ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Личностные и индивидуальные особенности, влияющие на выбор стратегии поведения в конфликте
1.2 Особенности взаимосвязи когнитивных стилей и стратегий поведения в конфликте у сотрудников
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Методика и организация эмпирического исследования
2.2 Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Методика К. Томаса
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Опросник Басса – Дарки
Индивидуальные особенности поведения сотрудников в конфликте могут варьировать в зависимости от их личности, опыта, ценностей и предпочтений. Существует несколько развернутых особенностей, которые могут наблюдаться у сотрудников в конфликтных ситуациях.
Коммуникативные навыки. Некоторые сотрудники обладают хорошими коммуникативными навыками и способны выразить свои мысли и чувства ясно и уверенно. Они стремятся к открытому и конструктивному общению, и предпочитают разрешать конфликты через диалог и обмен точками зрения.
Эмоциональная интеллектуальность. Некоторые сотрудники обладают высоким уровнем эмоциональной интеллектуальности, что позволяет им эффективно управлять своими эмоциями и эмоциями других людей. Они могут быть более терпимыми, эмпатичными и способными понять мотивы и потребности других сторон в конфликте.
Степень агрессивности. Некоторые сотрудники могут проявлять агрессивное поведение в конфликтных ситуациях. Они могут быть склонными к использованию язвительных комментариев, критики или доминирования в процессе разрешения конфликта. Это может создавать дальнейшее напряжение и усложнять поиск согласия.
Степень конфликтности. Некоторые сотрудники имеют более высокую склонность к конфликтам и находятся в состоянии постоянной борьбы за свои интересы. Они могут быть более настойчивыми в преследовании своих целей и не всегда готовы искать компромиссные решения.
Уровень сознательности. Некоторые сотрудники могут быть более сознательными и ответственными в отношении своего поведения в конфликте. Они стараются учитывать последствия своих действий и стремятся к взаимовыгодным решениям, которые удовлетворяют интересы всех сторон.
Важно отметить, что эти особенности могут проявляться в разных сочетаниях и могут меняться в зависимости от ситуации. Кроме того, эффективное разрешение конфликтов также зависит от контекста, коммуникационных навыков других участников и наличия соответствующих инструментов и процедур для управления конфликтами в организации, чем собственно и обусловлена актуальность нашего исследования.
Целью исследования является выявление индивидуальных особенностей поведения сотрудников в конфликте.
Для достижения поставленной цели необходимо решить такие задачи:
- исследовать теоретические основы таких понятий как конфликтность, а также личностные и индивидуальные характеристики;
- провести эмпирическое исследование в рамках поставленной цели.
Теоретическая значимость данного исследования: заключается в том, что проблема конфликтности в современных условиях сравнительно недавно начала изучаться, тем самым существует недостаток эмпирических данных.
Практическая значимость заключается в эмпирическом материале, который может оказаться полезным при разработке новых подходов к работе с этой проблемой в психологической практике.
Объектом исследования является конфликтность как феномен современного общества. Предметом является личностные и индивидуальные характеристики работников при конфликтных ситуациях.
Данная исследовательская работа состоит из введения, теоретической главы, практической главы, заключения, списка литературы и источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Личностные и индивидуальные особенности, влияющие на выбор стратегии поведения в конфликте
Исследование научной литературы по вопросу психологических предпосылок конфликтного взаимодействия позволяет говорить о том, что имеет место личностная предрасположенность к конфликту. Действительно, приверженцы персонологического подхода в конфликтологии рассматривают личность как единицу анализа конфликтной ситуации, подчеркивая высокий удельный вес особенностей личности в формировании [1].
Важным для дальнейшего изучения поставленного вопроса является четкое разделение понятий «конфликтная личность» и «личность в конфликте». Если говорить об общем основании, то это участие личности в конфликте. Основанием для разделения является то, что в первом случае (конфликтная личность) сама личность является источником и условием динамики конфликтного явления, в то время как во втором случае (личность в конфликте) конфликт выступает условием динамики личности. Остановимся подробнее на описании конфликтной личности.
Таким образом, конфликтной можно назвать такую личность, которая в виду отдельных психологических характеристик выступает инициатором большого количества деструктивных конфликтов, а кроме того имеет склонность к вовлечению в конфликты, которые создают другие.
По мнению Е.Н. Богданова и В.Г. Зазыкина, базовым параметром конфликтности выступает уровень ее сформированности, который определяется при помощи следующих показателей:
- число конфликтов, организуемых этой личностью, либо в которых участвует эта личность за единицу времени;
- деструктивная направленность последствий конфликтов, в которых принимала участие личность, для себя, оппонентов, коллектива и пр.;
- показательные особенности личности, которые определяют склонность к конфликтам [2].
У конфликтной личности невысокий уровень нравственного развития и рефлексии, низкая моральная нормативность поведения и отношений. Идеалы либо отсутствуют, либо отличаются ригидностью. В межличностных отношениях конфликтные личности проявляются как соперники, нетерпимы к недостаткам других, неуступчивы; отличаются нетерпимостью и непримиримостью позиций, стремлением утвердиться за счет других.
Самоотношение конфликтной личности характеризуется завышенной и не всегда адекватной самооценкой, самомнением и эгоцентричностью. Свое конфликтное поведение они рассматривают как проявление силы и искушенности, мудрости и смелости. Поведение, как и эмоциональная сфера, характеризуется амбивалентностью: от демонстрации «жертвенности» до демонстративной «непобедимости».
В коллективе конфликтные личности выбирают роли «критика», «бунтаря», «борца за справедливость», однако нередко эти роли «маскируются» под социально приемлемые, например, «организатор», «генератор идей», «лидер» и т.д.
В коллективе конфликтные личности держатся обособленно, вызывающе или демонстративно. У конфликтной личности развиты коммуникативные способности, они легко находят контакт, способны убеждать и заражать эмоциями [2].
Личность формируется и развивается в сложном и многогранном процессе взаимодействия с социумом, в системе общественных отношений, среди которых наиболее значительными для нее являются ее отношения с другими личностями, т.е. межличностные отношения.
В процессе взаимодействия с другими людьми проявляются две основных тенденции – устойчивость, стабильность ее позиций, установок, оценок, действий, с одной стороны, и их изменчивость – с другой.
Один полюс личностного бытия человека в межличностной сфере составляет стереотипность его поведенческих стратегий, устойчивость убеждений и установок, константность действий в изменяющихся условиях среды, стабильность личностных черт и диспозиций, тенденция сохранения и репродуцирования прошлого опыта, но другой, противоположный ему полюс включает в себя разнообразность поведенческих стратегий, смену убеждений и установок, трансформацию прошлого опыта, выработку новых черт.
В процессе взаимодействия этих полюсов человек адаптируется к окружающей социальной среде, к особенностям существующих в ней межличностных отношений. Повседневная жизнь убеждает нас в том, что конфликты возникают практически во всех без исключения сферах человеческого общежития. Самым общим социально-психологическим механизмом их возникновения является ситуационная несовместимость взаимодействующих индивидов, проявляющаяся в несоответствии оценок и действий одного из них ожиданиям другого. К сфере субъективных причин возникновения межличностных конфликтов относятся личностные особенности индивидов, в частности, их различия в ожиданиях, в чувствах уверенности и безопасности, в потребностях любви и одобрения и т. п.
Очень часто непосредственной причиной возникновения конфликта служит недостаточная психологическая компетентность участников столкновения, отсутствие навыков правильного поведения в сложной ситуации. Люди, как правило, в подобной ситуации начинают вести себя как бы стихийно, они идут за конфликтом, а не управляют им. Пути выхода из создавшийся конфликтной ситуации могут быть эффективными и продуктивными, так и неэффективными, и деструктивными.