ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика детей с признаками дислексии
1.1 Определение дислексии
1.2 Социально-психологические нарушения при дислексии
1.3 Особенности чтения и письма у младших школьников с признаками дислексии
Вывод по 1 Главе
Глава 2. Возможности обучения младших школьников с признаками дислексии иностранному языку
2.1. Место иностранного языка в системе начального школьного обучения
2.2. Особенности обучения иностранному языку детей с признаками дислексии
Вывод по 2 Главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
В современном мире проблемы обучения приобретают все большее значение для поступательного развития общества. Целью современного школьного образования является создание условий для развития личности ребенка, его активная интеграция в мир социального опыта. Способность ребенка свободно использовать навыки чтения и письма для получения и передачи информации в реальном обществе является основной характеристикой функциональной грамотности ребенка.
В современном обществе в распоряжении человека неограниченные возможности компьютера и интернета, позволяющие приобщится к шедеврам мировой культуры, поэтому роль чтения и письма на английском языке является насущной потребность и неотъемлемой частью жизни. Роль английского языка в современном мире сложно переоценить, английский язык стал средством международного общения, языком компьютеров, современных технологий, туризма. Это повышает интерес школьников к из учению языка и об уславливает не обходимость со вершенствования мет одов пре подавания, по иску эффект ивных мет одик пре подавания, нов ейших до стижений педагогики в сис теме школьного об учения.
Существуют многочисленные категории уча щихся, инд ивидуальные по казатели скорости и качества, усвоения знаний кот орых на ходятся ниже сред него уровня. Основной при чиной огр аниченной об учаемости в бол ьшинстве слу чаев является дис лексия.
Дислексия - это спец ифическое на рушение способ ности к об учению, она не существ ует вне письменной ре чи и характер на для все х языков, основанных на звуковых и графических символах. Феномен дис лексии вы зывает широкий на учный и об щественный инт ерес, со гласно ис следованиям на личие дис лексии характер но при мерно для 20% уча щихся. Это означает, что каждый пятый ре бенок огр аничен в из учении языков при об щем норм альном уровне инт еллекта. В на стоящее врем я не достаточная осведомленность учителей, в час тности учителей английского языка, о про блемах дис лексии не по зволяет дис лективным де тям из учать английский язык на равне с их одно классниками. Отставание в овладении языковыми на выками об ъясняют ленью де тей, их не достаточными умственными способ ностями.
Поэтому ис следования в об ласти об учения де тей с при знаками дис лексии ино странному языку особ енно акт уальны в со временном мире.
Объект ис следования: про цесс об учения младших школьников ино странному языку.
Предмет ис следования: об учение чтению и письму на ино странном языке де тей младшего школьного во зраста с при знаками дис лексии.
Цель дан ного ис следования со стоит в из учении особ енностей об учения ино странному языку де тей, стра дающих дис лексией.
Задачи ис следования:
- из учение пер едового рос сийского и за рубежного опыта раб оты с де тьми с при знаками дис лексии;
- из учение и ис пользование рос сийских и за рубежных прак тик об учения младших школьников с при знаками дис лексии;
-изучение читательской и письменной де ятельности учен иков на чальных класс ов с целью вы явления особ енностей форм ирования читательских на выков;
-подбор при емов об учения чтению и письму де тей с при знаками дис лексии на основе пре длагаемых мет одических по собий и учебников для школьников на чальной школы;
Для до стижения по ставленных целей и ре шения за дач ис следований ис пользовались мет оды на учного ис следования:
-теоретические: анал из и инт ерпретация от ечественной и за рубежной педагогической, лингводидактической, мет одической литературы; анал из и об общение пер едового от ечественного, за рубежного и личного педагогического опыта по про блеме ис следования.
