Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения системы педагогической работы с детьми с дислексией
1.1. Особенности развития и проблемы обучения у детей
с дислексией
1.2. Проблемы развития мотивационной сферы детей младшего школьного возраста
Глава 2. Эмпирическое изучение основ гуманно-личностного
подхода в образовании
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования
Заключение
Литература
Приложения
Интенсификация современного образования предполагает увеличение объема знаний, умений и навыков, которым должны овладеть учащиеся. Чтение, являясь основным способом получения учебной информации, играет ведущую роль в процессе усвоения знаний, однако, в начальной школе оно является целью обучения, в результате которого ребенок должен овладеть навыком беглого, правильного и осознанного чтения. Нарушение чтения - дислексия, возникающее в начальных классах, составляет серьезное препятствие для этого процесса. Частота дислексии в популяции младших школьников, по данным различных отечественных и зарубежных авторов, достигает 25 %. Этот аспект определяет социальную актуальность изучения данной работы.
Проблема развития и обучения детей с дислексией в научной литературе в той или иной степени затронута во многих трудах отечественных и зарубежных исследователей (Г.А. Каше, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной, А.В.Ястребовой и др.). В работах этих и многих других авторов особенности обучения детей с дислексией, прежде всего, рассматриваются аспекты коррекции у них специфических нарушений чтения. Психологическим аспектам в системе педагогической работы с данной категорией детей внимание уделяется только в общих чертах. Так, например, практически не затрагивается вопрос мотивации учебной деятельности у детей с дислексией. Все это определяет научную актуальность изучаемой нами проблемы.
Практическая актуальность исследования определяется возможностью использовать специалистами полученные в данной работе теоретические и практические данные при построении системы педагогической работы с детьми с дислексией.
Итак, проблема данного исследования основана на том, что специфику нарушений детей с дислексией, а также способы коррекции и педагогической работы с такими детьми рассматривается в литературе достаточно подробно. Однако психологические аспекты построения педагогической работы с дислектиками, в частности особенности развития у них мотивации учебной деятельности, в научной литературе практически не рассматриваются.
Цель данной работы – изучение системы педагогической работы с детьми с дислексией.
Объект исследования – психологические особенности ребенка с дислексией в возрасте 7-11 лет, влияющие на организацию педагогической работы с ним в школе.
Предмет исследования – особенности мотивации учебной деятельности детей с дислексией, как фактора успешного построения системы педагогической работы с данной категорией детей.
Гипотеза – наличие дефектов и нарушений чтения и письма у детей дислектиков влияет на мотивацию обучения ребенка в школе.
Задачи исследования:
- Рассмотреть особенности развития и проблемы обучения детей с дислексией.
- Изучить вопрос развития учебной мотивации ребенка в младшем школьном возрасте без отклонений в развитии.
- Эмпирически изучить особенности мотивации учебной деятельности у детей с нормальным развитием и дислексией.
Методы исследования: эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, методы сравнительного анализа данных, теоретический анализ литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения системы педагогической работы с детьми с дислексией
1.1. Особенности развития и проблемы обучения у детей с дислексией
Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера [31].
Этот недуг, порой называемый «словесной слепотой», связывают с пониженной активностью мозга в определенной зоне левого полушария. Дислексией страдают от 5 до 12% людей.
Алексия - полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения.
В научной литературе выделяют фонематическую, семантическую, аграмматическую, мнестическую, оптическую и тактильную формы дислексии.
Фонематическая дислексия - дислексия, связанная с недоразвитием функций фонематической системы, звуко-буквенного анализа.
Семантическая дислексия (греч. semantikos - смысловой) - дислексия, проявляющаяся в нарушениях понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении.
Аграмматическая дислексия - дислексия, обусловленная недоразвитием грамматического строя речи.
Мнестическая дислексия (греч. mnesis - смысловой) - дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах.
Оптическая дислексия (греч. optikos - относящийся к зрению) - дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения и в смешениях графически сходных букв, а также в их взаимных заменах. При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение. Также выделяют литеральную оптическую дислексию, при которой наблюдаются нарушения при изолированном узнавании и различении буквы, и вербальную оптическую дислексию, проявляющуюся в нарушениях при чтении слова [19].
Тактильная дислексия (лат. tactilis - осязательный) - дислексия, которая наблюдается у слепых детей и проявляется в трудностях дифференцирования тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля.
Ученые изучают дислексию уже более ста лет, однако до сих пор продолжаются споры о том, что это, как ее распознать и почему она возникает.
В отличие от речи, которую любой нормально развитый ребенок осваивает, подражая окружающим, чтению необходимо учиться. Поскольку способность говорить развилась у человека 50-100 тысяч лет назад, а письменность была изобретена сравнительно недавно (ей около пяти тысяч лет), в мозгу еще не успели образоваться специальные центры. Скорее всего, для этой цели используется целый ряд других отделов мозга, первоначально имевших другое предназначение. Можно сказать, что мозг человека «подрабатывает по совместительству на стороне», и поэтому в нем иногда случаются сбои, которые необходимо устранять [12].
С помощью магнитно-резонансного анализатора (МРА) неврологи смогли установить, что основную роль в процессе чтения играют три основных зоны в левом полушарии, которые являются чем-то вроде «инициатора звуков», «анализатора» и «автоматического определителя» и действуют одновременно. «Инициатор» отвечает за проговаривание звуков вслух (или про себя) и распознает определенные фонемы, которые входят в состав слова, «анализатор» объединяет их в слоги и привязывает к буквенным обозначениям, наконец, «определитель» активизирует определенную сумму навыков, которые позволяют визуально распознать знакомое слово.