Введение.
- Теоретико-методологические аспекты особенностей применения систем управления качеством в образовании.
1.1. Понятие и сущность управления качеством в образовании.
1.2. Механизмы и инструменты применения систем управления качеством в образовании.
1.3 Внутришкольный контроль как механизм управления качеством образования
- Анализ и оценка эффективности применения систем управления качеством в образовании в БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов».
2.1. Организационно-экономическая характеристика БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов»
2.2. Анализ системы управления качеством в БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов»
2.3. Разработка мероприятий по повышению системы управления качеством в БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов» и оценка их эффективности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
Приложения.
Актуальность исследования. Главная задача развития образования сегодня - обеспечить ее качество. В современном обществе проблема качества образования стала более острой. Основное влияние на эту проблему имеет много факторов. К ним относятся растущая интеллектуализация производства, расширение рынка образовательных услуг, развитие информационных технологий. Рассмотрим более подробно концепцию «качества образования». В школе 21-го века, в первую очередь, это предполагает установление взаимосвязи между целью и конкретным полученным (ожидаемым) результатом. Этот фактор отражается в совокупности характеристик, отражающих уровень достигнутых результатов.
Если мы рассмотрим концепцию «качества образования» в отношении конкретно к учебному заведению, эта концепция в первую очередь связана с конкурентоспособностью рассматриваемого учреждения на рынке образовательных услуг. В то же время понятие «качество образования» можно охарактеризовать как набор потребительских свойств образовательных услуг, которые отвечают внутренним потребностям развития личности ученика.
Качество образования – это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности (разработки стратегии, организации воспитательно-образовательного процесса) и охватывающее всех субъектов образования. Управление качеством образования – целенаправленное и непрерывное воздействие на условия и процессы образовательной деятельности, обеспечивающее достижение результатов образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, запросов разнообразных групп потребителей и потребностей обучающихся.
Таким образом, необходимость управления качеством образовательных услуг становится все более осознанной, актуальной и востребованной в современной системе образования. Управление качеством образования в школе - это процесс проектирования. Этот процесс, несомненно, связан с качеством или низким качеством управления учебным заведением.
Цель курсовой работы – исследование теоретических и практических аспектов особенностей применения систем управления качеством в образовании.
В соответствие с заданной целью необходимо решить ряд задач:
- Рассмотреть теоретические и методологические аспекты особенностей применения систем управления качеством в образовании;
- Провести анализ системы управления качеством в БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов» ;
- Разработать мероприятия по повышению системы управления качеством в БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов» и оценить их эффективность.
Объект исследования – управление качеством в БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов».
Предмет исследования - система управления качеством в образовании.
Гипотеза исследования: управление качеством образовательного процесса в образовательном учреждении будет эффективным при создании четкой системы менеджмента в сфере образования.
Методология исследования. В ходе работы с опорой на принципы общенаучной методологии применялся комплекс взаимодополняющих методов: теоретических анализа, синтеза, обобщения научно-методических работ, соответствующих заявленной теме, а также сбора, накопления, статистической обработки данных.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух основных глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
1.2. Механизмы и инструменты применения систем управления качеством в образовании
Использование механизмов управления качеством образования увеличивает эффективность координации действий работников общеобразовательной организации, регулирования коммуникации между всеми уровнями системы управления, участие в образовательных отношения представителей родительской общественности.
Подробные структурированные механизмы и алгоритмы деятельности составляют основу обеспечения качества образования, так как позволяют отследить эффективность выполнения поручений и управленческих задач. Выделяют следующие стадии управления деятельностью образовательной организацией:
- Стадия проектирования. На данной стадии осуществляется планирование управления качеством образования, разрабатывается план проекта, формируется пакет локальных актов, разрабатываются инструменты деятельности, изучаются методологические положения теории и практики управления образования (других образовательных организаций, муниципалитетов, регион и стран).
- Стадия построения модели. В ходе работы на второй стадии выстраивается модель формирования качества, структурируется цель, изучается социальный и общественный заказ, разрабатывается образовательная программа, определяются формы и методы образования, требования к материально-технической стороне процесса.
- Стадия мониторинга процессов и их коррекция. Промежуточные и итоговые результаты сверяются с целевыми ориентирами, при возможности в систему управления и деятельность учреждения вносятся изменения.
- Итоговый результат. На данном этапе оценивается степень выполнения поставленных задач [12, с.89].
Все четыре стадии процесса управления качеством образования взаимосвязаны между собой. Механизм оценки качества образования, функционирующий в конкретной образовательной организации, представляет собой систему, обеспечивающую оценку ресурсов образовательной организации, непосредственно образовательной деятельности, а так же факторов, оказывающих влияние на ход деятельности и ее результат.
Мониторинг качества образования выступает в качестве одной из стадий системы управления качеством образования в общеобразовательной организации, а также является ее инструментом. С помощью мониторинговых исследований проводится всесторонняя, комплексная оценка результатов образовательной деятельности, создания условий для получения образования, применения образовательных технологий, а также эффективности деятельности руководителя общеобразовательной организации.
Проанализировав основные теоретические положения, можем обобщить, что мониторинг в системе образования — это организованное, регулярное наблюдение за процессом образования. Целью этого наблюдения выступает достижение эффективного информационного отражения состояния образовательного процесса в конкретной образовательной организации, анализ, синтез и обобщение результатов деятельности, прогнозирование и перспективное планирование этого процесса. Выделяют следующие принципы мониторинга в общеобразовательной организации[18]:
- Принцип экологичности. Проведение мониторинговых исследований не должно вмешиваться и тем более как-то нарушать существующий процесс, а также не должно причинять вред участникам мониторинга.
- Принцип конструктивности. Применение мониторинга направлено на нахождение и исправление ошибок в системе с целью повышения эффективности деятельности системы, а не с целью наказания.
- Принцип сотрудничества. Участники мониторинга должны действовать гласно и открыто, в атмосфере доверия, партнерства и сотрудничества.
- Принцип компетентности. Организаторы проведения мониторинга должны обладать соответствующими знаниями, быть компетентными в изучаемой области.
- Принцип конфиденциальности. Полученные в ходе мониторинга результаты должны быть обезличены или могут оглашаться только с согласия конкретного человека [3].
Выполнение данных принципов при проведении исследований гарантирует получение более достоверных результатов, что способствует эффективному управлению качеством образования.
Применение мониторинговых исследований в управленческой деятельности общеобразовательной организации позволяет спроектировать достаточно полную модель системы внутришкольного контроля. При этом объектом мониторинга выступает отдельная параллель, класс или учитель. Задачи данного вида мониторинга следующие: аккумулирование фактических данных о реально существующих процессах, анализ полученных данных, своевременное отслеживание динамики всех процессов и факторов на них влияющих; разработка планов работы руководящих и педагогических работников общеобразовательной организации, прогнозирование положительных и отрицательных тенденций в ходе образовательного процесса, и профилактическая деятельность на основе полученных результатов.