Структура раб оты: Курсовая раб ота со стоит из Введения, двух глав, за ключения и библиографического списка.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ПРИЗНАКАМИ ДИСЛЕКСИИ
Дети с дис лексией медленно читают, путают слоги и буквы и час то не могут от ветить на во просы по текст у — они не до конца по нимают со держание про читанного. Это мож ет им еть серьезные по следствия на успеваемость не тол ько по английскому языку, но и по друг им школьным пре дметам. У дис лексиков в течение длительного врем ени на блюдаются одно типные про блемы с чтением, они со храняются при об ычном об учении чтению, тогда как у остальных де тей эти про блемы со врем енем про падают, и они овладевают тех никой чтения.
Дислексия бы вает не скольких типов (механическая, фонематическая, оптическая и др.) и, в за висимости от типа дис лексии, у ре бенка раз ные про блемы с чтением. При одно м типе на рушения ре бенок мож ет читать текст без ошибок, но не по нимать про читанное, при друг ом типе дис лексии ре бенок пер еставляет местами буквы и слоги при чтении. Соответственно, при раз ных вид ах дис лексии нужны раз ные мет одики корректировки.
Ученые вы яснили, что в основном дис лексия связана с на рушениями раб оты определен ных уча стков головного мозга. Можно сказать, что дис лексия час то является на следственным на рушением: если в семье ре бенка уже бы ли про блемы с чтением или письмом, а так же друг ие не йро- и психофизиологические про блемы, то есть вероятность по явления про блем у де тей.
Понятие дис лексия вы зывает спор ы в на учных кругах. Единого по нятия дис лексия не существ ует. Разные авто ры пре длагают раз ные определен ия.
Согласно определен ию Британской ассоциации дис лексии (British Dyslexia Association) «Дислексия - это спец ифическое на рушение способ ности к об учению, кот орое им еет не йробиологическую при роду, носит сто йкий характер и со храняется на про тяжении все й жизни. При этом от мечаются де фицит оперативной памяти, снижение скорости об работки инф ормации, труд ности в авто матизации на выков. Эти про явления не за трагивают друг ие когнитивные функ ции». [3, с. 73].
Несколько друг ой является трактовка Международной ассоциации дис лексии (International Dyslexia Association, IDA) «Дислексия пре дставляет со бой кластер симптомов, вы ражающихся в труд ностях при овладении, в час тности, чтением и в при менении спец ифических ре че - языковых на выков. Учащиеся, стра дающие дис лексией, ис пытывают труд ности, связанные с овладением так их на выков как прав описание, письменное из ложение мысли и слов опроизношение». Дислексия характер изуется труд ностями при осуществлен ии аккуратного и бы строго опознания знакомых и де кодирования не знакомых слов при чтении и на писании. Эти труд ности во зникают в ре зультате при сутствия де фицита (ов) в раб оте фонологического аппарата языка и ре чи, кот орый (ые) раз вивается (ются) без относительно раб оты друг их аспектов по знавательного функ ционирования и в контексте ад екватного об разовательного про цесса. Вторичными по следствиями дис лексии могут являться про блемы по нимания про читанного и огр аниченный опыт чтения, кот орые, в сво ю очередь, при водят к за медлению раз вития или не доразвитию слов арного за паса и на коплению знаний. Это определен ие за дает конкретные параметры диагноза дис лексии. Так ее при нципиальным при знаком являются труд ности, связанные с пер еработкой от дельных слов . Конечно же, час то эти труд ности со пряжены с по следующими за труднениями, связанными с по ниманием про читанного и при обретением на выков беглого чтения, но эти по следующие – про изводные. Кроме того, определяется ис точник при нципиального при знака дис лексии, а им енно – от клонения в раз витии фонологического аппарата языка и ре чи.
Современные пре дставления о дис лексии в от ечественной логопедической на уке рас сматриваются в рамках психолого-педагогического и клинико-педагогического по дхода. Представителями психолого- педагогического по дхода (Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова, и др.). Дислексия рас сматривается как от сроченное про явление устно-речевого де фицита, где фонетико– фонематические про цессы играют пер востепенную роль. Сторонники клинико-педагогического по дхода связывают дис лексию с не сформированностью вы сших психических функ ций, на рушений операционного со става чтения (Т.В. Ахутина, М.М. Безруких, О.Б. Иншакова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, М.Е. Хватцев и др.).