Введение
- Особенности и виды конституционно-правовых отношений
1.1 Отличительные черты конституционно-правовых отношений
1.2 Виды конституционно-правовых отношений
- Система субъектов конституционных правоотношений
2.1 Народ как субъект конституционно-правовых отношений
2.2 Государственные органы в системе конституционно-правовых отношений
2.3 Президент РФ как участник конституционно-правовых
отношений
2.4 Совет Федерации РФ – субъект конституционно-правовых отношений
2.5 Государственная Дума РФ в организации конституционно-правовых отношений
2.6 Правительство РФ в системе конституционно-правовых
отношений
Заключение
Список использованной литературы
Правоотношениям всегда уделялось большое внимание в юридической литературе. И хотя достижения в исследовании общетеоретических И отраслевых аспектов правоотношений очевидны, проблема эта по-прежнему остается актуальной. Такой интерес объясняется не только тем, что сохраняются различные подходы и оценки в понимании правоотношений. Главное - уяснить и полностью использовать все возможности их как важного средства реализации юридических норм, в том числе конституционных, упрочить режим законности и правопорядка. Реальное бытие конституционных норм - это не только то, что закреплено в Основном Законе, но и то, что непосредственно включено в общественную практику. Правоотношения служат главным средством, при помощи которого требования юридических норм воплощаются в поведении людей.
Правоотношения фиксируют круг лиц, на которых распространяется действие соответствующих конституционных норм; закрепляют поведение, которому должны или могут следовать участники данных правоотношений; создают предпосылки для использования специальных юридических средств обеспечения субъективных прав и обязанностей.
Именно в правоотношениях проявляется социально реализованное бытие Конституции, они как бы составляют ее деятельно-практическую сторону. Конституционно-правовые отношения обеспечивают связь Основного Закона с важнейшими социальными процессами, в них происходит своеобразное опосредование конституционной практики. Это особая юридическая связь субъектов, доступная наблюдению и социальному контролю. Конституционно-правовые отношения служат тем критерием, который позволяет установить, в какой мере нашли отражение в конституционных нормах требования объективных закономерностей, соответствуют ли эти нормы целям и задачам развития данных отношений, какова их социальная эффективность.
Представляется, что правовое воздействие конституционных норм, осуществление их юридических свойств возможно только через правоотношения, имея ввиду при этом специфику характера и различную степень обобщенности последних. Характер конституционных правоотношений определяется спецификой соответствующих конституционных норм.
Целью данной работы является изучение специфики конституционно-правовые отношения и их субъектов.
Задачи работы:
- рассмотреть отличительные черты конституционно-правовых отношений;
- изучить виды конституционно-правовых отношений;
- проанализировать народ как субъект конституционно-правовых отношений;
- рассмотреть государственные органы в системе конституционно-правовых отношений;
- изучить институт Президента РФ как участника конституционно-правовых отношений;
- изучить Совет Федерации РФ в системе субъектов конституционно-правовых отношений;
- проанализировать особенности Государственной Думы РФ в организации конституционно-правовых отношений;
- рассмотреть участие Правительства РФ в системе конституционно-правовых отношений.
- Особенности и виды конституционно-правовых отношений
1.1. Отличительные черты конституционно-правовых отношений
Конституционные правоотношения обладает основными признаками, которые присущи правоотношениям в целом. В то же время они специфичны, им свойственна качественная обособленность, неповторимость. Наиболее отличительная черта конституционных правоотношений - их высокий политический потенциал. По существу они представляют собой квинтэссенцию политико-правовых отношений, существующих в обществе. Политические отношения выражают интересы различных социальных групп, коренные интересы общества в целом. Политика, имея в своем основании экономику и будучи ее концентрированным выражением, охватывает все сферы общества. Политические отношения касаются перспектив и путей общественного развития, участия в делах государства, задач, форм, содержания государственной деятельности как внутри страны, так и на международной арене. Конституция закрепляет сложившееся соотношение политических сил и определенным образом организует его, группирует, фокусирует в соответствии с волей творцов конституции и проецирует во второй ряд, то есть в ряд политико-правовых конституционных отношений. Происходит как бы удвоение политических отношений, где собственно политика как содержание отношений воплощается в определенную конституционно-правовую форму и структуру.
Безусловно, не все и не любые политические отношения становятся конституционно-правовыми. Процесс этого оформления сложен и испытывает воздействие разнообразных факторов, в первую очередь, политических, отражающих расстановку основных социальных сил и соответствующих конкретно-историческим условиям развития общества. С переводом политических отношений в конституционно-правовые общесоциальные гарантии соотношения политики и права дополняются особыми юридическими гарантиями. Право не может, да и не должно «запирать» всю практическую политику в своих жестко формализованных рамках. Однако вне правовых форм политика во многих случаях не может быть ни успешно выработана, ни успешно реализована. Политика подлинно народная, открытая и доступная для масс, не должна «бояться» собственной регламентации. Конституционные принципы внутренней и внешней политики, «возвращаясь» в политические отношения, обеспечивают осуществление народовластия, самоуправление народа, реальную свободу личности. Конституционно-правовые отношения выражают практическую политику в сфере функционирования национально и территориально-государственной организации, системы государственных органов, местного самоуправления.
Таким образом, конституционные правоотношения - это особая, взятая в единстве наиболее обобщенных и социально значимых характеристик юридическая форма политических отношений. Классификация политических отношений позволяет полнее и глубже раскрыть их связь с Конституцией[1].
Специфика конституционно-правовых отношений имеет и другие проявления.
[1] Головастикова А.Н. Конституционное право России. М.: Эксмо, 2006. С. 265.