Введение
Глава 1. Общая характеристика общих и специальных требований к рекламе
1.1. Основные требования и ограничения, предъявляемые законодательством к рекламе
1.2. Особенности требований к заключению федеральными каналами договоров оказания услуг по распространению рекламы
Глава 2. Особенности ответственности за нарушение федерального закона «О рекламе»
2.1. Практические итоги применения ответственности за нарушение положений закона «О рекламе»
2.2. Практика применения Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области ответственности за ненадлежащую рекламу
Заключение
Список использованной литературы
Первый российский Закон о рекламе появился в 1995 г. Действующий ныне Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» - это попытка продолжить положительные тенденции и одновременно устранить недостатки прежнего Закона. Но одна из существенных юридических проблем, возникшая еще в 1995 г., продолжает существовать и после введения в действие нового рекламного законодательства.
Речь идет о проблеме соотношения составов двух запрещенных действий - ненадлежащей рекламы (запрещена рекламным законодательством) и недобросовестной конкуренции (запрещена антимонопольным законодательством). Анализ характеристик и оценка перспектив решения этой коллизии содержатся во второй главе данной работы, в которой главное внимание уделяется одной из разновидностей ненадлежащей рекламы - недобросовестной рекламе.
Цель работы – раскрыть сущность и содержание общих и специальных требований к рекламе, а также изучить факты нарушения статей 5-10 Закона «О рекламе», которые найдены в материалах официальных сайтов и периодической печати. Для этого и поставлены следующие задачи (вопросы, подлежащие исследованию):
- Основные требования и ограничения, предъявляемые законодательством к рекламе;
- Особенности требований к заключению федеральными каналами договоров оказания услуг по распространению рекламы;
- Практические итоги применения ответственности за нарушение положений закона «О рекламе»;
- Практика применения Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области ответственности за ненадлежащую рекламу и др.
1.1. Основные требования и ограничения, предъявляемые законодательством к рекламе
Статьей 5 Закона N 38-ФЗ определены общие требования к рекламе. В указанной статье закреплены важные положения, касающиеся запретов и ограничений на размещение рекламы, содержатся определения недобросовестной и недостоверной рекламы, а также признаки, по которым реклама может быть признана таковой. Так, в соответствии с п. 2 ст. 5 Закона N 38-ФЗ недобросовестной признается реклама, которая:
- содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;
- порочит честь и достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;
- представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время и в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;
- является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством .
Недостоверной, как и ранее (до вступления в силу Закона N 38-ФЗ), признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения. Перечень форм недостоверной рекламы приведен в п. 3 ст. 5 Закона N 38-ФЗ. Этот перечень является закрытым. Следует отметить, что понятия «заведомо ложная реклама», «неэтичная реклама», «скрытая реклама», используемые в утратившем силу Законе N 108-ФЗ, новым законодательством о рекламе не используются. Понятие «контрреклама», ранее имевшееся в Законе N 108-ФЗ, не вошло в перечень понятий, используемых в Законе N 38-ФЗ, хотя оно и используется в ст. 38 Закона N 38-ФЗ. Кроме того, ст. 5 Закона N 38-ФЗ определено, какая реклама не должна быть и какие выражения в рекламе недопустимы.
Пункт 9 ст. 5 Закона N 38-ФЗ почти дословно воспроизводит содержание ст. 10 «Скрытая реклама» утратившего силу Закона N 108-ФЗ «О рекламе». В соответствии с п. 9 ст. 5 Закона N 38-ФЗ «О рекламе» запрещено использование и распространение в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает неосознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами. Кроме этого, данное ограничение распространяется и на информационные компьютерные файлы и программы обработки информационных текстов. Об этом четко указано в абз. 2 ст. 4 Закона от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации».
Размещение рекламы в учебниках, предназначенных для обучения детей по программам начального общего и основного общего образования, школьных дневниках, а также в школьных тетрадях не допускается. Это определено п. 10 ст. 5 Закона N 38-ФЗ «О рекламе».
Следует также обратить внимание, что ст. 7 Закона N 38-ФЗ установлен перечень товаров, реклама которых запрещена:
«1) товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации;
2) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
3) взрывчатых веществ и материалов, за исключением пиротехнических изделий;
4) органов и (или) тканей человека в качестве объектов купли-продажи;
5) товаров, подлежащих государственной регистрации, в случае отсутствия такой регистрации;
6) товаров, подлежащих обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия;
7) товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений» .
Кроме того, Законом N 38-ФЗ «О рекламе» детально рассмотрены особенности рекламы отдельных видов товаров. Так, например, ст. 24 указанного Закона установлены требования, предъявляемые к рекламе лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг. Реклама перечисленных медицинских товаров и услуг не должна содержать образов медицинских работников, дающих рекомендации к применению, создавать впечатление необходимости обращения к врачу. Новым Законом о рекламе впервые введены специальные требования, предъявляемые к рекламе биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания (ст. 25 Закона N 38-ФЗ). Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление, что эта продукция обладает лечебными свойствами, при этом ссылаясь на конкретные случаи излечения заболеваний. В отношении рекламы продуктов детского питания отметим, что такая реклама не должна представлять их в качестве полноценных заменителей женского молока и содержать утверждение о преимуществах искусственного вскармливания детей.
1. Конституция Российской федерации: принята общероссийским референдумом от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - № 237. от 25 декабря.
2. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 06.12.2011). – М.: Юридический мир, 2012, N 1.
3. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 03.03.2009 N Ф04-5688/2008(1325-А27-23) по делу N А27-4028/2008-5 // http://kemerovo.fas.gov.ru
4. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 6 апреля 2009 г. N А19-9804/08-35-Ф02-1165/09 // СПС КонсультантПлюс.
5. Акилова Е.В. Требования и ограничения, предъявляемые законодательством о рекламе // Эксперт. 2011. № 4.
6. Бест М. Новая конкуренция. Институты промышленной политики. М.: ТЕИС, 2012.
7. Варламова А.Н. Правовое обеспечение развития конкуренции. – М.: Статут, 2011.
8. Дорский А.Ю. Практика применения Закона «О рекламе» в 2008 г. // Реклама и право. 2009. N 1.
9. Куликова С.А. Практика применения ответственности за нарушение федерального закона «О рекламе». – М.: Просвещение, 2012.
10. Сборник отчетных данных о работе антимонопольных органов по контролю соблюдения антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства о размещении заказов. М.: ФАС России, 2011.
11. Тотьев К.Ю. Ненадлежащая реклама и недобросовестная конкуренция // Бизнес и адвокат. 2011. № 4.
12. Тотьев К.Ю. Административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства: две модели санкций в одном Кодексе // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. N 5.
13. Решение по делу в отношении ООО «СтройТрансАвто» // http://kemerovo.fas.gov.ru/solution/7432
14. Решение по делу в отношении ООО «БелСтрой» // http://kemerovo.fas.gov.ru/solution/7513