Введение.
1.Сущность и функции производственного конфликта: обзор понятия.
2.Структура производственного конфликта.
3.Типы производственных конфликтов.
3.1.Внутригрупповые конфликты.
3.2.Межгрупповые конфликты.
3.3.Конфликты между производственными группами и администрацией.
4.Методы решения конфликта на производстве.
Заключение.
Список литературы.
Конфликты (от латинского conflictus - противоречие) – закономерное явление в ситуации межличностного взаимодействия. В психологии - это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными переживаниями. Известны психологические исследования по проблемам конфликтов в нашей стране А.Я. Анцупова, Ф.М. Бородкина, Н.В. Гришиной, Н.М. Коряка, А.И. Шипилова и др.
Согласно взглядам современных авторов, внутрикорпоративные (внутриорганизационные) конфликты можно разделить на трудовые и производственные (в зависимости от того, какие отношения они затрагивают) [12]. Трудовой конфликт — это столкновение интересов работодателя и работника (по поводу применения действующего законодательства о труде, установления новых или изменения существующих условий труда и т. п.). Производственный конфликт — это скрытое или открытое столкновение индивидуальных и/или групповых интересов в сфере деловых и профессиональных отношений, складывающихся в процессе совместной производственной деятельности.
Производственные конфликты обладают рядом специфических особенностей: возможно нарушение работы организации, распространяются будоражащие слухи, растет эмоциональный накал, активизируются профсоюзы, люди переходят к активным действиям, возможно привлечение властей и судебных инстанций. Успешное и грамотное разрешение конфликтов на производстве является залогом повышения эффективности функционирования организации. Этим определяется актуальность темы настоящей работы.
Цель работы – рассмотреть проблему производственных конфликтов.
1.Сущность и функции производственного конфликта: обзор понятия
По мнению исследователя Е.В. Буртовой, существуют два основных психологических подхода к определению конфликта [3]. Первый ориентирован на актуальные действия, где у противоборствующих сторон часто взаимоисключающие или несовместимые ценности, что исключает соревнование, конкуренцию и т.п. по обладанию этими ценностями (поскольку ценности - разные); второй ориентирован на мотивы и действия, где ценности могут и совпадать, но различаются психологические состояния конфликтующих сторон (конфликт идей, ценностей, установок, мотивов и др.). В рамках обоих подходов, различными авторами выделяются основные функции и возможные результаты конфликта. При этом главная функция конфликта - выявление проблем и противоречий в жизнедеятельности социального субъекта, определенной психологической системы (человека, группы, организации, общества), а также - определение путей разрешения этих противоречий и развития данного социального субъекта (психологической системы).
В литературе представлено множество вариантов определения конфликта на производстве, различаются и взгляды авторов на виды, формы, процесс развития и методы разрешения таких конфликтов. В соответствии с задачами данной работы, рассмотрим некоторые из них.
Согласно О.С. Виханскому, конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личность, группа или организация в целом) вступает в противоречия с интересами другой стороны [5].
Данный автор особо подчеркивает: бихевиористская школа, а затем и современная школа управления установили, что в большинстве организаций конфликты могут иметь не только деструктивные, но и конструктивные начала. Многое зависит от того, как конфликт управляется. Разрушительные последствия возникают тогда, когда конфликт либо очень мал, либо очень силен. Когда конфликт мал, то чаще всего он остается незамеченным и не находит тем самым своего адекватного разрешения. Различия кажутся очень незначительными, чтобы побудить участников провести необходимые изменения. Однако они остаются и не могут не влиять на эффективность общей работы. Конфликт, достигший сильного состояния, сопровождается, как правило, развитием у его участников стресса. Это в свою очередь, ведет к снижению морали и сплоченности. Разрушаются коммуникационные сети. Решения принимаются в условиях сокрытия или искажения информации и не обладают достаточной мотивирующей силой. Организация может, как говорят, распадаться на глазах.
Конструктивная сторона ярче проявляется, когда конфликт по уровню достаточен для мотивации людей. Обычно такие конфликты возникают на основе различия в целях, объективно обусловленных характером выполняемой работы. Развитие такого конфликта сопровождается более активным обменом информацией, согласованием различных позиций и желанием понять друг друга. В ходе обсуждения вырабатывается компромиссное решение, основанное на творческом и инновационном подходе к проблеме. Так, например, различное восприятие нового продукта инженерами, производственниками и маркетологами, основанное на их профессиональном подходе, обычно позволяет лучше учесть как его потребительские свойства, так и возможности организации.