Курсовая работа|Педагогика

Специфика ошибок письма у детей с ринолалией младшего школьного возраста

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2010 | Страниц: 44

Введение                                                                                                    

Глава 1. Теоретические аспекты изучения специфики ошибок

письма у детей с ринолалией младшего школьного возраста

1.1. Понятие «ринолалия», этиология и классификация                      

1.2. Особенности развития речи и письма у детей с ринолалией       

Глава 2. Исследование специфики ошибок письма у детей с

ринолалией младшего школьного возраста

2.1. Организация и методы исследования                                           

2.2. Анализ результатов исследования                                                

2.3. Основы коррекции ошибок письма у детей с ринолалией

младшего школьного возраста                                                                       

Заключение                                                                                            

Литература                                                                                             

Приложения                                                                                          

Рукописная речь – веками проверенное, надежное и доступное средство общения. Ни печатающие устройства, ни звукозапись не в состоянии заменить для грамотного человека простого искусства письма. К началу школьного обучения все дети оказываются на различных уровнях речевой зрелости и готовности к овладению грамотой. Затруднения при обучении письму обусловлены недостаточным развитием мелкой моторики пальцев руки, мышц спины. У детей 6–7 лет не закончилось формирование зрительно-двигательной координации, зрительной памяти, произвольного внимания, аналитического восприятия. Но не только это может стать причиной возникновения большого количества разнообразных ошибок в письме.

Причины графических ошибок у учащихся начальных классов лежат в сфере нарушения как моторики и взаимодействующих с ней психических процессов, поведения и абстрактных форм мышления, так и речевых нарушений. Количество детей, имеющих дефекты речи (в том числе и с диагнозом «ринолалия»), с каждым годом увеличивается. Как показывает практика, следы недоразвития речи остаются до самого конца школьного обучения и оказывают влияние на усвоение письма. Все выше сказанное и определяет  социальную значимость нашего исследовании.

В отечественной литературе проблемы развития и формирования детей с нарушениями речи и ринолалией рассмотрены достаточно подробно в работах таких авторов как И.И. Ермакова, А.Г. Ипполитова, Е.А. Логинова, Г.В. Чиркина, Е.В. Шипилова. Достаточно много исследований посвящено анализу нарушений  процесса письма у учеников с ОНР (общее недоразвитие речи) и с ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие), которые теряют «графический контроль» над правильным его буквенным отображением, допуская следующие графические ошибки:  зрительно-двигательный тип графических ошибок (замена букв, имеющих сходные элементы, смешение величины и формы элементов букв, написание лишних элементов); каллиграфические ошибки – нарушение качественной стороны графического навыка: высоты, ширины и наклона элементов букв, способов соединений букв и отсутствие связности букв при письме; несоблюдение интервала между буквами в словах, между словами на строке; слишком узкие или растянутые буквы; разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево; несоблюдение расположения букв по линиям строки (линейность); полная неразборчивость почерка, ломаность, вычурность, угловатость письма.

Эти два типа графических ошибок объясняются несформированностью зрительно-двигательного механизма управления сложной системой движений пишущей руки и сложности их согласования со слухо-зрительным восприятием звука-буквы (графического навыка).

В тоже время анализ литературы также показывает, что исследований в области формирования письменной речи у детей с ринолалией, явно недостаточно, что и обусловливает научную значимость данной работы. 

Результаты исследования могут быть использованы воспитателями детских садов, практическими психологами, социальными работниками, педагогами дополнительного образования, занимающимися психолого-педагогической работой с детьми с диагнозом «ринолалия».  Это определяет практическую значимость данной работы.

Из всего вышесказанного можно сформулировать проблему нашего  исследования. В период младшего школьного возраста для детей особую значимость приобретает формирование навыков письма. Этот факт предопределяется социальным развитием ребенка в этот возрастной период. Однако, как отмечают исследователи, не всегда уровень и качество этих навыков в достаточной степени развиты у детей с диагнозом «ринолалия». Также следует отметить, что мало исследованными являются особенности и специфика ошибок письма у детей с данным диагнозом.  

