Курсовая работа|Конфликтология

Причины возникновения конфликтов в организационной среде

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2011 | Страниц: 36

Введение. 

Глава 1. Понятие, сущность и виды организационных конфликтов. 

1.1 Понятие и сущность и конфликта. 

1.2 Виды организационных конфликтов.

Глава 2. Анализ причин возникновения конфликтов в организационной среде. 

Глава 3. Роль субъектов управления персоналом в профилактике конфликтов. 

Заключение. 

Литература: 

Приложение. 

В экономически развитых странах за последние три десятилетия проблема конфликта и конфликтного менеджмента стала чрезвычайно важной для руководителей различного уровня организаций. Проведенные в США социологические исследования организационного конфликта показали, что в 80-х годах менеджер тратил от 20 до 50% своего рабочего времени на разрешение конфликтов, причем менеджеры низшего звена тратили значительно больше времени на урегулирование конфликтов, чем менеджеры более высокого уровня. В 90-х годах прошлого века количество организационных конфликтов и время, которое приходилось уделять менеджеру на их разрешение, значительно возросло. Учитывая природу изменений, которые произошли в организациях по мере их адаптации к быстроменяющимся условиям рынка, развития производства, не вызывает сомнения предположение, что в последующие десятилетия количество конфликтов будет постоянно возрастать.

Организация является основной ячейкой в социальной структуре современного общества. Социальная жизнь людей преимущественно протекает в составе тех или иных организаций (производственных, финансовых, коммерческих, образовательных, общественных и т.д.). Сложная система отношений в организации таит в себе возможность возникновения самых различных конфликтов, которые специфичны как по содержанию и динамике, так и по способам разрешения. В каждом отдельно взятом случае причина жалобы, конфликта своя, при анализе же обнаруживается, что все они имеют общую основу: фактическое положение дел входит в противоречие с ожиданием людей, которые и становятся в ряды конфликтующих.

Научной разработкой проблемы организационных конфликтов занимались как зарубежные (В. Зигерт, Х. Корнелиус, К. Ланг, Г.А. Саймон, Д.У. Смитбург, В.А. Томпсон, Ш. Фейр и др.), так и отечественные (Г.Х. Бакирова, Е.Г. Баранов, Е.Н. Богданов, Г.А. Гребенюк, А.С. Гусева, С.М. Емельянов, Е.В. Зайцева, В.Г. Зазыкин, В.В. Козлов, Е.А. Самсонова, С.В. Шекшня и многие другие) ученые психологи и конфликтологи.

В связи с тем, что практическая сфера понимания организационных конфликтов только развивается, имеющихся исследований в этой области явно не достаточно. Поэтому значимость данной работы состоит в том, что рассмотрение и анализ причин конфликтов в организации помогут в практической работе службам управления персоналом организаций.

 

Глава 1. Понятие, сущность и виды организационных конфликтов.

1.1 Понятие и сущность и конфликта

Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus — столкновение. В психологии понятие конфликта также применяется достаточно широко, фактически адресуясь к весьма разнородным явлениям.[1] Например, конфликт используется для описания поведения групп, которые идут одна против другой, соперничества между индивидами и субъективной неопределенности внутри индивида. Анализ материалов первой отечественной психологической конференции по конфликтам показывает, что конфликтом называют межличностные трудности и внутриличностные переживания и кризисные явления, предмет психотерапевтической работы и столкновение алгоритмов решения учебных задач у ребенка и др.[2] Таким образом, одним и тем же понятием конфликта обозначается широкий спектр явлений.

Понятие конфликта сегодня не принадлежит какой-то одной определенной области науки или практики. В междисциплинарном обзоре работ по исследованию конфликтов А. Я. Анцуповым и А. И. Шипиловым выделяются 11 областей научного знания, так или иначе изучающих конфликты (по степени убывания количества публикаций): психология, социология, политология, история, философия, искусствоведение, педагогика, правоведение, социобиология, математика и военные науки. Анализ исследований конфликта, выполненный на основе изучения публикаций, показал, что в различных областях используются следующие понятия: военный конфликт, художественный конфликт, международный конфликт, региональный конфликт, этнический конфликт, межнациональный конфликт, конфликты в коллективах школьников, педагогических коллективах, конфликты в спорте, педагогический конфликт, социальный, трудовой, криминальный конфликт, конфликт поколений, конфликт «личность—группа», моральный конфликт, нравственный конфликт и др.[3]

Однако проблемы, возникающие с определением конфликта, и сегодня не решены. Конфликтологи часто ссылаются на неудачу американских социологов Р. Макка и Р. Снайдера, которые еще более двух десятилетий назад, в период особенно интенсивного развития исследований в области конфликтов, попытались навести порядок в использовании терминов и проанализировали ряд понятий, таких как антагонизм интересов, агрессивность, вражда, конкуренция, социальный раскол и др. Признав, что ни одно из них не является синонимом конфликта, авторы были вынуждены констатировать: «Очевидно, "конфликт" представляет собой большей частью резиноподобное понятие, которое можно растягивать и полученное использовать в своих целях»[4]. При этом разные дисциплины наделяют понятие конфликта своим содержанием: экономисты часто отождествляют конфликт с конкуренцией, психологи — с «трудностями», «напряженностями», социологи заменяют им понятия «дебатов», «оппозиции» и т. д.

Один из возможных вариантов определения конфликта основан на его философском понимании, в соответствии с которым он описывается как «предельный случай обострения противоречия». А. Г. Здравомыслов, автор наиболее фундаментальной отечественной монографии по проблемам социологии конфликта, пишет, что «конфликт — это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями».[5]

[1] Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П., Большой психологический словарь. М.: Олма-Пресс, СПб.: Прайм-Еврознак, 2005.

[2] Братченко С.Л., Межличностный конфликт как общение // Конфликт в конструктивной психологии. Красноярск, 1990.

[3] Анцупов А.Я., Шипилов А.И., Конфликтология: теория, история, библиография. М., 1996.

[4] Гришина Н.В., Психология конфликта. Питер, 2005.

[5] Здравомыслов А.Г., Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. М.: Аспект Пресс, 1995.

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И., Конфликтология. М., 1999.
  2. Бакирова Г.Х. Тренинг управления персоналом. – СПб.: Речь, 2004.
  3. Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В., Психология управления. Харьков: Фортуна-пресс, 1998.
  4. Баранов Е.Г. Влияние ролевых взаимоотношений на конфликты в коллективах. М., 1995.
  5. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте: Учебное пособие. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004.
  6. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М., Внимание: конфликт! Новосибирск, 1996.
  7. Братченко С.Л., Межличностный конфликт как общение // Конфликт в конструктивной психологии. Красноярск, 1990.
  8. Вачков И.В. Введение в тренинговые технологии. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.
  9. Гришина Н.В., Психология конфликта. Питер, 2005.
  10. Денисов О. И. Проблема конфликтологической компетентности руководителя. М., 2007.
  11. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. СПб., 2001.
  12. Зазыкин В. Г. Социально-психологический климат и проблема конфликтов в коллективе. М., 1988.
  13. Зазыкин В. Г., Чернышев А. П. Менеджер: психологические секреты профессии. М., 1992.
  14. Здравомыслов А.Г., Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. М.: Аспект Пресс, 1995.
  15. Истратова О.Н. Справочник психолога-консультанта организации. Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  16. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П., Большой психологический словарь. М.: Олма-Пресс, СПб.: Прайм-Еврознак, 2005.
  17. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. СПб.: Речь, 2006.
  18. Саймон Г.А., Смитбург Д.У., Томпсон В.А. Менеджмент в организациях. – М., 1995.
  19. Степаненкова В.М., Понятие социального конфликта в теории Р. Дарендорфа // Социологические исследования, 1994, №5.
  20. Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. Красноярск, 1996.
  21. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М.: Владос, 1995.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Конфликтология
2017 год 49 стр.
Курсовая Управление конфликтами в организации
Svetlana
Курсовая работа Конфликтология
2017 год 66 стр.
Курсовая Управление конфликтами на примере организации
Telesammit
Курсовая работа Конфликтология
2013 год 54 стр.
Курсовая Механизм урегулирования конфликта
Svetlana

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское