Курсовая работа|Педагогика

Значение педагогического рисования при объяснении учебного задания

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2011 | Страниц: 37

Введение                                                                                                     

  1. Теория и история пейзажной живописи 

2.Психолого-педагогические особенности детей 9-10 лет                   

  1. Методика преподавания пейзажа на уроках ИЗО 

Заключение                                                                                               

Список литературы     

Наша страна переживает сейчас сложный, кризисный пе­риод. Изменения происходят не только в политике и экономике, но и в сознании людей. Общество обратило внимание на искусство, поняв его роль в развитии и воспитании личности человека, ребенка. Многие педагоги говорят о том, что рисование пейзажной живописи способствует не только формированию нравственно-эстетических чувств, но и всей познавательной, эмоциональной, интеллектуальной сферы личности. Од­нако сегодня констатируется, что предмет изобразительного искусства в начальной школе утратил свой потенциал, перестал быть действенным орудием развития и воспитания личности.

   Причины сложившегося положения кроются во множестве про­блем развития и воспитания ребенка в школе. Это недостатки существующих программ дисциплин художественно-гуманитарного цикла, разобщенность этих дисциплин, недостаточная разработка мето­дик, слабая оснащенность учебного процесса. Все это и определяет социальную значимость нашего исследования.

В педагогике проблема обучения детей рисованию  пейзажа описана не очень подробно и в основном содержит в себе краткую технологию самого процесса рисования, а не процесса обучения рисованию (работы А.И. Бурова, С.А. Герасимова, Е.И. Игнатьева, Н.А. Кушаева и др.)  Изучению же влияния пейзажной живописи на формирование и развитие не только нравственно-эстетических, но и познавательных, эмоциональных процессов личности ребенка-младшего школьника  до сегодняшнего момента внимание не уделялось. Этот факт и предопределяет научную значимость данного исследования.     

Разработка апробированных рекомендаций к методике обучения рисованию пейзажа детей в младшем школьном возрасте, поможет педагогам  делать урок более интересным и насыщенным, что и предопределяет  практическую направленность данной работы.

    В связи с этим,  целью нашего исследования является изучение и анализ влияния рисования пейзажа на личность ребенка в возрасте 9-10 лет.  

Объект исследования –  пейзаж как педагогическое средство воспитание младшего дошкольника.  

Предмет исследования – влияние процесса рисования пейзажа на развитие школьника в возрасте 9-10 лет.

Гипотеза исследования – использование в процессе обучения рисования пейзажа таких техник, как использование наглядного материала, духовная работа с образом (одушевленное его восприятие), личный показ преподавателем поэтапного рисования оказывает существенное положительное влияние на развитие познавательных и нравственно-эстетических представлений ребенка.     

Задачи: 

  1. Проанализировать историю развития пейзажной живописи в зарубежном и отечественном искусстве.
  2. Определить основные характеристики детей в возрасте 9-10 лет.
  3. Изучить влияние рисование пейзажа на развитие личности ребенка в возрасте 9-10 лет.

 

  1. Теория и история пейзажной живописи

В переводе с французского слово «пейзаж» (paysage) означает «природа». Именно так именуют в изобразительном искусстве жанр, главная задача которого — воспроизведение естественной или измененной человеком природы.

Кроме того, пейзаж — это конкретное художественное произведение в живописи или графике, показывающее зрителю природу. «Героем» такого произведения является естественный или выдуманный автором природный мотив.

Элементы пейзажа можно обнаружить уже в наскальной живописи. В эпоху неолита первобытные мастера схематично изображали на стенах пещер реки или озера, деревья и каменные глыбы. В искусстве Древнего Востока и Крита, Древней Греции и Рима пейзажный мотив — довольно часто встречающаяся деталь настенных росписей [4].

В качестве самостоятельного жанра пейзаж появился уже в VI веке в китайском искусстве. Картины средневекового Китая очень поэтично передают окружающий мир. Одухотворенная и величественная природа в этих работах, выполненных в основном тушью на шелке, предстает как огромная вселенная, не имеющая границ. Традиции китайской пейзажной живописи оказали большое влияние и на японское искусство.

В Европе пейзаж как отдельный жанр появился намного позже, чем в Китае и Японии. В период Средневековья, когда право на существование имели лишь религиозные композиции, пейзаж трактовался живописцами как изображение среды обитания персонажей.

