Курсовая работа|Педагогика

Гуманно-личностный подход в образовании

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2011 | Страниц: 62

Введение                                                                                                         

Глава 1. Теоретические основы рассмотрения гуманно-личностного подхода в образовании

  1. Общие представления о гуманно-личностном подходе в педагогике 
  2. История развития гуманно-личностного подхода в образовании 
  3. Гуманно-личностный подход в образовании в педагогической концепции Ш.А. Амонашвили         

Глава 2. Эмпирическое изучение основ гуманно-личностного

подхода в образовании

2.1. Организация и методы исследования                                                 

2.2. Анализ результатов исследования                                                      

Заключение                                                                                                  

Литература                                                                                                   

XX век обозначил глобальную проблему в мировом общественном сознании, где гуманизм выступает как основной принцип и критерий общественного прогресса.

В национальной доктрине образования Российской Федерации обозначены перспективные цели и конкретные задачи образования, определены такие качества выпускников образовательных учреждений, как нравственность, предприимчивость, готовность оперативно принимать ответственное решение в ситуации выбора, способность к сотрудничеству и взаимопониманию, динамизм и конструктивность мышления, чувство ответственности перед обществом, семьей и собой. Здесь обозначены стратегические намерения и ожидания общества от системы образования. В тактическом, приземленном и практическом аспекте эти задачи реализуются через учебно-воспитательный процесс в школе. На современном этапе развития и активного реформирования отечественного образования  проблема гуманизации становится явной доминантой педагогического процесса. Все эти аспекты определяют социальную значимость изучаемой нами проблемы.

Гуманистические традиции в отечественной педагогике заложили и развивали такие отечественные ученые как: К.Д.Ушинский, В.И.Водовозов, П.Ф.Каптерев П.Ф.Лесгафт, В.А.Сухомлинского, Ш.А.Амонашвили, Е.Н.Ильина, И.П.Волкова, Л Н.Толстой, К Н.Вентцель и др.

Сегодня проблемами гуманно-личностного образования и воспитания занимаются Ш.А. Амонашвили, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и другие исследователи. Научная значимость данной работы объясняется общим рассмотрением представлений о гуманно-личностном образовании в трудах этих и других ученых.

Практическая значимость работы объясняется необходимостью и востребованностью использования гуманно-личностных представлений в образовании в практике педагогической деятельности.  

Цель исследования – рассмотрение гуманно-личностного подхода в образовании.

Объект исследования – гуманно-личностный подход в образовании. 

Предмет исследования – влияние гуманно-личностной позиции педагога в процессе обучения на школьную мотивацию ребенка начальной школы.   

Гипотеза исследования -  гуманно-личностная позиция педагога в образовании (выраженная в демократическом стиле общения с детьми) влияет на мотивацию обучения ребенка в школе.

Задачи исследования:

  1. Дать общее представление о гуманно-личностном подходе в педагогике.
  2. Рассмотреть историю развития гуманно-личностного подхода в образовании.
  3. Изучить гуманно-личностный подход в образовании в педагогической концепции Ш.А. Амонашвили.
  4. Изучить влияние гуманно-личностной позиции педагога в образовании на мотивацию обучения школьников в возрасте 7-11 лет.

 

Глава 1. Теоретические основы рассмотрения гуманно-личностного подхода в образовании

  1. Общие представления о гуманно-личностном подходе в педагогике

Прежде чем говорить о гуманно-личностном подходе в образовании следует раскрыть сами понятия «гуманизм»  и «гуманность».

Итак, ключевое понятие гуманистической философии образования – «гуманизм». Попытка определить его смысл показывает, что у этого понятия существует несколько значений. Их изучение позволяет осознать различные аспекты данной проблемы, хотя и вызывает затруднения, связанные с определением конкретного содержания самого понятия «гуманизм».

Так, понятие «гуманизм» употребляется в следующих смысловых значениях:

- название области теоретического знания, которая отдает предпочтение гуманитарным наукам;

- обозначение нравственных качеств личности - человечности, доброты, уважения;

- определение важнейшего фактора всестороннего развития личности;

- выражение особого отношения к человеку как высшей ценности жизни;

- название практической деятельности, направленной на достижение общечеловеческих идеалов, и др.

Аналогичное положение наблюдается и в отношении понятия «гуманность», которое часто отождествляется с понятием «гуманизм».

Гуманизм чаще всего выступает как понятие философско-идеологическое, как название философской системы, и поэтому его исследование предписывают компетенции философских наук. Гуманность же рассматривается чаще как психологическое понятие, в котором отражается одна из важнейших черт направленности личности.

Сравнительный анализ семантического значения данных слов приводит к выводу, что оба они связаны с выражением взглядов, качеств, свойств, отношений духовного мира человека. Однако слово humanitas в большей степени отображает готовность помогать другим людям, оказывать уважение, проявлять заботу, соучастие, без которых невозможно существование человеческого рода. 

Гуманизм как система философских взглядов, как направление общественной мысли оформился в эпоху Возрождения. Он был провозглашен в противовес феодально-церковной идеологии, которая утверждала мысль о ничтожности человеческой природы, а аскетизм и презрение к «бренным благам» и «плотским удовольствиям» объявляла в качестве высших добродетелей человека. Гуманистические идеи, связанные с пониманием человека как части природы и самоценности его личности, требованием полного удовлетворения его «земных» потребностей, в том числе и потребности в реализации присущих индивиду способностей и возможностей, составили основу ведущей мировоззренческой ориентации прогрессивных общественных движений. Гуманизм как идейно-ценностный комплекс стал включать в себя все высшие ценности, выработанные человечеством на долгом и противоречивом пути своего развития и получивших название общечеловеческих: человеколюбие, свобода и справедливость, достоинство человеческой личности, трудолюбие, равенство и братство, коллективизм и интернационализм и др.

  1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.: Педагогика, 2004.
  2. Амоношвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников.- М.,1994
  3. Амонашвили Ш.А. Культура педагогического общения. - М., 2000.
  4. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Академия, 1999. – 176 с.
  5. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. – СПб, 2000. – 258 с.
  6. Вентцель К.Н. Как создать свободную школу. 2-е изд. М., 1908. 149 с.
  7. Воспитательные системы школы: история и современность / Редкол.: Г.Д. Аверьянова и др. - Владимир, 1990. 89 с.
  8. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. – М, 1997.
  9. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. - М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.
  10. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М.:Просвещение, 1996. – 433 с.
  11. Джуринский А. Н. История педагогики. – М.: Владос, 1999. – 343 с.
  12. Дидактика средней школы / Под ред. Скаткина М. Н. – М., 2002.
  13. Егоров С. Ф. История педагогики в России. Хрестоматия. – М.:Академия, 2000. – 400 с.
  14. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. - М., 1994.
  15. Ильина Т. А. Педагогика. – М.: Просвещение, 2004. – 522 с.
  16. История педагогики / Под ред. А. И. Пискунова. – М.: Сфера, 1997. – 252.
  17. Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. / Под. ред. А.Н.Арсеньева. - М.: Педагогика, 1982. 704 с.
  18. Колесникова И.А. Гуманитаризация непрерывного образования – одно из направлений модернизации российского общества // Социально-гуманитарные знания. – 2004. - №1. – С. 86 – 107.
  19. Колесникова И. А. Педагогическая цивилизация и их парадигмы // Педагогика. – 1995. - № 6.
  20. Куликова С.В. Гуманистическая направленность педагогической мысли и учебных заведений нового типа в России конца XIX ― начала XX в. - Волгоград, 1996. 199 с.
  21. Лесгафт П.Ф. Изб. пед.соч.: В 2-х т. - М.: Педагогика, 2002. Т. 1. 335 с.
  22. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 1999. – 523 с.
  23. Макаренко А.С. О воспитании молодежи - М.: Педагогика, 1991. 400 с.
  24. Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1999.
  25. Педагогика: педагогические теории, системы и технологии / Под ред. С. А. Смирнова. – М.: Просвещение, 1999.
  26. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – 4–е изд. – М.: Школьная пресса, 2002. – 512 с.
  27. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: РПА, 1996. – 97 с.
  28. Подласый И. П. Педагогика начальной школы. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 400 с.
  29. Психология: словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.-М., 1990.-С.21
  30. Рачинский С.А. Сельская школа: Сборник статей. 3-е изд., доп. - СПб.: Союз, 1998. 371 с.
  31. Савченко А. Я. Дидактика начальной школы. – Киев, 1997. –122 с.
  32. Селевко Г.С. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  33. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Ю.В. Сенько. – М.: Академия, 2000. – 240 с.
  34. Сластенин В.А. О современных подходах к подготовке учителя // Педагог. – Барнаул, 1996. - №1.
  35. Теория и практика школьных воспитательных систем / Редкол: Л.И. Новикова и др. - М.: Новая школа, 1996. 160 с.
  36. Толстой Л.Н. Сборник статей. - М.: Педагогика, 2005.470 с.
  37. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: В 2-х т. - М., 1994. Т.2. 365 с.
  38. Формирование профессиональной культуры учителя /Под ред. В. А. Сластенина. – М., 1993.
  39. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2000. – 519 с.
  40. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. - М., 1999.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское