Введение
Глава 1. Теоретические аспекты административной юстиции
1.1. Понятие административной юстиции
1.2. Нормативно-правовое регулирование административной юстиции
1.3. Отраслевая принадлежность института административной юстиции
Глава 2.Содержание и опыт становления административной юстиции
2.1. Административная юстиция за рубежом
2.2. Развитие административной юстиции в России
Заключение
Список использованных источников
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью раскрытия правовых основ формирования одной из важнейших составляющих судебной власти в механизме современного российского государства – административной юстиции. В ч. 2 ст. 118 Конституции Российской Федерации предусматривается, что судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, причем понятие административного судопроизводства до сих пор, спустя более десяти лет после её принятия, в полной мере в науке не разработано.
Необходимость же создания системы административных судов на современном этапе развития российского государства представляется очевидной.
Во-первых, неиспользование в полной мере возможностей административной юстиции в судебной системе, рассмотрение жалоб на действия администрации по нормам гражданского процессуального права дает право каждому гражданину на соответствующее обращение в Европейский суд по правам человека, что в свою очередь оборачивается для России наложением соответствующих сумм штрафов и ставит нашу страну в сложное моральное положение.
Во-вторых, в последние годы параллельно со снижением числа дел искового и особого производств возросло число дел, возникающих из административно-правовых отношений.
В-третьих, дела, возникающие из административно-правовых (публичных) отношений сегодня рассматриваются Конституционным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции во главе с Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами во главе с Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации. В результате этого возникает множественность судебной подведомственности таких дел и, как результат, сложности, связанные с определением подведомственности.
Кроме этого, VI Всероссийский съезд судей в своем Постановлении от 2 декабря 2004 г. «О состоянии правосудия в РФ и перспективах его совершенствования», говоря об административной юстиции, отметил необходимость проведения административной реформы и принятия мер по разграничению полномочий между органами публичной власти всех уровней, которые должны сопровождаться созданием эффективной системы судебного контроля за администрацией, в связи с чем идея развития административного судопроизводства как формы деятельности судов становится все более актуальной.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с институтом административной юстиции в правовом ракурсе, правовые возможности судебного контроля за управленческими действиями органов исполнительной власти, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в Российской Федерации.
Предметом исследования стал анализ научных идей о процессе становления и последующего развития института административной юстиции в современный период бытия российской государственности, а также определение перспектив его возможного развития в XXI веке в России.
Цель курсовой работы состоит в разработке теоретических вопросов, связанных с определением научного понятия административной юстиции (административного судопроизводства), исследования процесса становления данного института и формулировании предложений по его совершенствованию.
Поставленная цель предопределяет задачи изучения:
- развитие представлений об административной юстиции в России;
- уточнение современного понятия института административной юстиции;
- определение правовой природы административного правосудия и места административной юстиции в российской судебной системе, а также формулирование возможных перспектив развития;
- выработка предложений и рекомендаций с целью совершенствования предлагаемых моделей административной юстиции.
Содержание курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.
Глава 1. Теоретические аспекты административной юстиции
1.1.Понятие административной юстиции
В настоящее время нет однозначного определения понятия «Административная юстиция». Административный процесс состоит из трех частей: административные процедуры – сфера деятельности органов исполнительной власти; административная юрисдикция – сфера деятельности как органов исполнительной власти, так и судов (внесудебная и судебная юрисдикция по делам об административных правонарушениях); административная юстиция – сфера деятельности органов правосудия, осуществляющих административное судопроизводство.
В теоретическом плане существуют пробелы и значительные расхождения позиций ученых - административистов. Так, например, в последнее время профессор Ю. Н. Старилов высказывает мнение о том, что административный процесс тождествен административному судопроизводству. Так, профессор Ю.Н.Старилов пишет: «Однако под административным процессом мы понимаем административное судопроизводство по соответствующим видам административно-правовых споров» [1]. Обстоятельный критический анализ позиций упомянутого автора содержится в статье профессора Д. Н. Бахраха «Административное судопроизводство, административная юстиция и административный процесс».[2]
Своеобразное понятие административного процесса предлагает кандидат юридических наук А. А. Демин, подчеркивая, что широкое понимание административного процесса (включающее административные процедуры) не соответствует ни реалиям правовой политики, ни строгим понятиям теории права. Но вместе с тем А.А.Демин, предлагая в качестве предмета административного процесса рассматривать только спор, выделяет три основных способа организации процессуального разбирательства административных дел: административный, судебный и административная юстиция[3], то есть как раз три приведенные части административного процесса (хотя, на наш взгляд, недостаточно корректно определенные, поскольку возникает вопрос о том, какой вид процесса обеспечивает рассмотрение дел об административных правонарушениях, поскольку применение мер административного принуждения, прежде всего назначение административного наказания, вряд ли можно рассматривать как разрешение спорного правоотношения).
В широком смысле под административной юстицией понимается деятельность как обычных судов, так и специальных административных судов и (коллегиальных) "квазисудебных" органов по разрешению административных споров, возникающих в связи с обжалованием частными лицами неправомерных действий и решений органов исполнительной власти, нарушающих их права, свободы и законные интересы. Административная юстиция в узком (собственном) смысле слова - это деятельность специальных административных судов по разрешению в особом процессуальном прядке споров, возникающих между частными лицами и публичной администрацией по поводу правомерности административных действий или решений.
Здесь под административной юстицией в широком смысле понимается, наряду с обычными и административными судами, деятельность преимущественно коллегиальных «квазисудебных» органов по разрешению административных споров. В других определениях упоминаются просто «другие специальные государственные органы, рассматривающие жалобы на действия органов государственного управления»:
Административная юстиция - это особый порядок разрешения административно-правовых споров, при котором судебные или др. специальные государственные органы рассматривают жалобы на действия органов государственного управления и выносят соответствующие решения.
[1] Старилов Ю.Н. О сущности и новой системе административного права: некоторые итоги дискуссии // Государство и право. 2000. N 5. С.14.
[2] Бахрах Д.Н. Административное судопроизводство, административная юстиция и административный процесс // Государство и право. - 2005.- №2. - С.19-25
[3] Демин А.А. Правовой статус счетной палаты Российской Федерации и проблема административной юстиции по финансовым вопросам // Гражданин и право. – 2001. - №8.