Курсовая работа|Педагогика

Обучение младших школьников невербальному общению

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2011 | Страниц: 23

Как мы познаем мир? То, что приобретается в индивидуальном обучении и общении, не может непосредственно передаваться потомкам по наследству, но генетическое кодирование может модифицироваться естественным отбором, и это создает способность  соответствующим образом реагировать на объекты или ситуации, с которыми индивид встречается впервые. Из этого следует, что общение является специфической формой воздействия человека с другими людьми как членами общества, также в общении реализуются социальные отношения людей.

Младший школьный возраст – это исключительное время для развития невербального общения ребенка. То, что упущено в это время, восполняется в дальнейшем с огромным трудом, а то и не восполняется вовсе.

Актуальность этой проблемы велика и состоит в том, что в последнее время растет интерес к вопросам невербального общения детей. Развитие личности младшего школьника побуждается развитием, усложнением невербального общения взрослого с ребенком. Если с ребенком общаются мало, ограничиваясь лишь уходом за ним, если нет богатой, разнообразной совместной деятельности младшего школьника и взрослого (кото­рая и требует все большего и большего неречевого общения), то такой ребенок резко отстает и в речевом, и в неречевом, и в общем развитии. С другой стороны, нехватка неречевого общения может наблю­даться и тогда, когда родители проявляют чрезмерную забот­ливость, пытаясь предупредить каждое желание малыша, не дожидаясь, пока он скажет и даст понять, что ему надо.

Означает ли это, что дети должны учиться невербальному общению? Конечно, потребность ребенка в неречевом общении с взрослым должна всячески взрослыми поддерживаться. Важную роль играет при этом воспитательная тактика родителей и педагогов, которые должны побуждать ребенка внятно, по возможности ясно выражать словами свои желания и чувства — и только в этом случае исполнять их.

Т.о., предметом нашего  изучения является система обучения  детей младшего школьного возраста невербальному общению.

Объект изучения – младшие школьники, развитие невербального общения в этом сензитивном периоде.

Цель: обобщить и осмыслить, сведя в единое целое, ряд крупнейших научных основ обучения младших школьников невербальному общению, изученных зарубежными и отечественными учеными; проникнуть в глубинные тенденции по проблемам обучения невербальному общению младших школьников из опытного обучения в современной начальной школе. 

Предмет, объект и цели обусловили задачи исследования:

1.Проанализировать теоретические разработки по вопросу обучения младших школьников невербальному общению.

2.Определить и описать наиболее значимые моменты в обучении невербальному общению младших школьников.

3.Рассмотреть варианты современного опытного обучения невербальному общению младших школьников в практике начальной школы.

 

Глава 1. Научные основы обучения младших школьников невербальному общению

  • Понятие невербального общения в психолингвистической литературе

Потребность ребенка в общении с взрослыми  и сверстниками должна всячески поддерживаться взрослыми. Ведь общение  - это форма воздействия человека с другими людьми как членами общества.

 В психолингвистической литературе выделяют вербальные и невербальные средства общения.  Психологический словарь дает определение невербального общения (от латинского – несловесный) как неречевое средство общения и взаимодействие на собеседника.[1]

Невербальные средства общения на протяжении многих лет изучают следующие науки:

  • Кинестика, изучающая внешние проявления человеческих чувств и эмоций. Она рассматривает такие проявления как мимика (движение мышц лица), жестика (жестовые движения отдельных частей тела), пантомимика (моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку).
  • Такесика – прикосновение в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и прочие.
  • Проксемика – расположение людей в пространстве при общении. Здесь выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:

а) интимная зона (15-45 см), в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос, тактильный контакт, прикосновение. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделение адреналина, прилив крови к голове и прочие.

Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность.

б) личная или персональная зона (45-120 см) – для обыденной беседы с друзьями и коллегами, предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;

в) социальная зона (120-400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми людьми, которых не очень знают;

г) публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на митинге и прочие.

К средствам невербального общения относятся:

  1. Мимика, поза, взгляд собеседника. Они могут усиливать. Дополнять или опровергать смысл фразы. Мимика – движение мышц лица, - отражающая внутреннее эмоциональное состояние, способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, то есть глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так, на основе многих исследований, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора. Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т.п. Легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление, а труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции – печаль, гнев, отвращение.  Важно отметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.

[1] Психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского. – М., 1990.

Как мы познаем мир? То, что приобретается в индивидуальном обучении и общении, не может непосредственно передаваться потомкам по наследству, но генетическое кодирование может модифицироваться естественным отбором, и это создает способность  соответствующим образом реагировать на объекты или ситуации, с которыми индивид встречается впервые. Из этого следует, что общение является специфической формой воздействия человека с другими людьми как членами общества, также в общении реализуются социальные отношения людей.

Младший школьный возраст – это исключительное время для развития невербального общения ребенка. То, что упущено в это время, восполняется в дальнейшем с огромным трудом, а то и не восполняется вовсе.

Актуальность этой проблемы велика и состоит в том, что в последнее время растет интерес к вопросам невербального общения детей. Развитие личности младшего школьника побуждается развитием, усложнением невербального общения взрослого с ребенком. Если с ребенком общаются мало, ограничиваясь лишь уходом за ним, если нет богатой, разнообразной совместной деятельности младшего школьника и взрослого (кото­рая и требует все большего и большего неречевого общения), то такой ребенок резко отстает и в речевом, и в неречевом, и в общем развитии. С другой стороны, нехватка неречевого общения может наблю­даться и тогда, когда родители проявляют чрезмерную забот­ливость, пытаясь предупредить каждое желание малыша, не дожидаясь, пока он скажет и даст понять, что ему надо.

