Введение
- Цель и задача констатирующего эксперимента по изучению
звуковой культуры речи дошкольников с ОНР
- II. Содержание и структура обследования 8
III. Анализ результатов констатирующего эксперимента
- IV. Рекомендации к составлению программы коррекции
звуковой культуры речи у дошкольников с ОНР
Заключение
Литература
Приложения
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Дошкольный возраст это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.
Однако в настоящее время довольно часто педагогами, воспитателями и логопедами отмечаются отклонения в развитии речи у дошкольников, которые в научной литературе получили название – общее недоразвитие речи (ОНР). При диагнозе «общее недоразвитие речи» происходят отрицательные изменения в развитии не только речи, но и познавательной, интеллектуальной, социальной сфер личности дошкольника, которые в конечном итоге не позволяют ему обучаться в общеобразовательных учреждениях. Этот факт и предопределяет социальную значимость данной работы.
Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи привлекла внимание исследователей еще с начала XX века. В отечественно педагогике, психологии и логопедии проблема развития ребенка с ОНР получила достаточно широкое развитие. Так, изучением общих особенностей дошкольников с ОНР занимались Л.С. Выготский, Т.Г. Визель, Л.Н. Ефимова, методов исследования – О.Б. Иншакова, сравнительных характеристик между отдельными группами детей с различными диагнозами ОНР – Р.Л. Мартынова, характеристик фонематического слуха – Н.В. Дурова, методов коррекции отклонений в общем и речевом развитии дошкольников – А.И. Богомолова, Н.С. Жукова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, и, наконец, подготовкой детей к школе – Г.А. Каше и др.
Несмотря на многочисленность и разнообразие работ в этой области, следует отметить, что практика исследований речевых нарушении у дошкольников и в настоящее время требует пристального внимания. Этот факт определяет научную значимость настоящего исследования.
Практическая значимость данной работы обусловлена тем, что итогом нашего исследования будет разработка рекомендаций к составлению программы коррекции характеристик звуковой культуры речи ребенка – дошкольника, которые могут быть использованы в практической работе педагогами, психологами, логопедами, дефектологами и другими специалистами, занимающимися данной проблемой.
В связи с этим цель данной работы – изучение характеристик звуковой культуры речи у дошкольников с ОНР.
Объект исследования – особенности отклонений в развитии детей дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования – состояние звуковой культуры речи у дошкольников с ОНР.
Задачи:
- Составить психолого-педагогическую характеристику на каждого ребенка.
- Провести диагностику звуковой культуры речи дошкольников с ОНР.
- Описать основные направления коррекционной работы по формированию правильного произношения.
- Цель и задача констатирующего эксперимента по изучению звуковой культуры речи дошкольников с ОНР
В экспериментальную базу исследования были включены дети дошкольного возраста (5-6 лет), занимающиеся в специализированном детском саде № 231. В экспериментальную группу были включены 10 человек (4 мальчика и 6 девочек). Включенные в эксперимент дети представляют две старшие и одну подготовительную группы детского сада.
Цель исследования – изучение характеристик звуковой культуры речи у дошкольников с ОНР.
Задачи исследования:
- Составить психолого-педагогическую характеристику на каждого ребенка.
- Провести диагностику звуковой культуры речи дошкольников с ОНР.
- Описать основные направления коррекционной работы по формированию правильного произношения.
На основе анализа документации, наблюдений и беседы с персоналом детского сада нами по каждому ребенку была составлена таблица психолого-педагогической характеристики дошкольников с ОНР.