Введение
Глава 1.Теоретические и методологические основы реализации туристского продукта
1.1. Понятие и структура туристского продукта
1.2.Основные способы продвижения и реализации турпродукта
1.3. Разработка и внедрение на рынок нового туристского продукта
Глава 2. Особенности процесса реализации турпродукта в компании ООО «Планета-тур»
2.1 Общая характеристика туристской фирмы «Планета-тур»
2.2. Анализ рыночного позиционирования и реализации турпродукта в фирме «Планета-тур
2.3. Разработка рекомендаций по совершенствованию комплекса маркетингового анализа при проектировании туристских услуг в фирме «Планета-тур»
Заключение
Список литературы
Приложени
Актуальность темы работы. Туризм является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мировой экономики. Успешное развитие туризма оказывает влияние на такие ключевые сектора экономики, как транспорт и связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и др. Таким образом, создание развитой туристской индустрии имеет большое значение и как одно из эффективных направлений структурной перестройки экономики России. За быстрые темпы роста туризм - признан экономическим феноменом столетия минувшего и ему пророчат блестящее будущее в столетии грядущем. Согласно прогнозу Всемирной Туристической Организации (ВТО) в XXI в. рост туристической индустрии будет необратим, а к 2020 году количество международных туристических посещений составит 1,6 миллиарда единиц[1].
Мировой оборот туристской индустрии насчитывает сегодня 7,4 триллиона долларов, а к 2015 году он возрастет, по подсчетам специалистов, до 10 триллионов долларов[2].
Развитие товарно-денежных отношений в России привело к формированию насыщенного товарами и услугами рынка – «рынка покупателя», когда предложение превышает спрос по большинству товарных групп, причем как по продукции производственного назначения, так и по товарам широкого потребления. Развиваются конкуренция и состязательность рыночного процесса. Это создает условия для активного использования маркетингового подхода к решению управленческих и производственно-сбытовых задач с целью укрепления конкурентоспособности фирмы. Обеспечение оптимального сбыта произведенной продукции и услуг требует от предпринимателей ориентации на запросы и предпочтения целевых групп потребителей, а также формирования соответствующего рыночного спроса по объему и качественным характеристикам.
Именно соотношение запросов рынка и возможностей фирм и предприятий должно быть положено в основу разработки магистральных направлений, целей и стратегий предпринимательской деятельности, а также маркетинговых программ, оперативных и стратегических планов на микроуровне.
Таким образом, актуальность темы работы определена стремительным развитием рынка туристских услуг, характерными чертами которого на сегодняшний день являются динамичные изменения туристского спроса и предложения. В условиях современного рынка туризма роль и место маркетинга непрерывно возрастают.
Насыщенность рынка туризма разнообразными туристскими продуктами, острая конкурентная борьба туристских фирм за предпочтения потребителей, возможность предпринимателей самостоятельно определять цели, стратегии, управленческие структуры обусловили необходимость и возможность использования современных способов реализации турпродукта.
Предметом исследования являются маркетинговые особенности современных способов реализации турпродукта.
Объект исследования: процесс реализации турпродукта в фирме ООО «Планета-тур».
Главной целью исследования является комплексное исследование и анализ современных способов реализации турпродукта в том числе и на примере деятельности туристской фирмы.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы реализации туристского продукта;
- проанализировать особенности процесса реализации турпродукта в компании ООО «Планета-тур»;
- предложить пути повышения эффективности процесса реализации туристского продукта в ООО «Планета-тур» и оценить экономическую эффективность предложенных мероприятий.
Методической и методологической основой работы являются специализированная литература, а также методические пособия и рекомендации по производству и реализации продукта в сфере туризма, прежде всего труды Г.А.Папиряна, А.С. Запесоцкого, В.А.Квартального, Ю.Ф.Волкова, И.И.Ополченова, В. Сапруновой, Р.Б. Ноздревой и других.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что сформулированные в методы и этапы производства и продвижения могут быть востребованы в практической деятельности предприятий индустрии туризма, а также для дальнейшей практической и теоретической разработки проблемы.
Глава 1. Теоретические и методологические основы
реализации туристского продукта
1.1. Понятие и структура туристского продукта
Успех коммерческой деятельности на рынке туризма определяется в первую очередь привлекательным туристским продуктом, поэтому основной задачей деятельности туристского предприятия, в частности туроператора, является создание привлекательного туристского продукта.
В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» дается следующее определение: «Туристский продукт - это право на тур, предназначенное для реализации туристу, а тур - комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия»[3]. Однако «право на тур» - это категория юридическая, а не экономическая. Туристский продукт как экономическая категория обладает достаточно емким содержанием, поэтому до сих пор отсутствует его общепринятое определение.
Согласно одному из подходов, под туристским продуктом следует понимать реализуемую по совокупной цене, предварительно реализованную туристскую услугу, в состав которой входят как минимум две из нижеперечисленных услуг: а) перевозка; б) размещение; в) иные услуги в сфере туризма, не связанные с перевозкой и размещением, при условии, если обслуживание охватывается периодом от 24 часов до 6 месяцев подряд или предусматривает более одной ночевки.
Данное определение фактически отражает восприятие туристского продукта производителями, для которых туристский продукт - это конкретный вид предоставляемых услуг. Иное восприятие туристского продукта присуще потребителям, туристы понимают туристский продукт более широко, чем производители. Для них туристский продукт - это комплекс услуг, реализуемых в одном пакете.
Поэтому более справедливым будет следующее определение.
Туристский продукт - совокупность (комплекс) вещественных (предметов потребления), невещественных (в форме услуги) потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, возникших в период его путешествия, и затрат, связанных с его производством и реализацией и формирующих цену турпродукта[4].
Необходимо отличать туристский продукт от туристской услуги. Основное отличие состоит в том, что туристская услуга может быть куплена и потреблена в месте ее производства, а туристский продукт может быть приобретен и по месту жительства, но потреблен только в месте производства туристских услуг. Поэтому, приобретая путевку, вы еще не приобретаете туристские услуги, хотя уже и заплатили деньги, но вы приобретаете гарантии отдыха. Фактически туристские услуги - это составная часть туристского продукта.
В отличие от туристских услуг туристский продукт принимает форму товара и характеризуется такими свойствами, как[5]:
- потребительская стоимость, то есть полезность, или способность удовлетворять определенные потребности людей. Полезность туристского продукта определяется его ценностью для субъекта.
Специалистами[6] выделено несколько основных потребительских свойств туристского продукта, который перечислены в Таблице 1.
[1] Квартальнов В.А. Туризм. Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2011.- С.23.
[2] Пузакова Е.П., Честникова В.А. Международный туристический бизнес. – М.: Экспертное бюро, 2010. – С.11.
[3] Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», 24.11.1996 №132-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
[4] Хромов Л.Н. Туристический маркетинг. - Петрозаводск: Фониум, 2006. – С.64.
[5] Квартальнов В.А. Туризм. Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2011.- С.32.
[6] Дурович А.П. Маркетинг в туризме – М.: Институт дистанционного образования; МЭСИ, 2011. – С.82.