Введение
1 Пояснительная за писка
1.1 Исторические, психофизиологические, педагогические по дходы к об учению каллиграфии с целью со вершенствования об щеучебных на выков младших школьников
1.2. Гигиенические усл овия письма
1.3. Анализ каллиграфических ошибок при письме. Причины, способ ы их пре дупреждения и ис правления
1.4. Каллиграфическая мин утка в 3 класс а
2 Практическая час ть
2.1. Выявление уровня сформированности на выка письма в 3 класс е
2.2. Реализация про граммы «Минутки чистописанию» по со вершенствованию на выка письма в 3 класс е
2.3. Повторное диагностирование уровня сформированности на выка письма в 3 класс е по сле реализации про граммы «Минутки чистописания» по со вершенствованию каллиграфического по черка
Заключение
Список литературы
В на чальной школе об язательной об ластью об учения считается каллиграфическое письмо, так как это является об язательным об щеучебным на выком, кот орый не обходимо освоить.
В со ответствии с ФГОС НОО об учающиеся на чальных класс ов до лжны освоить мет апредметные универсальные учебные де йствия (по знавательные, регулятивные и коммуникативные), об еспечивающие овладение ключевыми комп етенциями, со ставляющими основ у уме ния учиться. Одной из со ставляющих этого уме ния является грамотная письменная речь.
Каллиграфия пре дставляет со бой тех нику грамотного и красивого на писания. В на стоящее врем я, про веряя тетради учитель, в бол ьшинстве слу чаев, в тетрадях вид ит корявый по черк, точно не по хожий на каллиграфический.
С каждым днем количество де тей с на рушениями в по черке ста новится все бол ьше и бол ьше. Начальная школа дает тол чок в форм ировании каллиграфического по черка, в дальнейшем его нужно тол ько со вершенствовать, однако могут во зникнуть на этом этапе про блемы, кот орые по том могут со провождать школьника до конца его об учения. Поэтому, не обходимо пре ждевременно вы явить во зникшие про блемы и со вершенствовать дан ный на вык. Существует множество при чин по явления про блем: педагогические, медицинские, физиологические, однако скорректировать во время их не удается. Из-за бол ьшой за груженности учителя, всплывают те сам ые по дводные камни, кот орые он мож ет не за метить, а если за метив – корректирует без результатно. Из-за педагогической не компетентности в дан ной об ласти во зникает за пущенность, плохо спланированная, или во обще от сутствие раб оты в школе и до ма по дводят учен ика к серьезным от клонениям здоровья ребенка.
Поэтому, мож но утв ерждать, что освоение на выка каллиграфического по черка является до сих по р акт уальной про блемой в раб оте учителя.
В сво ей раб оте педагог ис пользует множество сред ств в об учении каллиграфии, одним из них является «мин утка чистописания».
Минутка чистописания – основ ный и не обходимый этап на уроках русского языка в на чальной школе.
В третьем класс е про ведение мин уток чистописания так же не обходимо, но уже не на каждом уроке. Это связано с увеличением тем па письма и в за висимости от инд ивидуальных особ енностей класс а, пер евода раб оты по русскому языку в тетрадь в широкую линейку.
Предмет: эффект ивность при ема «мин утки чистописания» на уроке в на чальной школе по русскому языку;
Объект: освоение каллиграфического письма в третьем класс е на уроке русского языка в на чальной школе;
Цель: из учить про цесс освоение каллиграфического письма в 3 класс е на уроках русского языка в на чальной школе по средством каллиграфической мин утки;
Задачи:
- Рассмотреть ис торические, психофизиологические, педагогические по дходы к об учению каллиграфии с целью со вершенствования об щеучебных на выков младших школьников
- Выявить гигиенические усл овия письма
- Сделать анализ каллиграфических ошибок при письме. Причины, способ ы их пре дупреждения и ис правления
- Изучить про цесс про ведения каллиграфической мин утки в 3 класс а
- Провести диагностику уровня сформированности на выка письма в 3 класс е
- Реализовать про грамму «Минутки чистописанию» по со вершенствованию на выка письма в 3 класс е
- Провести диагностирование уровня сформированности на выка письма в 3 класс е по сле реализации про граммы «Минутки чистописания» по со вершенствованию каллиграфического по черка
Структура курсовой раб оты: введ ение, две главы, за ключение, список литературы.
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Исторические, психофизиологические, педагогические по дходы к об учению каллиграфии с целью со вершенствования об щеучебных на выков младших школьников
Развитие мет одики, так ой важн ой и прав ильной, каллиграфии тесным об разом мож ет бы ть, ис ключительно, связано с ис торией по явления письменности, еще очень давно, на кот орую знач ительным об разом из ъявили во здействие этапы определен ного ста новления мира, а так же ис торического раз вития нов ого и об разованного людского об щества, кот орые по стоянно стремятся к рас ширению и усл ожняющиеся во зникающие, по стоянно, не обходимые по требности людей в об щении, до стижения про гресса в на учно – тех нического об ласти де ятельности, а так же и в об ласти культ урного рос та и лучшего про гресса людей, вне запные по влиявшие до лжным об разом факт оры, на от бор орудий тщательным об разом, материалов требуемых для жизни и способ ов по нятного и грамотного письма. Очень давно жившие в то врем я люди, желая пер едать всю широту и красочность сво их мыслей, за писать их в сам ых не ожиданных местах, так ими способ ами как вы сечение, пер едача сво их мыслей в письменном вид е на камне, мет алле, глине, де реве.
Позднее по явились очевидно удобные мелкие материалы – к ним об язательно мож но от нести, папирус, пер гамент, гладкое и при ятное по лотно, качественная и твердая бумага; нов ые орудия письма – так ой инструмент как, тростниковая палочка, кисть с определен ным количеством во рсинок, гусиное пер о, об работанное спец иально пер ед про цессом письма, ста льное пер о, кот орое бы ло очень про чным и до лговременным инструментом письма, шариковые ручки уже бол ее в со временное врем я, удивительное со здание чело вечества. [8, с.6]
Обучение письму бы ло очень сложным. Применялся в основ ном традиционный, а главное эффект ивный в том врем я, мет од механических за даний, мет од час того и кропотливого пер еписывания. Учащиеся по не скольку месяцев на по стоянной основ е, при меняя упорство и ста рания, срисовывали одни и те же буквы, в из вестном уже установившемся алфавитном по рядке, по том слоги, а далее пре дложения пре дложенные учителем, кот орые в бол ьшинстве слу чаев, об учающиеся даже не могут про честь.
Только при Петре I шрифт бы л упрощен. Русские люди в давние врем ена ста ли писать уже в то врем я со временном и нов ом об щеупотребительным европейским шрифтом, для этого на роду бы ли пре доставлены шаблоны латинских букв. Благодаря этому письмо знач ительно пре терпело из менения в лучшую сто рону, так как оно бы ло об легчено для на рода, но шрифт остав ался не изменным и традиционным, им еющий об раз вы чурности.
Со врем енем об учение грамотному письму вы сокого качества, орган изовали спец иальные до полнительные курсы в на чальной школе, кот орый при обрел характер основ ного учебного пре дмета.
Чистописание входило в об язательный пре дмет и в цикл пре дметов культ урного и из ящного ис кусства. Важно бы ло при обрести на вык грамотной и красивой письмены, а так же уме ть писать бы стро.
В 1970 г. в школах в об язательном по рядке бы л при нят со временный и не знаковый, нов ый школьный письменный шрифт, для об учающихся оно знач ительно об легчило и по могло в при способление к без нажимному письму и об уславливало скорому и эффект ивному раз витию на выков грамотного и красивого без отрывного скоростного письма. [35]
К.Д. Ушинский впервые в сфер у каллиграфии, пре дложил об учать письму одно временно в про цессе со вместного освоения на выка чтения, по этому в сво ю очередь про цесс об учения ста новится осмысленным. Практика по казала, и множество друг их ис следований, что во врем я при менения нов ейшего и со временного так ого мет ода, об учающиеся овладели бол ее скорому и грамотному осознанному письму, по этому мет од механического пер еписывания все х букв по дряд, является менее де йственным. Так же он в сво е врем я смог вы двинуть при нцип пре имущественного и вы сокоэффективного мет ода одно временного об учения чтению и письму, так им об разом бы ло вы яснено, что осознанное овладением важн ейшим в жизни на выком графическим знаком про ще, и тем бол ее, в сво ю очередь, до ступнее и инт ереснее для маленького и любопытного ребенка. Этот при нцип на шел сво е место в об разовании, смог со храниться и укрепиться, пре дложенный мет од при меняется в школах по сегодняшний де нь.
Совершенствование мет одов по степенно и акт ивно шло по линии учет а сформировавшихся в про цессе со здания, за кономерностей форм ирования об язательных и об щеучебных графических на выков письма, удобства при вы полнении на писания, увеличение в знач ительной мер е до ли со знательности. [1]
В сис теме об учения так ого об щеучебного на выка, как письму, об ычно в об разовании по лучают рас пространение конкретные и про веренные мет оды, как:
- копировальный мет од – за ключается в механическом и по стоянном об ведении букв, за ранее на печатанных машинным способ ом точками или бледными чернилами в раз работанных для так ой от работки, спец иальных тетрадях или на писанных от руки класс ным руко водителем любым сред ством письма, либо ручка красная как об разец, либо карандаш про стой.
- линейный мет од – является так же эффект ивным, и им енно он берет сво е на чало и ста новление как мет од в далеком про шлом. Графическая сетка, раз работанная спец иально для от работки на выка письма, в сво ю очередь, ста ла ис пользоваться с 1957 г. в Германии.
- Генетический способ - мет од, в кот ором не обходимо включать вним ание, кот орый за ключается в том, что буквы из учаются в определен ном и за ранее регламентированном по рядке от графически про стой и легко во спринимаемой ребенком по форм е буквы к пер еходу и осознанию бол ее сложной;