 Цель исследования – изучение специфики ошибок письма у детей с ринолалией младшего школьного возраста.

Объект исследования – развитие навыка письма у детей младшего школьного возраста с ринолалией. 

Предмет исследования – ошибки развития навыка письма у детей младшего школьного возраста с ринолалией.

Гипотеза исследования -  у детей младшего школьного возраста с диагнозом «ринолалия», имеются специфические ошибки письма, выраженные в нарушении звуко-буквенных связей, графическом нарушении слов,  нарушении каллиграфических характеристик письма, автоматизации каллиграфических навыков, графо-моторной зрелости.    

Задачи исследования:

  1. Теоретически обосновать проблему изучения специфики ошибок письма у детей с ринолалией младшего школьного возраста.
  2. Эмпирически изучить специфику ошибок письма у детей с ринолалией.
  3. Разработать рекомендации к коррекции навыка письма у младших школьников с диагнозом «ранолалия».

Методы исследования - эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.

В эксперименте приняли участие 20 детей младшего школьного возраста. Первую группу испытуемых составили школьники с незначительными нарушениями речи (10 человек), а вторую – дети с диагнозом «ринолалия» открытой формы (10 испытуемых).  

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения специфики ошибок письма у детей с ринолалией младшего школьного возраста

1.1. Понятие «ринолалия», этиология и классификация

Ринолалия — речевое нарушение, выражающееся в расстройстве артикуляции и фонации звуков речи. Для ринолалии характерно патологическое изменение резонирования носовой полости во время фонации, следствием чего является назальность речи.

В классификациях речевых расстройств ринолалия рассматривается либо как самостоятельное нарушение (М. Е. Хватцев), либо как форма механической дислалии (О. В. Правдина, В. Олтушевский). Иногда ринолалия описывается под названием ринофония (М. Зееман). С точки зрения А.Г. Ипполитовой, последний термин неоднозначен с понятием ринолалия, так как он указывает лишь на специфически назальный оттенок голоса, в то время как термин ринолалия говорит о нарушении артикуляционной и акустической характеристики звука [10].

Таким образом, в данном исследовании под ринолалией мы будем понимать самостоятельное речевое нарушение, характеризующееся своеобразным сочетанием расстройств голоса и неправильной артикуляции звуков. В отличие от механических дислалии при ринолалии страдает произношение не только согласных, но и гласных звуков. В отличие от нарушений голоса при ринолалии страдает произношение и звонких и глухих согласных звуков.

Ринолалия проявляется в трех формах — открытой, закрытой и смешанной и по этиологии может быть органической и функциональной.

 Открытая ринолалия характеризуется дефектной артикуляцией и аномальным акустическим эффектом речевых звуков: во время речи воздушная струя проходит одновременно через рот и нос, вследствие чего возникает носовой резонанс при произнесении всех звуков. Аномальный акустический эффект создается и специфическим тембром голоса.

Открытая органическая ринолалия чаще всего является следствием врожденного дефекта неба — расщелин. Наличие расщелины обусловливает полное или частичное соединение двух резонаторов: полостей рта и носа. В результате этого во время речи нарушается направление воздушной струи и, следовательно, при образовании звуков речи возникает специфический назальный акустический эффект.

Как отмечает И.И. Ермакова, ринолалия при расщелинах неба характеризуется своеобразным комплексом симптомов [6].

  1. Изменение положения и активности языка.

Язык стабилизируется в следующем положении: все тело его оттянуто кзади (западает назад, к глотке), а корень и спинка с силой приподняты кверху (отмечается повышенный тонус). Кончик языка обычно развит плохо, часто паретичен. В результате оказываются доступными только самые элементарные движения, которые между собой мало дифференцированы. Изменение положения языка является своеобразным приспособлением ребенка к своему дефекту.

  1. Нарушение деятельности мышц, осуществляющих движение мягкого неба.

