ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1 Понятие организационной структуры управления
1.2 Виды структур и их характеристика
1.3 Оценка структур управления предприятием
2.ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПАО «АК «АЛРОСА»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Оценка структуры управления ПАО АК «АЛРОСА»
2.3 Анализ действующей системы управления предприятия
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Переход на рыночную модель хозяйства обнаружил несоответствие технологического, производственного, организационного потенциала предприятий и спроса основных групп покупателей на рынке. Это, в свою очередь, послужило основанием осуществления на предприятиях процесса реструктуризации, и в рамках его - изменение организационной структуры предприятий. Отечественные предприятия пока не стали эффективными субъектами рыночной экономики, поэтому создание результативного хозяйственного механизма их адаптации к условиям рынка является насущной проблемой. Несовершенство сложившихся за годы реформ рыночных механизмов, отсутствие государственной инновационной политики и эффективной системы управления отечественными предприятиями лишают российскую экономику перспектив стабильного экономического роста. Назрела необходимость в разработке стройной концепции организации управления как самостоятельной области научного знания, ее предмета и закономерностей, методологической основы, принципов и практического воплощения. Техническое перевооружение и реконструкция производства, повышение инновационного потенциала при отсутствии стабильных источников финансирования могут быть реализованы только при обеспечении эффективного управления предприятием, что предполагает:
- разработку стратегии организации как заранее спланированной ее реакции на изменения внешней среды;
- формирование организационной структуры управления, обеспечивающей реализацию выбранной стратегии;
- разработку системы показателей, позволяющей координировать и контролировать процесс реализации целей и задач производственной организации в соответствии с имеющимися в ее распоряжении ресурсами.
Создание руководителем оптимальной структуры, для корректной работы всей организации, обеспечивает качественное и своевременное выполнение поставленных перед коллективом целей и задач. В зависимости от того, как сформирована структура управления зависит участие в выполнении задач каждого непосредственного исполнителя. Поэтому создание структуры управления является наиболее важной частью работы руководителя организации.
Актуальность работы заключается в том, что построение эффективной организационной структуры является важнейшей задачей современного менеджмента.
Основной целью написания работы является рассмотрение теоретических основ оценки структуры управления предприятия и разработка рекомендаций по ее оптимизации.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
– определить понятие структуры управления предприятия;
– изучить существующие типы структур управления современным предприятием;
– рассмотреть оценку структуры управления предприятием;
– проанализировать деятельность и структуру управления ПАО АК «АЛРОСА»;
-выявить проблемы и разработать рекомендации по оптимизации структуры управления предприятием.
В качестве объекта исследования работы выступает ПАО АК «АЛРОСА». Предметом исследования является оценка структуры управления ПАО АК «АЛРОСА».
При выполнении работы использованы следующие методы исследования: монографический, экономико-статистический, расчетно-конструктивный, экономико-математический, графический, метод сравнений, тестирование, анкетирование.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1 Понятие организационной структуры управления
Категория «структур а» от ражает строение и вну треннюю форм у сис темы, в том числе и сис темы управления. Структура характер изует со став ее элемент ов, их сво йства, а так же со вокупность связей и от ношений между ними, вы ступает инт егрирующим факт ором раз нородно спец ифических сво йств, функций сис темы, способ ствует со хранению устойчивого со стояния сис темы, свидетельствует о ее орган изованности[1].
Организационная структур а им еет от ношение не посредственно к пре дприятиям, где осуществляется та или иная со вместная труд овая де ятельность, нуждающаяся в орган изационных про цессах: раз делении труд а, ресурсном об еспечении, со гласовании об ъемов, сроков и по следовательности раб оты. Организационные про цессы в сво ю очередь об уславливают не обходимость вы работки целей и стра тегий де ятельности, вы полнение про цессов план ирования, регламентирования, мотивации, контроля, учет а и анализа, то есть про цесса управления. При этом про цесс управления рас сматривается как со вокупность функций управления. Базирующихся на сборе и об работке инф ормации, не обходимой для по дготовки, при нятия и реализации управленческих решений.
Выполнения функций управления во злагается на орган ы управления (структур ные по дразделения) со став и со подчиненность кот орых пре дставляет со бой орган изационную структур у управления пре дприятием[2].
Структура управления – это сис тема раз деления труд а и установлен ие слу жебных связей между структур ными по дразделениями и раб отниками аппарата управления по при нятию и реализации управленческих решений.
Функции управления играют определен ную роль в форм ировании структур ы управления, так как про цесс форм ирования структур ы за ключается в вы делении и орган изационном за креплении тех или иных функций за со ответствующими от делами, групп ами (звеньями) или от дельными раб отниками аппарата управления. Все остальные элемент ы сис темы управления: мет оды, кадр ы, тех ника, инф ормация и так далее – являются сред ством, не обходимым для сво евременной реализации той или ино й функции[3].
Конкретное вы ражение структур а управления на ходит: в схеме орган изации управления, со ставе, взаимосвязи и со подчиненности от делов и слу жб; штатных рас писаниях; со ставе и раз граничении между раб отниками аппарата управления функций и за дач управления; по ложениях об от делах, слу жбах и до лжностных инструкциях, кот орые в их взаимной связи и определяют де ятельность труд овых коллективов пре дприятия.
Обоснованная, прав ильно вы бранная орган изационная структур а управления со здает благоприятные усл овия для при нятия оптимальных решений. Повышения оперативности управления, со кращения управленческих циклов. Усиления ис полнительской дис циплины и по вышения эконом ичности и эффект ивности раб оты пре дприятия.
Основными элемент ами орган изационной структур ы управления вы ступают[4]:
- цели и стра тегия сис темы;
- иерархические звенья управления или уровня при нятия решений и от ветственности;
- горизонтальные звенья по уровням управления, вы полняющие функциональную де ятельность,
– руко водители, управленческие раб отники; субъекты вне шних связей – по требители, по ставщики, партнеры, финансов ые структур ы, конкурент ы;
- госуд арственные орган ы, со циальные орган изации; связи – от ношения, коммуникации, инф ормация.
Структуру управления по горизонтали мож но раз делить на звенья, а по вертикали – на ступени. Звенья управления пре дставляют со бой орган изационно об особленные по дразделения (от делы, слу жбы), каждое из кот орых вы полняет одну или не сколько функций управления. Ступень управления – это со вокупность управленческих звеньев, кот орые на ходятся на определен ном иерархическом уровне управления и от ражают по следовательность их по дчинения снизу до верху.
Соподчиненность орган ов раз личных уровней управления и об разует иерархию управления – многоступенчатую структур у управления (двух-, трех-, четырехступенчатую), характер изуемую тем , что каждый субъект управления дан ного уровня одно временно вы ступает и об ъектом управления вы шестоящих уровней и на ходится в определен ной взаимосвязи (административной, орган изационной, инф ормационной).
Определяющим элемент ом структур ы вы ступают связи – от ношения, им еющие многогранное и многоаспектное со держание. Прежде все го, от ношения по управлению им еют со циально-эконом ическую при роду, по этому при форм ировании способ а связей между людьми и коллективами, руко водителями и раб отниками, осуществляющими со вместную де ятельность, учитывается со вокупность инт ересов – эконом ических, со циальных и психологических[5].
Выделяют функциональные связи (вертикаль ные и горизонтальные); линейные (от ношения руко водства и по дчинения); форм альные (регламентированные) и не формальные (до верительные).
Связи по вертикали во зникают между раз личными ступенями управления и характер изуются от ношениями со подчиненности, в со ответствии, с чем идущие сверху вниз указ ания являются об язательными для ис полнения. Эти связи от ражают иерархичность по строения сис темы управления и от вечают на во прос: кто, кому и в какой мер е по дчинен? Связи по горизонтали во зникают между раз личными звеньями управления (от делами, слу жбами), рас положенными на одно м уровне управления, между от дельными или раб отниками вну три них.
Формальные и не формальные связи пре допределяют форм ирование форм альной и не формальной структур ы управления. Формальная структур а от ражает официально установлен ное прав овое по ложение каждого звена в сис теме управления, официальные об язанности каждого раб отника, определяемые до лжностными инструкциями, рас поряжениями руко водителя. Неформальная структур а от ражает де йствительно вы полняемые каждым раб отником раб оты, функции. Она в основ ном основ ана на личных от ношениях, симпатиях, антипатиях раб отников и тому по добное.
Следовательно, структур а управления характер изуется количеством, со ставом звеньев и ступеней управления, а так же характер ом связей и их взаимодействием. Различная комбинация и со четание связей в пре делах одно го типа структур ы управления существ енно вид оизменяет ее де йствительное со держание, могут упростить или усл ожнить и, со ответственно, по высить или по низить ее эффект ивность[6].
Структуру управления характер изуют с по мощью так их по нятий, как сложность, уровни форм ализации и цен трализации, механизмы координации.
К структур е управления пре дъявляется множество требований, от ражающих её ключевое для менеджмента знач ение. Они учитываются в при нципах форм ирования орган изационной структур ы управления, раз работке кот орых бы ло по священо не мало раб от от ечественных авто ров в до реформенный пер иод.