Большую роль в формировании пейзажной живописи сыграли европейские миниатюристы. В средневековой Франции при дворах герцогов Бургундских и Беррийских в 1410-х годах работали талантливые иллюстраторы братья Лимбург — создатели миниатюр к часослову герцога Беррийского. Эти изящные и красочные рисунки, рассказывающие о временах года и соответствующих им полевых работах и развлечениях, показывают зрителю природные ландшафты, выполненные с мастерской для того времени передачей перспективы [11].

Ярко выраженный интерес к пейзажу заметен в живописи Раннего Возрождения. И хотя художники еще очень неумело передают пространство, загромождая его ландшафтными элементами, не сочетающимися друг с другом по масштабу, многие картины свидетельствуют о стремлении живописцев добиться гармоничного и целостного изображения природы и человека. Таково полотно «Шествие волхвов» (первая половина XV века, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) итальянского мастера Стефано ди Джованни по прозвищу Сасетта.

Значительный шаг вперед по пути развития пейзажной живописи сделал швейцарский художник XV века Конрад Виц, показавший в своей композиции на религиозный сюжет конкретную местность — берег Женевского озера.

Более важную роль пейзажные мотивы начали играть в эпоху Высокого Возрождения. Многие художники стали внимательно изучать натуру. Отказавшись от привычного построения пространственных планов в виде кулис, нагромождения деталей, несогласованных в масштабе, они обратились к научным разработкам в области линейной перспективы. Теперь пейзаж, представленный как цельная картина, становится важнейшим элементом художественных сюжетов. Так, в алтарных композициях, к которым чаще всего обращались живописцы, ландшафт имеет вид сцены с человеческими фигурами на первом плане [12].

Несмотря на столь явный прогресс, вплоть до XVI столетия художники включали в свои произведения пейзажные детали лишь в качестве фона для религиозной сцены, жанровой композиции или портрета. Ярчайшим примером тому является знаменитый портрет Моны Лизы (ок. 1503, Лувр, Париж), написанный Леонардо да Винчи.

  1. Арнина Н.Л. Уроки прекрасного. - М., 2003.
  2. Астафьев Б.В. Русская живопись. Мысли и думы. - СПб., 2006.
  3. Бенуа А.Н. История русской живописи в 19 веке. - М., 1993.
  4. Богемская К.Г. Пейзаж. Страницы истории. - М., 1992.
  5. Божович Л.И. Общая характеристика детей младшего школьного возраста // Проблемы формирования личности. Избр. псих. труды. Под ред. Д.И.Эльконина. - М., Воронеж, 1995.
  6. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М.В. Гамезо и др.-М.,1984.
  7. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология развития М.,2000.
  8. Волков И.П. Художественная студия в школе: книга для учителя: из опыта работы. - М.: Просвещение, 
  9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991.
  10. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. - М: Знание, 1991.
  11. Зязюн И.А. Основы педагогического мастерства. - М.,1994.
  12. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. - М.1991.
  13. Кирило А.А. Учителю об изобразительных материалах. - М.,1971.
  14. Крайг Г. Психология развития. - СПб.,2002.
  15. Кузин В.С. Психология живописи. - М.,
  16. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. - М., 1997.
  17. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. - М., 1994.
  18. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. - М., 2005.
  19. Михейшина М.В. Уроки рисования для младших школьников 6-9 лет. - Мн.: Литература, 1997.
  20. Новосельская И.Н. Шедевры живописи в Эрмитаже. - СПб., 2002.
  21. Одаренные дети. /Под ред Бурменской, Слуцкого. - М., 1991.
  22. Основы эстетического воспитания. /Под редакцией Кушаева Н.А. - М., 1996.
  23. Островский Н.К. Рассказы о русской живописи. - М, 2001.
  24. Петровский А.В., Ярошевский М.Г.. Психология. - М.. 2001.
  25. Проблема развития познавательных способностей. - СПб., 2003.
  26. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к получению одаренности. Моляко В.А. // Вопросы психологии. – 1994. - № 5. – С. 86 – 95.
  27. Памятники мирового искусства. Русское искусство 19 – начала 20 века. - М., 1992.
  28. Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. - М., 1981.
  29. Система эстетического воспитания школьников./Под редакцией Герасимова С.А. М., 1983.
  30. Стасевич В.Н. Пейзаж. Картина и действительность. - М., 1984.
  31. Федоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж 18 – начала 20 века. - М., 1996.
  32. Хижняк Ю.Н. Как прекрасен этот мир. М., 1986 г.
  33. Эстетическое воспитание школьников/Под редакцией Бурова А.И., Лихачева Б.Т. - М., 2004.
  34. Ягодовская А. О пейзаже. - М., 2003.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское