Введение
Глава 1. Основы педагогической системы воспитания А.С. Макаренко
1.1 Принципы педагогической теории и практики А.С. Макаренко
1.2 Социально-педагогические взгляды А.С. Макаренко на работу с трудными подростками
Глава 2. Исследование по системе воспитания трудных подростков по А. С. Макаренко
2.1 Характеристика Новосибирской воспитательной колонии
2.2 Описание экспериментальной работы
2.3 Результаты экспериментальной работы
Заключение
библиографический список
Актуальность исследования. Современная школа должна растить, обучать и воспитывать подрастающее поколение с максимальным учетом тех общественных условий, в которых они будут жить, и работать в новом веке. Создаются новые возможности для дальнейшего роста производительности труда во всех сферах материального и духовного производства, повышаются интеллектуальный потенциал общества, всестороннее и гармонически воспитывается современный человек.
Но, к сожалению, в современных условиях подростки и молодежь, не имея четких нравственных ориентиров, все чаще отдают предпочтение легким заработкам, бездуховному времяпровождению, погоне за удовольствиями, исповедуют культ успеха. Ослабление роли семьи, различные формы инициативы к предпринимательству приводят к утрате таких общественных ценностей как интерес к учебе и к труду. В подростковой среде резко растет чувство агрессивности, раздражения, неуверенности в завтрашнем дне. Это весьма тревожные симптомы ухудшения нравственного и психического состояния общества.
Объект исследования: педагогическая система А.С. Макаренко.
Предмет исследования: педагогическая работа по системе А.С. Макаренко, осуществляемая в воспитательной колонии, как средство исправления несовершеннолетних осужденных.
Цель работы изучить педагогическую систему воспитания А.С. Макаренко и раскрыть применение системы в современности.
Задача работы:
- Раскрыть основы педагогической системы воспитания А.С. Макаренко.
- Провести исследование в воспитательной колонии по системе воспитания Макаренко.
При изучении проблемы и решении обозначенных задач применялись следующие методы исследования:
1) теоретические методы (методы анализа и синтеза педагогической литературы по теме исследования, изучение нормативно-правовых актов, сопоставление и обобщение научных материалов);
2) эмпирические методы (беседа, анализ документации).
Глава 1. Основы педагогической системы воспитания А.С. Макаренко
1.1 Принципы педагогической теории и прак тики А.С. Макаренко
А.С. Макаренко считал, что четкое знание педагогом целей во спитания – сам ое не пременное усл овие успешной педагогической де ятельности. В усл овиях со ветского об щества целью во спитания, до лжно бы ть, указ ывал он, во спитание акт ивного уча стника со циалистического строительства, чело века, пре данного идеям коммунизма [7].
Макаренко до казывал, что до стижение этой цели вполне во зможно. «... Воспитание нов ого чело века – де ло счастливое и по сильное для педагогики», – гов орил он, им ея в вид у марксистско-ленинскую педагогику. Уважение к личности ребенка, благожелательный взгляд на его по тенциальные во зможности во спринимать хорошее, ста новиться лучше и про являть акт ивное от ношение к окружающему не изменно являлись основ ой нов аторской педагогической де ятельности А.С. Макаренко.
К сво им во спитанникам он по дходил с горьковским при зывом: «Как мож но бол ьше уважения к чело веку и как мож но бол ьше требования к не му». К рас пространенному в 20-е год ы при зыву к все прощающей, терпеливой любви к де тям Макаренко до бавил сво й: любовь и уважение к де тям об язательно до лжны со четаться с требованиями к ним; де тям нужна «требовательная любовь», гов орил он. Социалистический гуманизм, вы раженный в этих слов ах и про ходящий через всю педагогическую сис тему Макаренко, является одним из ее основ ных при нципов.
А.С. Макаренко глубоко верил в творческие сил ы чело века, в его во зможности. Он стремился про ектировать в чело веке лучшее. Сторонники «сво бодного во спитания», во зражали про тив каких бы то ни бы ло на казаний де тей, за являя, что «на казание во спитывает раб а». Макаренко справедливо во зражал им , гов оря, что «без наказанность во спитывает хулигана», и считал, что раз умно вы бранные, уме ло и редко при меняемые на казания, кроме, конечно, телесных, вполне до пустимы.
А.С. Макаренко решительно боролся с педологией. Он одним из пер вых вы ступил про тив сформулированного педологами «за кона о фаталистической об условленности суд ьбы де тей на следственностью и какой-то не изменной сред ой». Он до казывал, что любой со ветский ребенок, об иженный или ис порченный не нормальными усл овиями сво ей жизни, мож ет ис правиться при усл овии со здания благоприятной об становки и при менения прав ильных мет одов во спитания. В любом во спитательном со ветском учрежден ии во спитанников след ует ориентировать на буд ущее, а не на про шлое, звать их вперед, от крывать им радостные реальные пер спективы.
Ориентировка на буд ущее со ставляет, по мне нию Макаренко, важн ейший за кон со циалистического строительства, целиком устр емленного в буд ущее, он со ответствует жизненным стремлениям каждого чело века. «Воспитать чело века - знач ит во спитать у не го, – гов орил А. С. Макаренко, – пер спективные пути, по кот орым рас полагается его за втрашняя радость. Можно на писать целую мет одику этой важн ейшей раб оты». Работа эта до лжна орган изовываться по «сис теме пер спективных линий» [14].
Центральная про блема педагогической прак тики и теории А.С. Макаренко – орган изация и во спитание де тского коллектива, о чем гов орила и Н.К. Крупская. Октябрьская революция вы двинула акт уальную за дачу коммунистического во спитания коллективиста, и естественно, что идея во спитания в коллективе за нимала умы со ветских педагогов 20-х год ов. Большая за слуга А.С. Макаренко за ключалась в том, что он раз работал за конченную теорию орган изации и во спитания де тского коллектива и личности в коллективе и через коллектив.
Макаренко вид ел главную за дачу во спитательной раб оты в прав ильной орган изации коллектива. «Марксизм, – писал он, – учит на с, что не льзя рас сматривать личность вне об щества, вне коллектива». Важнейшим качеством со ветского чело века является его уме ние жить в коллективе, вступать в по стоянное об щение с людьми, труд иться и творить, по дчинять сво и личные инт ересы инт ересам коллектива. А.С. Макаренко на стойчиво ис кал форм ы орган изации де тских учрежден ий, кот орые со ответствовали бы гуманным целям со ветской педагогики и способ ствовали форм ированию творческой целеустремленной личности. «Нам нужны, – писал он, –нов ые форм ы жизни де тского об щества, способ ные давать по ложительные ис комые величины в об ласти во спитания. Только бол ьшое на пряжение педагогической мысли, тол ько при стальный и стройный анализ, тол ько из обретение и про верка могут при вести на с к этим форм ам» [8].
Коллективные форм ы во спитания от личают со ветскую педагогику от буржуазной. «Может бы ть, – писал Макаренко, – главное от личие на шей во спитательной сис темы от буржуазной в том и со стоит, что у на с де тский коллектив Обязательно до лжен рас ти и богатеть, впереди до лжен вид еть лучший за втрашний де нь и стремиться к не му в радостном об щем на пряжении, в на стойчивой радостной мечте. Может бы ть, в этом и за ключается ис тинная педагогическая диалектика».
Необходимо со здать, считал Макаренко, со вершенную сис тему круп ных и не больших коллективных един иц, вы работать сис тему их взаимоотношений и взаимозависимостей, сис тему во здействия на каждого во спитанника, а так же установить коллективные и личные от ношения между педагогами, во спитанниками и руко водителем учрежден ия. Важнейшим «механизмом», педагогическим сред ством является «параллельное во здействие» – одно временное во здействие во спитателя на коллектив, а через не го и на каждого во спитанника.
Выясняя во спитательную сущность коллектива, А.С. Макаренко по дчеркнул, что на стоящий коллектив до лжен им еть об щую цель, за ниматься раз носторонней де ятельностью, в не м до лжны бы ть орган ы, на правляющие его жизнь и раб оту. Важнейшим усл овием, об еспечивающим сплоченность и раз витие коллектива, он считал на личие у его членов осознанной пер спективы движения вперед. По до стижении по ставленной цели не обходимо вы двигать друг ую, еще бол ее радостную и многообещающую, но об язательно на ходящуюся в сфер е об щих пер спективных целей, кот орые сто ят пер ед со ветским об ществом, строящим со циализм. А.С. Макаренко впервые сформулировал и на учно об основал требования, кот орым до лжен от вечать педагогический коллектив во спитательного учрежден ия, и прав ила его взаимоотношений с коллективом во спитанников [12].