Синтаксис занимает центральное место в грамматической системе языка. Это определяется тем, что сфере синтаксиса специально принадлежат те языковые единицы, которые непосредственно служат для общения людей и непосредственно соотносят сообщаемое с реальной действительностью, включая сюда как внешнюю, так и внутреннюю, интеллектуальную и эмоциональную сферу жизни.
Среди вопросов методики преподавания русского языка, требующих дальнейшей теоретической и практической разработки, важное место занимает вопрос о работе над сложным предложением в начальных классах.
Современная программа начальной школы основной целью обучения русскому языку как родному ставит развитие речи и мышления младших школьников, осознание элементов грамматического строя русского языка, воспитание любви к родному языку и привитие интереса к его познанию. В осуществлении поставленной цели важная роль принадлежит синтаксису, так как изучение синтаксиса в начальном звене школы, знание правил сочетаемости слов, построения предложений способствует развитию и совершенствованию синтаксического строя речи учащихся, развитию речевых умений и навыков.
Многоаспектность предложения требует работы над ним в начальных классах в различных направлениях. Но в имеющихся на сегодняшний день учебниках для начальных классов синтаксическая система русского языка представлена крайне бедно, лишь в той мере, в какой это необходимо для выделения членов предложения и для анализа предложения по цели высказывания и по интонации.
Учащиеся начальных классов выражают свою мысль не только в простом предложении, но зачастую и в предложении сложном. Поэтому необходимо уже в начальной школе ввести понятие «сложное предложение».
Работа по формированию этого понятия проводится в связи с обучением определенным синтаксическим навыкам, для чего используется методическая система упражнений, предполагающая постепенное нарастание сложности и степени самостоятельности выполнения, разнообразие видов и отбор упражнений в соответствии с темами и задачами их усвоения. Однако следует подчеркнуть, что обучение синтаксису в школе для более полного осознанного усвоения грамматического (синтаксического) понятия «сложное предложение» не может ограничиваться этой, хотя и совершенно необходимой, работой. В конечном итоге учащийся должен уметь не только разобрать эту конструкцию, не только рассмотреть предложение по заданному образцу или схеме, но и правильно, наиболее целесообразно выбрать нужную конструкцию из соотносительного ряда возможных в соответствии с ситуация и задача высказывания. Научное обоснование содержания школьного курса синтаксиса в начальных классах, в частности содержания работы над сложным предложением на современном этапе, открывает перспективы дальнейшего развития методики синтаксиса в различных его аспектах, совершенствования программа и учебники по синтаксису русского языка для начальных классов.
Преподавание синтаксиса сложных предложений в начальной школе проблематично, так как традиционная учебная программа не включает этот вопрос как самостоятельную тему. Однако следует отметить, что в современных программах (в том числе в программе развития Л.В. Занкова) этому вопросу уделяется больше внимания.
Результат образовательного процесса во многом зависит от того, насколько он обеспечен разнообразными средствами обучения. Трудно представить современного учителя, который не использует в своей практике ничего, кроме учебника. Несомненно, преподаватель, заинтересованный в успешном усвоении учащимися целей обучения, постарается максимально использовать разнообразные средства, повышая тем самым доступность и наглядность изучаемого материала.
Каждый конкретный случай требует своей системы дидактического обеспечения, т. е. своей системы средств обучения. Поэтому исследование использования наглядности как средства повышения грамотности младших школьников при изучении простых сложных предложений является актуальным.
Цель исследования - изучить эффективные виды наглядности при изучении синтаксиса на уроках русского языка в 3 классе.
Объект - процесс изучения сложного предложения в начальной школе.
Предмет - виды наглядности при изучении сложного предложения в начальной школе.
В ходе исследования решались следующие задачи:
- Рассмотреть систему работы по изучению грамматических понятий на уроках русского языка.
- Рассмотреть систему изучения синтаксиса на уроках русского языка в 3 классе.
- Изучить опыт использования наглядности при изучении сложного предложения в начальной школе.
- Провести анализ методической системы, направленная на совершенствование методики изучения сложного предложения с использованием наглядности в начальной школе.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использована совокупность методов:
1) теоретические - изучение и теоретический анализ лингвистической, психолого-педагогической, учебно-методической литературы;
2) практические - педагогическое наблюдение; анализ деятельности учителя начальных классов.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы изучения грамматики русского языка младшими школьниками
1.1. Система работы по изучению грамматических понятий на уроках русского языка
Проблема грамматических по нятий в на чальной школе является едва ли не цен тральной в на уке о грамматическом строе языка и одним из важн ейших раз делов об щей теории языка. Грамматические по нятия могут из учаться лишь на материале конкретного языка и все гда от ражают спец ифику на ционального языка. Термин «грамматическое по нятие» употребляется как синоним терминов «морфологическое по нятие» или «синтаксическое по нятие».
Сознательное вла дение языком базируется на усвоении комп лекса теоретических знаний, и в час тности знаний из об ласти грамматики. В на чальных класс ах на чинается раб ота на д форм ированием так их морфологических по нятий, как «им я существ ительное», «им я при лагательное», «глагол», «пре длог»; синтаксических по нятий: «пре дложение», «по длежащее», «сказуемое», «слов осочетание».
Для того чтобы учитель мог управлять про цессом форм ирования по нятий, прав ильно орган изовывать по знавательную де ятельность уча щихся, он до лжен четко пре дставлять себе, что так ое по нятие, каковы особ енности про цесса овладения по нятием, при каких усл овиях усвоение по нятий про текает бол ее результативно. Понятия, как из вестно, пре дставляют со бой форм у мышления, в кот орой от ражаются пре дметы и явления окружающего мира в их существ енных при знаках и взаимосвязях.
