Образование и воспитание. 2017. №1. — с. 46-49.