Как мы познаем мир? То, что приобретается в индивидуальном обучении и общении, не может непосредственно передаваться потомкам по наследству, но генетическое кодирование может модифицироваться естественным отбором, и это создает способность соответствующим образом реагировать на объекты или ситуации, с которыми индивид встречается впервые. Из этого следует, что общение является специфической формой воздействия человека с другими людьми как членами общества, также в общении реализуются социальные отношения людей.
Младший школьный возраст – это исключительное время для развития невербального общения ребенка. То, что упущено в это время, восполняется в дальнейшем с огромным трудом, а то и не восполняется вовсе.
Актуальность этой проблемы велика и состоит в том, что в последнее время растет интерес к вопросам невербального общения детей. Развитие личности младшего школьника побуждается развитием, усложнением невербального общения взрослого с ребенком. Если с ребенком общаются мало, ограничиваясь лишь уходом за ним, если нет богатой, разнообразной совместной деятельности младшего школьника и взрослого (которая и требует все большего и большего неречевого общения), то такой ребенок резко отстает и в речевом, и в неречевом, и в общем развитии. С другой стороны, нехватка неречевого общения может наблюдаться и тогда, когда родители проявляют чрезмерную заботливость, пытаясь предупредить каждое желание малыша, не дожидаясь, пока он скажет и даст понять, что ему надо.
Означает ли это, что дети должны учиться невербальному общению? Конечно, потребность ребенка в неречевом общении с взрослым должна всячески взрослыми поддерживаться. Важную роль играет при этом воспитательная тактика родителей и педагогов, которые должны побуждать ребенка внятно, по возможности ясно выражать словами свои желания и чувства — и только в этом случае исполнять их.
Т.о., предметом нашего изучения является система обучения детей младшего школьного возраста невербальному общению.
Объект изучения – младшие школьники, развитие невербального общения в этом сензитивном периоде.
Цель: обобщить и осмыслить, сведя в единое целое, ряд крупнейших научных основ обучения младших школьников невербальному общению, изученных зарубежными и отечественными учеными; проникнуть в глубинные тенденции по проблемам обучения невербальному общению младших школьников из опытного обучения в современной начальной школе.
Предмет, объект и цели обусловили задачи исследования:
1.Проанализировать теоретические разработки по вопросу обучения младших школьников невербальному общению.
2.Определить и описать наиболее значимые моменты в обучении невербальному общению младших школьников.
3.Рассмотреть варианты современного опытного обучения невербальному общению младших школьников в практике начальной школы.
Глава 1. Научные основы обучения младших школьников невербальному общению
- Понятие невербального общения в психолингвистической литературе
Потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками должна всячески поддерживаться взрослыми. Ведь общение - это форма воздействия человека с другими людьми как членами общества.
В психолингвистической литературе выделяют вербальные и невербальные средства общения. Психологический словарь дает определение невербального общения (от латинского – несловесный) как неречевое средство общения и взаимодействие на собеседника.[1]
Невербальные средства общения на протяжении многих лет изучают следующие науки:
- Кинестика, изучающая внешние проявления человеческих чувств и эмоций. Она рассматривает такие проявления как мимика (движение мышц лица), жестика (жестовые движения отдельных частей тела), пантомимика (моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку).
- Такесика – прикосновение в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и прочие.
- Проксемика – расположение людей в пространстве при общении. Здесь выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:
а) интимная зона (15-45 см), в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос, тактильный контакт, прикосновение. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделение адреналина, прилив крови к голове и прочие.
Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность.
б) личная или персональная зона (45-120 см) – для обыденной беседы с друзьями и коллегами, предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;
в) социальная зона (120-400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми людьми, которых не очень знают;
г) публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на митинге и прочие.
К средствам невербального общения относятся:
- Мимика, поза, взгляд собеседника. Они могут усиливать. Дополнять или опровергать смысл фразы. Мимика – движение мышц лица, - отражающая внутреннее эмоциональное состояние, способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, то есть глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так, на основе многих исследований, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора. Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т.п. Легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление, а труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции – печаль, гнев, отвращение. Важно отметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.
[1] Психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского. – М., 1990.