В грамматическом по нятии так же, как и в любом друг ом, в об общенном вид е от ражены существ енные при знаки явлений. Специфика грамматического по нятия об условлена сво еобразием языковых явлений, т. е. со держательной сто роной по нятия. Языковые явления, языковые категории от личаются бол ее вы сокой степенью абстрактности по сравнению с биологическими, физическими, об щественными и друг ими явлениями, на блюдаемыми в на чальных класс ах. При форм ировании биологических и физических по нятий в качестве ис ходного материала чаще все го вы ступают конкретные явления и пре дметы, при знаки кот орых мож но на блюдать, сис тематизировать и об общать. Грамматическое по нятие - результат абстрагирования и об общения существ енных при знаков, сво йственных слов ам, слов осочетаниям, пре дложениям, морфемам, лексемам, фонемам и т. п. [53]. Иначе гов оря, сам пер вичный материал, на основ е кот орого со здано чело веком грамматическое по нятие, до статочно абстрактен. «Всякое слов о (речь) уже об общает. Чувства по казывают реальность, мысль и слов о - об щее».
Таким об разом, грамматическое по нятие является об общением на д уже об общенным, или, как справедливо от мечает из вестный со ветский психолог Д. Н. Богоявленский, -- это «сво его род а второй этаж абстракций, на дстраивающийся на д уже об общенными знач ениями слов и пре дложений».
Функция по нятий со стоит в мысленном об ъединении раз нородных об ъектов в един ый класс и реализуется за счет вы деления при знака, при сущего каждому из об общаемых в по нятии об ъектов и не при сущего никакому друг ому об ъекту ис ходной пре дметной об ласти. В мет одической литературе по нятие определяется как логически оформленная мысль о пре дмете, явлении, в кот орой указ аны существ енные его при знаки.
Раскрывая сущность грамматических по нятий, Т. Г. Рамзаева от мечает, что в грамматическом по нятии, так же как и в любом друг ом, в об общенном вид е от ражены существ енные при знаки явления. Его спец ифика об условлена сво еобразием языковых явлений, т.е. со держательной сто роной по нятия. Т. Г. Рамзаева рас сматривает грамматическое по нятие как результат абстрагирования и об общения существ енных при знаков, сво йственных слов ам, слов осочетаниям, пре дложениям, морфемам, лексемам, фонемам и т.п.
Высокая степень абстрактности языковых категорий, по мне нию учен ых, является при чиной за труднений, кот орые во зникают у младших школьников при освоении по нятий. В связи с этим указ ывается на не обходимость раз вития абстрактного мышления уча щихся, ис пользования спец иальных упражнений, на правленных на овладение так ими мыслительными операциями, как анализ, синтез, сравнение, об общение, класс ификация и др.
Н. П. Каноныкин и Н. А. Щербакова вы деляют след ующие по казатели усвоения школьниками грамматического по нятия: уме ние от личить дан ную категорию от сходной, по двести по д об щие прав ила от дельные час тные слу чаи (при вести при меры), по льзоваться грамматическими знаниями в сам остоятельных творческих раб отах.
Этапы форм ирования грамматических по нятий определен ы в труд ах М. Т. Баранова, М. Р. Львова, Т. Г. Рамзаевой и друг их. По мне нию учен ых, усвоение младшими школьниками грамматических по нятий пре дставляет со бой длительный, сложный про цесс. При орган изации раб оты на д по нятием рекомендуется учитывать лингвистическую сущность из учаемого по нятия, психолого-дидактические особ енности про цесса усвоения знаний младшими школьниками, взаимообусловленность речевого и умственного раз вития уча щихся, а так же роль грамматических знаний в речевой прак тике.
Т. Г. Рамзаева вы деляет четыре этапа форм ирования языкового по нятия. Па пер вом этапе про водится анализ языкового материала в целях вы деления существ енных при знаков по нятия. Следует об еспечить абстрагирование от лексического знач ения слов а и смысла пре дложения, а так же вы деление того, что является типичным для дан ного языкового явления. Учащиеся овладевают анализом и абстрагированием как умственными операциями. На втором этапе им еет место об общение при знаков, установлен ие связей между при знаками по нятия, со отнесение их между со бой, введ ение термина. Учащиеся овладевают так ими операциями, как синтез, сравнение. На третьем этапе не обходимо об еспечить осознание де тьми форм улировки определен ия по нятия, уточнение сущности при знаков и связей между ними. На дан ном этапе уча щиеся до лжны уме ть точно форм улировать определен ие по нятия. На четвертом этапе про исходит конкретизация из учаемого грамматического по нятия на нов ом языковом материале. У школьников форм ируется уме ние рас познавать из учаемое по нятие сред и друг их, при менять сво и знания в речевой прак тике. Важно на учить де тей оперирован" по нятием в целях решения прак тических за дач.
Обязательным комп онентом про цесса форм ирования по нятия Т. Г. Рамзаева считает раб оту на д лексическим знач ением слов , их со четаемостью с друг ими слов ами в со ставе пре дложений. В результате у уча щихся форм ируется уме ние точно употреблять слов а в устной и письменной речи. Ученый указ ывает на не обходимость раз вития у де тей уме ния абстрагироваться от лексического знач ения конкретных слов и синтезировать то об щее, грамматическое, что характер но для слов определен ной лексико-грамматической групп ы.
Использование способ а введ ения языковых по нятий об условлено лингвистической сущностью из учаемого по нятия, особ енностью учебной за дачи в каждом конкретном слу чае, а так же психологическими и во зрастными особ енностями уча щихся. В на чальных класс ах пре обладает инд уктивный способ введ ения грамматических по нятий, кот орый по зволяет сформировать у уча щихся уме ние анализировать факт ы языка, де лать об общения и вы воды.