ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С РОЛЕВОЙ ИГРОЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ.
1.1 Понятие и сущность игры.
1.2 Понятие и сущность ролевой игры.
1.3 Значение игры в развитии ребенка.
1.4 Ролевая игра в контексте его социально-эмоционального развития.
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РОЛЕВОЙ ИГРЫ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Физические и когнитивные возможности детей, которые влияют на их способность играть роли.
2.2 Основные этапы развития ролевой игры и ее связь с психологическим развитием детей.
ГЛАВА 3 РОЛЬ ВЗРОСЛЫХ В РАЗВИТИИ РОЛЕВОЙ ИГРЫ.
3.1 Влияние и роль родителей и педагогов в развитии ролевой игры у детей.
3.2 Подходы к организации ролевых игр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
В воспитании и развитии детей огромная роль отводится игре, которая является важнейшим видом детской деятельности. Игра способствует генерации и развитию всех сторон личности ребенка, а также осуществляет значительные изменения в его психике и сознании. Игра подготавливает ребенка к переходу на новую стадию развития.
Основной деятельностью детей в раннем возрасте является сюжетно-ролевая игра. В процессе игры дети выстраивают сюжеты, создают образы и взаимодействуют с другими детьми, имитируя ситуации из своей реальной жизни. В процессе сюжетно-ролевой игры дети могут воплотить свои самые смелые идеи. Они могут превратиться в супергероев, принцесс или волшебников, изучать мир подводного царства или космоса. Это позволяет им переживать различные роли, эмоции и конфликты, развивая свою фантазию, индивидуальность и учиться справляться с трудностями. Игра является не только средством развлечения, но и способом развития когнитивных, эмоциональных и социальных навыков. В процессе игры дети развивают свою память, воображение, внимательность и логическое мышление. Они учатся решать проблемные ситуации, принимать решения и действовать в команде.
Кроме того, игра помогает детям осознать и выразить свои эмоции, развить социальные навыки и установить контакт с окружающими. Важно отметить, что игра способствует не только развитию личности, но и подготавливает ребенка к новой, более сложной стадии развития. В ходе игры дети учатся справляться с различными преградами, преодолевать трудности и развивать упорство и настойчивость. Эти навыки будут полезны им в будущем, помогая преодолевать трудности и достигать поставленных целей.
Родители и педагоги должны учитывать значение игры и обеспечивать детям возможность играть, создавая условия для их полноценного развития. Однако, необходимо отметить, что игра должна быть правильной и сбалансированной. Слишком много игры может негативно сказываться на учебной деятельности ребенка или снизить его социальные навыки. Важно, чтобы родители и педагоги следили за тем, чтобы игра не замещала учебу или реальные обязанности детей. Только тогда игра сможет полностью выполнять свою роль в воспитании и развитии детей.
Главная цель этой работы, заключается в изучении и анализе влияния ролевых игр на развитие эмоциональной сферы ребенка.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- Разобраться в основных понятиях.
- Определить особенности эмоциональной сферы у детей в раннем возрасте.
- Изучить влияние сюжетно-ролевых игр на развитие эмоциональной сферы у детей.
- Разработать и предложить педагогические рекомендации по использованию сюжетно-ролевых игр в работе с детьми в раннем возрасте с целью развития их эмоциональной сферы.
Объектом исследования является педагогический процесс, направленный на развитие личности ребенка, а его предметом ‑ использование методов и приемов ролевой игры.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения, списка источников и литературы.
- Доронова, Т.Н., Кабанова, О.А., Соловьева, Е.В. Игра в дошкольном детстве. Пособие для воспитателей детских садов. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. – 128с.;
- Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М.: Педагогика, 1975. — 112 с.
- Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста). - М., ЛИНКА ПРЕСС, 2004 — 216 с.;
- Игра в педагогическом процессе образовательных учреждений. Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов учебных педагогических заведений / Под ред. Т. А. Куликовой. – М., 2000. — -57 с.;
- Игрушки и пособия для детского сада. /Под ред. В.М.Изгаршевой. –М.: Просвещение, 1987 — 174 с.;
- Косенко, О. Формирование творческой активности в игре. //Дошкольное воспитание. — 1989. — 12 c.
- Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре. – М: Просвещение, 1982. — 128 с.
- Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация- сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. - М.: Издательство “ГНОМ и Д”, 2001. — 96 с.;
- Михайленко Н. Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. // Дошкольное воспитание – 1989. — С. 23-29;
- Новоселова, С.Л. Игра дошкольника. – М., Просвещение 1989. — 284 с.
- Палагина, Н.Н. Психология развития и возрастная психология. – М. 2005. — 288 с.;
- Поздняк Л. Менджерицкая Д.В. – исследователь игры детей дошкольного возраста. //Дошкольное воспитание. – 1995. — №12. — С.10.
- Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: (Из опыта работы) / Сост. Е. И. Тверитина, Л. С. Барсукова; Под ред. М. А. Васильевой. - М.: Просвещение, 1986. - 1 12 с.;
- Усова А. П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А. В. Запорожца. – М., 1976. — 327 с.;
- Усова А.П. Педагогика игры и ее насущные проблемы. В кн.: Роль игры в воспитании детей. – М.: Просвещение, 1976. — С.15.
- Черков А.В. Развитие у детей сознательных отношений в игре. — Уч. зан. Рост. Пед. Ин-та, 1958. — С. 3-92.
- Эльконин, Д. Б. Психология игры. – 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 360 с.