Означает ли это, что дети должны учиться невербальному общению? Конечно, потребность ребенка в неречевом общении с взрослым должна всячески взрослыми поддерживаться. Важную роль играет при этом воспитательная тактика родителей и педагогов, которые должны побуждать ребенка внятно, по возможности ясно выражать словами свои желания и чувства — и только в этом случае исполнять их.

Т.о., предметом нашего  изучения является система обучения  детей младшего школьного возраста невербальному общению.

Объект изучения – младшие школьники, развитие невербального общения в этом сензитивном периоде.

Цель: обобщить и осмыслить, сведя в единое целое, ряд крупнейших научных основ обучения младших школьников невербальному общению, изученных зарубежными и отечественными учеными; проникнуть в глубинные тенденции по проблемам обучения невербальному общению младших школьников из опытного обучения в современной начальной школе. 

Предмет, объект и цели обусловили задачи исследования:

1.Проанализировать теоретические разработки по вопросу обучения младших школьников невербальному общению.

2.Определить и описать наиболее значимые моменты в обучении невербальному общению младших школьников.

3.Рассмотреть варианты современного опытного обучения невербальному общению младших школьников в практике начальной школы.

 

Глава 1. Научные основы обучения младших школьников невербальному общению

  • Понятие невербального общения в психолингвистической литературе

Потребность ребенка в общении с взрослыми  и сверстниками должна всячески поддерживаться взрослыми. Ведь общение  - это форма воздействия человека с другими людьми как членами общества.

 В психолингвистической литературе выделяют вербальные и невербальные средства общения.  Психологический словарь дает определение невербального общения (от латинского – несловесный) как неречевое средство общения и взаимодействие на собеседника.[1]

Невербальные средства общения на протяжении многих лет изучают следующие науки:

  • Кинестика, изучающая внешние проявления человеческих чувств и эмоций. Она рассматривает такие проявления как мимика (движение мышц лица), жестика (жестовые движения отдельных частей тела), пантомимика (моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку).
  • Такесика – прикосновение в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и прочие.
  • Проксемика – расположение людей в пространстве при общении. Здесь выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:

а) интимная зона (15-45 см), в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос, тактильный контакт, прикосновение. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделение адреналина, прилив крови к голове и прочие.

Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность.

б) личная или персональная зона (45-120 см) – для обыденной беседы с друзьями и коллегами, предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;

в) социальная зона (120-400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми людьми, которых не очень знают;

г) публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на митинге и прочие.

К средствам невербального общения относятся:

  1. Мимика, поза, взгляд собеседника. Они могут усиливать. Дополнять или опровергать смысл фразы. Мимика – движение мышц лица, - отражающая внутреннее эмоциональное состояние, способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, то есть глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так, на основе многих исследований, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора. Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т.п. Легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление, а труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции – печаль, гнев, отвращение.  Важно отметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.

[1] Психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского. – М., 1990.

  1. Александров А. М. Дидактический материал по грамматике, правописанию и раз­витию речи (3-й класс). М., 1996.
  2. Бим Бад. Антропологические основания теории и практики современного образования. М., 1999. 204 с.
  3. Бакулина Г. А. Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. Ч. 2. Киров, 1998.
  4. Бакулина Г. А. Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. Ч. 3. Киров, 1999.
  5. Бетенькова Н. М., Фонин Д. С. Конкурс грамотеев: Дидактические игры и занима­тельные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы: Кн. для учителя. М., 1995.
  6. Бутузов И. Т. Дифференцированное обучение — важное дидактическое средство эффективного обучения школьников. М., 1968.
  7. Выготский. Педагогическая психология. М., 1996. 163 с.
  8. Видерман М. Ф. Игры для интенсивного обучения. - 3-е изд., перераб. М., 1997.
  9. Воспитание музыкой / Сост. Т. Вендрова, И.Пигагева. М.: Просвещение, 1991.
  10. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  11. Индивидуальные варианты развития младших школьников. Под. ред. Л. В. Занкова, М. В. Зверевой. М., 1973.
  12. Карпенко М. Т., Сборник загадок. М., 1988
  13. Искусство в школе. М.: ВНИК «Школа», 1990.
  14. Кон К. Ребенок и общество. М., 1998. 103 с.
  15. Минский Е. М. Игры и развлечения в ГОД., М., 1985.
  16. Ожегов С. И., Шведов Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фра­зеологических выражений. М., 1996.
  17. Осколкова Л. А. Индивидуализация учения младших школьников с учетом особенностей развития их познавательных процессов. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 1998.
  18. Психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского. – М., 1990.
  19. Программы общеобразовательных учреждений - Начальные классы (1—4). В 2 ч. М., 2002.
  20. Рамзаева Т. Г. Уроки русского языка в 3 классе трехлетней начальной школы: Пособие для учителя. — 2-е изд., перераб. и доп. М.,1997
  21. Философия, социология, психология искусства и музыкальная педагогика Хрестоматия/Сост. Э. Абдуллин, В. Целковннков. Вып. 1, ч. 1. М.: Прометен, 1991 С. 91.
  22. Шмагина Т. С. Музыка в школах. Пособие для учителя. – М.: МИРОС, 1993.
  23. Энциклопедический словарь юного филолога. Сост. М. В. Панова. М., 2002.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2015 год 41 стр.
Курсовая Развитие музыкальных способностей у дошкольников
diplomstud
Курсовая работа Педагогика
2014 год 22 стр.
Курсовая Обучение младших школьников невербальному общению
diplomstud
Курсовая работа Педагогика
2015 год 36 стр.
Курсовая Формирование у младших школьников умения сравнивать
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское