ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМАТИКА В КОНТЕКСТЕ НАУКИ
1.1 Функциональный поход в лингвистике
1.2 Становление функциональной грамматики как самостоятельной области знаний
1.3 Задачи и способы исследования функциональной грамматики в английском языке
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАММАТИКИ
2.1 Функциональная грамматика в условиях современности
2.2 Понятие функции в функциональной грамматике
2.3 Функциональная грамматика в контексте системных междисциплинарных исследований речевой коммуникации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Объективной потребностью современного общества является поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса, рациональных вариантов содержания обучения и его структуры. Представляется важным, что в школе проверяются разные стратегии обучения. Чем больше будет альтернативных методических решений, тем плодотворней будет поиск новых путей обучения предмету в целом. При этом центральными проблемами перестройки преподавания ИЯ в средней школе являются вопросы определения целей, а также содержания обучения, адекватного им.
С одной стороны, цель детерминируется объективными нуждами большинства, выражая его социальный заказ, с другой, она сама детерминирует всю систему обучения, определяя и содержание этой системы, и ее организацию. Усиление коммуникативной стороны этой направленности отражается в трансформации целей обучения ИЯ и содержания обучения. Речь идет не просто о знании языка, а об умении использовать его в реальном общении, т. е. о практическом владении языком и, следовательно, о развитии «коммуникативной компетенции». При этом языковая компетенция и её составляющая часть – грамматические навыки и умения, занимают ведущее место в процессе достижения этой цели. Бесспорно, что коммуникация возможна лишь при наличии языковой компетенции, основу которой составляют грамматические навыки и умения.
В связи с этим проблема методов в обучении грамматической стороне речи представляется одной из наиболее актуальных, т.к. существующие стратегии обучения грамматической стороне речи показали свою несостоятельность. В традиционном обучении функциональной стороне грамматического навыка, которая является ведущей при построении речевого высказывания, отводится второстепенная роль: вначале усваивается форма. Что касается функциональной стороны, то учащимся, чаще всего, сообщается только грамматическое значение. В лучшем случае результат такой: учащийся знает структуру, правило её образования, но не владеет ею. Таким образом, необходимо внедрение таких методов обучения грамматической стороне речи, которые соответствовали бы современным требованиям, предъявляемым к предмету «Иностранный язык». Одним из таких методов является функциональный.
Многие проблемы, связанные с проблемой функционально-направленого обучения грамматике, уже получили освещение в трудах Е.И. Пассова, В.П. Скалкина, C.J. Brumfit, K. Johnson и др.
Настоящая работа представляет собой опыт систематического описания стратегии функционально-направленного обучения грамматической стороне речи. В работе также даётся обоснование ведущей роли коммуникативной компетенции в достижении цели практического владения иностранным языком, а также языковой компетенции и её составляющей части -грамматики.
Проблема функционального подхода к обучению грамматической стороне речи относится к недостаточно исследованным, несмотря на значительное количество работ, учебных пособий (как отечественных, так и зарубежных авторов). Практическое воплощение всех основных принципов функционального подхода не нашло отражения ни в одном из исследованных мною учебных пособий. Этими обстоятельствами и обусловлен выбор темы исследования.
Объектом исследования данной работы является функциональный подход к обучению грамматическим явлениям английского языка.
Предметом исследования является процесс формирования коммуникативной компетенции на старшем этапе школьного обучения.
Цель настоящего исследования заключается в определении эффективности функционального подхода к обучению иноязычной грамматике в условиях старшего этапа средней школы и определение оптимальных типов и видов упражнений, направленных на создание грамматических основ английской речи (как устной, так и письменной) в указанной аудитории.
Исследование ограничено старшим этапом обучения ввиду того, что учащиеся данной ступени имеют определённый опыт обученности по тому или иному подходу. Специфические условия обучения такие как малое количество часов, отводимое на изучение данного предмета, большой объём обобщаемого материала требуют на данном этапе наиболее экономных и эффективных форм работы над грамматической стороной речи.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
- Изучить Функциональный поход в лингвистике;
- Раскрыть становление функциональной грамматики как самостоятельной области знаний;
- Определить задачи и способы исследования функциональной грамматики в английском языке;
- Рассмотреть функциональную грамматику в условиях современности;
- Изучить понятие функции в функциональной грамматике;
- Проанализировать функциональную грамматику в контексте системных междисциплинарных исследований речевой коммуникации.
ГЛАВА 1. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМАТИКА В КОНТЕКСТЕ НАУКИ
1.1 Функциональный поход в лингвистике
После Второй миро вой во йны в раб отах пре дставителей пражского лингвистического кружка бы ли вы делены за кономерности по строения речевых вы сказываний, кот орые по зволили сформировать пре дставление о функциональных стилях. К. Гауссенблас в журнале "Вопросы лингвистики" в 1967 год у по днимает во прос об уточнении по нятия стиля в миро вой стилистике: "до сих по р не существ ует по лной стилистической теории как в славянской, так и в не славянской на уке о стиле" [3].
Исследователь об суждает инт ерпретацию рас смотрения стиля на раз ных уровнях абстракции: от стиля конкретного вы сказывания к личному стилю, за тем к межличностному, за тем к стилю эпохи, А.А.В. В чехословацких ис следованиях не т раз личия между "языковым стилем" и "стилем речи". В. Матезиус по нимает по д стилем "характер ный способ , с по мощью кот орого вы разительные сред ства языка об ычно ис пользуются для определен ной цели" [4].
Отсюда и про исходит раз деление стиля на три типа, один из кот орых, пре дставляющий для на с инт ерес, функциональный стиль, характер изуется ис следователем как "способ по строения речи, от вечающий вы разительным требованиям функционального об ъекта" [4].
Дж. Мистрик строит сво е ис следование в со ответствии с традициями чехословацкой школы стилистики, раз деляющей стилеобразующие факт оры на две категории: субъективные и об ъективные. Исследователь так же уточняет по нятия "языковой слой" и "функциональные стили речи". Функциональные стили раз личаются на на учный, журналистский, административный, художественный и раз говорный.
Исследователь на зывает этот ораторский стиль особ ым функциональным стилем, кот орый так же об означает его жанры. Й. Мистрик определяет стиль как "способ вы ражения, во зникающий в связи с целью вы бора, паттернами орган изации и ис пользования языковых и тем атических сред ств с точки зрения ситуации, функции, на мерений авто ра (гов орящий) и со держательные элемент ы вы сказывания" [5].
Теория функциональных стилей в не мецкой стилистике раз вивалась по д влиянием русской стилистики. До акт уализации про блем этой на уки пре дмет и об ъект стилистики огр аничивались художественными текст ами, тогда в раб отах, на пример, В. Флейшера и Г. Мишеля "пре дметом стилистики является функционально об условленное ис пользование вы разительных во зможностей языка в раз личных сфер ах коммуникации: в художественной литературе, в по вседневном об щении, журналистике, на уке, официальной сфер е" [6].
Также в этих ис следованиях бол ьшое вним ание уделяется класс ификациям стилей, кот орые при держиваются в не которых от ношениях. Чехословацкие и не мецкие ис следователи при держиваются схожих взглядов на структур у и основ ные про блемы стилистики.
При установлен ии функционального стиля не мецкие учен ые опираются на этот аспект ис торизма стиля, по дчеркивая из менчивость по нятия "стиль" в про цессе раз вития об щества и языка. В связи с этим бы ли со зданы раз личные класс ификации функциональных стилей, пре дложенные в раз ные пер иоды ста новления лингвистики как на уки. Здесь влияние на учно-тех нической революции на стилистическую дифференциацию языка ста новится акт уальной про блемой. В американской и английской лингвистике существ ует много раз личных точек зрения, по священных про блемам стиля.
В журнале "Вопросы лингвистики" в 1954 и 1955 год ах бы ла вы двинута по зиция о том, что стилей языка во обще не существ ует. Другой взгляд - это взгляд на стиль как на сред ство украшения речи, тех нику овладения языком. Итак, Ф. Л. Лукаш, про фессор Королевского колледжа Кембриджа, утв ерждает в лекциях о стиле, про читанных в 1955 год у, что стиль - это способ ность "хорошо писать и гов орить."Главная за дача стилистического курса - "улучшить стиль читателя", "по казать ему способ ы лучше вы разить сво ю идею" [2].
Таким об разом, про блема стиля сво дится к прав илам ис пользования форм языка для до стижения прав ильности и ясности речи. Другое по нимание стиля - это инд ивидуальное творческое ис пользование языковых сред ств. Это определен ие бы ло по ддержано Бюффоном, Флобером, Стендалем. Следующая концепция - это по нимание стиля как качества речи, языкового вы ражения мысли. Эти взгляды по дтверждаются эстетическим за мыслом авто ра литературных про изведений.