Функция всех мускулов, поднимающих мягкое небо и образующих разделение носовой и ротовой полостей, резко ограничена не только при речи, но и при актах жевания и глотания. Мягкое небо либо пассивно, либо мало подвижно и не выполняет своей функции разделения ротовой и носовой полости. У больных с открытой ринолалией нарушается существующее переплетение мышц неба по средней линии и необходимое их физиологическое натяжение и отмечается ассиметрия мышц мягкого неба слева и справа. Эта асимметрия проявляется к 4—5 годам и с возрастом прогрессирует. Слизистая оболочка глотки становится бледной, вялой, атрофичной. Смыкание мягкого неба и задней стенки глотки не осуществляется [33].

  1. Блескина М. П., Висленева М. Г. Методика логопедической работы с больными, страдающими гнусавостью.— В кн.: Методические материалы по лечению расстройств речи. - СПб., 2006.
  2. Бондаренко Н. Д. Влияние анатомических изменений верхней и нижней челюсти на расстройство речи и методы лечения их.— В кн.: Труды научной сессии по дефектологии. - М., 2005.
  3. Визель Т. Г. Аномалии речевого развития ребенка. — М., 1995.
  4. Волкова Л.С. Хрестоматия по логопедии. Нарушение детской речи и их устремление в учебно-воспитательные процессы. - М., 1997.
  5. Воронцова Т.Н. Логопедическая работа с больными открытой ринолалией. – М., 2006.
  6. Ермакова И. И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. — М., 2004.
  7. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2002.
  8. Гуцман Г. Логотерапия при оперированной небной расщелине. — В кн.: Вопросы логопедии. - М., 2006.
  9. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. – М, 2002.
  10. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. О.Н. Усановой.— М.: Просвещение, 2003. - 95 с.
  11. Ипполитова А.Г. Приемы логопедической работы при открытой гнусавости. - М., 2005.
  12. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.: МиМ, 1997. - 286 с.
  13. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М., 1998.
  14. Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. - М., 2006.
  15. Левина Р.Е. Нарушение чтения и письма у детей. //Хрестоматия по логопедии. – М.: ВЛАДОС, 1997.
  16. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
  17. Нелюбова З. Г. Книга по исправлению недостатков произношения с краткой методической запиской. - М., 1998.
  18. Основы специальной психологии/ Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Академия, 2003.
  19. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 2004.
  20. Репина З.А. Нарушения письма у школьников с ринолалией. /Урал. Гос.пед. ун-т. - Екатеринбург, 1998.
  21. Репина З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи. – Екатеринбург, 1995.
  22. Репина З.А. Нарушения письма у учащихся с дефектами артикуляционного аппарата. - М., 2005.
  23. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников. – М.: ВЛАДОС, 1997.
  24. Сереброва Н.И. Из опыта работы с детьми-ринолаликами в послеоперационный период. — В кн.: Нарушение речи у дошкольников. - М., 2006.
  25. Соломатина Г.Н., Водолацкий В.М. Устранение открытой ринолалии у детей. – М., 2005.
  26. Уракова А. И. Нервно-психические изменения у детей с врожденными расщелинами губы и неба.— В кн.: Врожденные расщелины верхней губы и неба. - М., 2004.
  27. Фролова Л.Е. Лечение расщелин верхней губы. - М., 2007.
  28. Фролова Л. Е. Врожденные расщелины губы и неба. М., 1973.
  29. Хрестоматия по логопедии / Под ред. — Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. - М., 1997. — Ч. I. — С. 120—162
  30. Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. — М,1999.
  31. Чиркина Г.В. Недостатки письма у детей с дефектами артикуляционного аппарата, пути их преодоления и предупреждения. - М., 1997.
  32. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.
  33. Шипилова Е.В. Основы логопедии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 224 с.
  34. Яковенко В. Н. Восстановление речи после операции расщелин неба в возрасте 9—12 лет.— В кн.: Врожденные расщелины верхней губы и неба. - М , 2004.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское