Введение
Глава 1. Теоретические основы рассмотрения гуманно-личностного подхода в образовании
- Общие представления о гуманно-личностном подходе в педагогике
- История развития гуманно-личностного подхода в образовании
- Гуманно-личностный подход в образовании в педагогической концепции Ш.А. Амонашвили
Глава 2. Эмпирическое изучение основ гуманно-личностного
подхода в образовании
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования
Заключение
Литература
XX век обозначил глобальную проблему в мировом общественном сознании, где гуманизм выступает как основной принцип и критерий общественного прогресса.
В национальной доктрине образования Российской Федерации обозначены перспективные цели и конкретные задачи образования, определены такие качества выпускников образовательных учреждений, как нравственность, предприимчивость, готовность оперативно принимать ответственное решение в ситуации выбора, способность к сотрудничеству и взаимопониманию, динамизм и конструктивность мышления, чувство ответственности перед обществом, семьей и собой. Здесь обозначены стратегические намерения и ожидания общества от системы образования. В тактическом, приземленном и практическом аспекте эти задачи реализуются через учебно-воспитательный процесс в школе. На современном этапе развития и активного реформирования отечественного образования проблема гуманизации становится явной доминантой педагогического процесса. Все эти аспекты определяют социальную значимость изучаемой нами проблемы.
Гуманистические традиции в отечественной педагогике заложили и развивали такие отечественные ученые как: К.Д.Ушинский, В.И.Водовозов, П.Ф.Каптерев П.Ф.Лесгафт, В.А.Сухомлинского, Ш.А.Амонашвили, Е.Н.Ильина, И.П.Волкова, Л Н.Толстой, К Н.Вентцель и др.
Сегодня проблемами гуманно-личностного образования и воспитания занимаются Ш.А. Амонашвили, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и другие исследователи. Научная значимость данной работы объясняется общим рассмотрением представлений о гуманно-личностном образовании в трудах этих и других ученых.
Практическая значимость работы объясняется необходимостью и востребованностью использования гуманно-личностных представлений в образовании в практике педагогической деятельности.
Цель исследования – рассмотрение гуманно-личностного подхода в образовании.
Объект исследования – гуманно-личностный подход в образовании.
Предмет исследования – влияние гуманно-личностной позиции педагога в процессе обучения на школьную мотивацию ребенка начальной школы.
Гипотеза исследования - гуманно-личностная позиция педагога в образовании (выраженная в демократическом стиле общения с детьми) влияет на мотивацию обучения ребенка в школе.
Задачи исследования:
- Дать общее представление о гуманно-личностном подходе в педагогике.
- Рассмотреть историю развития гуманно-личностного подхода в образовании.
- Изучить гуманно-личностный подход в образовании в педагогической концепции Ш.А. Амонашвили.
- Изучить влияние гуманно-личностной позиции педагога в образовании на мотивацию обучения школьников в возрасте 7-11 лет.
Глава 1. Теоретические основы рассмотрения гуманно-личностного подхода в образовании
- Общие представления о гуманно-личностном подходе в педагогике
Прежде чем говорить о гуманно-личностном подходе в образовании следует раскрыть сами понятия «гуманизм» и «гуманность».
Итак, ключевое понятие гуманистической философии образования – «гуманизм». Попытка определить его смысл показывает, что у этого понятия существует несколько значений. Их изучение позволяет осознать различные аспекты данной проблемы, хотя и вызывает затруднения, связанные с определением конкретного содержания самого понятия «гуманизм».
Так, понятие «гуманизм» употребляется в следующих смысловых значениях:
- название области теоретического знания, которая отдает предпочтение гуманитарным наукам;
- обозначение нравственных качеств личности - человечности, доброты, уважения;
- определение важнейшего фактора всестороннего развития личности;
- выражение особого отношения к человеку как высшей ценности жизни;
- название практической деятельности, направленной на достижение общечеловеческих идеалов, и др.
Аналогичное положение наблюдается и в отношении понятия «гуманность», которое часто отождествляется с понятием «гуманизм».
Гуманизм чаще всего выступает как понятие философско-идеологическое, как название философской системы, и поэтому его исследование предписывают компетенции философских наук. Гуманность же рассматривается чаще как психологическое понятие, в котором отражается одна из важнейших черт направленности личности.
Сравнительный анализ семантического значения данных слов приводит к выводу, что оба они связаны с выражением взглядов, качеств, свойств, отношений духовного мира человека. Однако слово humanitas в большей степени отображает готовность помогать другим людям, оказывать уважение, проявлять заботу, соучастие, без которых невозможно существование человеческого рода.
Гуманизм как система философских взглядов, как направление общественной мысли оформился в эпоху Возрождения. Он был провозглашен в противовес феодально-церковной идеологии, которая утверждала мысль о ничтожности человеческой природы, а аскетизм и презрение к «бренным благам» и «плотским удовольствиям» объявляла в качестве высших добродетелей человека. Гуманистические идеи, связанные с пониманием человека как части природы и самоценности его личности, требованием полного удовлетворения его «земных» потребностей, в том числе и потребности в реализации присущих индивиду способностей и возможностей, составили основу ведущей мировоззренческой ориентации прогрессивных общественных движений. Гуманизм как идейно-ценностный комплекс стал включать в себя все высшие ценности, выработанные человечеством на долгом и противоречивом пути своего развития и получивших название общечеловеческих: человеколюбие, свобода и справедливость, достоинство человеческой личности, трудолюбие, равенство и братство, коллективизм и интернационализм и др.