Курсовая работа|Педагогика

Информатизация и компьютеризация учебного процесса

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2010 | Страниц: 31

Введение. 

Глава 1. Проблема информатизации и компьютеризации учебного процесса в педагогической и методической литературе. 

1.1. Сущность процессов информатизации и компьютеризации учебного процесса  

1.2. Положительной и отрицательной влияние информатизации и компьютеризации на формирование личности учащихся. 

Глава 2. Основные направления использования информатизации и компьютеризации учебного процесса. 

2.1. Компьютерные средства обучения и информационные технологии. 

2.2. Использование ИКТ на различных уроках в средней школе. 

Заключение. 

Список литературы. 

Вторая половина XX - начало XXI века характеризуется развитием педагогической теории и практики в области компьютерного обучения, влиянием информационных технологий на организационные формы и содержание образования. Информатизация образования основана на внедрении информационно-коммуникационных технологий, использовании компьютеров в обучении.

Компьютерные технологии открывают широкие перспективы повышения эффективности обучения и интенсификации педагогической деятельности, что связано с уникальными возможностями современной электронной техники. Известны следующие функции компьютеров в образовательном процессе: в качестве средства обучения, тестирования, психодиагностики личности, контроля усвоения знаний и коррекции действий, творческого развития обучаемого, коммуникации и доступа к мировым информационным ресурсам, совершенствования управления учебным заведением и учебным процессом; инструмента познания действительности, объекта изучения.

Вместе с тем появляется значительное количество исследований, направленных на изучение негативного влияния информатизации на процесс развития личности учащихся. Выявление позитивного потенциала и анализ негативного влияния компьютерного обучения является актуальной проблемой современной педагогической науки.

Анализ научной литературы показал, что первые попытки использования компьютеров в обучении были предприняты в конце 50-х - начале 60-х гг. ХХ века в США в период, когда большую популярность приобрела теория программированного обучения Б.Ф.Скиннера и Н.Краудера. У истоков отечественного программированного обучения стояли А.И.Берг, В.П.Беспалько, П.Я.Гальперин, Т.А.Ильина, Л.Б.Ительсон, Е.И.Машбиц, Н.Д.Никандров, Н.М.Розенберг, Н.Ф.Талызина и др.

Концептуальные основы информатизации образования разрабатывали Я.А.Ваграменко, Б.С.Гершунский, С.Р.Доманова, А.П.Ершов, В.М.Монахов, И.В.Роберт, А.Я.Савельев, А.П.Тряпицына и др. Современный период развития информатизации образования характеризуется поиском и внедрением инновационных форм обучения (А.И.Субетто, О.К.Филатов, О.Н.Шилова и др.), интегративным подходом к созданию средств новых информационных технологий (В.В.Гриншкун, В.П.Мозолин, Ю.А.Прозорова и др.).

Владение компьютером стало неотъемлемой частью современной жизни. Согласно концепции модернизации российского образования школа призвана «обеспечить всеобщую компьютерную грамотность». Решение этой задачи возможно и на уроках в средней школе.

Цель исследования – раскрыть особенности информатизации и компьютеризации учебного процесса.

Объект исследования – информатизация процесса образования в современной школе.

Предмет исследования – основные направления информатизации и компьютеризации учебного процесса.

Задачи работы:

  1. Определить сущность информатизации и комьютеризации образования.
  2. Рассмотрим положительные и отрицательные стороны информатизации образования.
  3. Раскрыть особенности внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения.

Методы исследования: теоретический анализ, синтез и обобщение литературы по проблеме информатизации образования.

 

Глава 1. Проблема информатизации и компьютеризации учебного процесса в педагогической и методической литературе

1.1. Сущность процессов информатизации и компьютеризации учебного процесса

Одно из важнейших направлений информатизации современного общества - информатизация образования - предполагает широкое использование средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе обучения, в управлении учебно-воспитательным процессом, автоматизации информационно-методического обеспечения учреждениями образования.

Зарубежный (А.Бенедек, А.Борк, Дж.Вейценбаум и др.), и отечественный опыт (Л.Х.Зайнутдинова, О.А.Козлов, А.А.Кузнецов, С.В.Панюкова, И.В.Роберт и др.) показывает, что ИКТ целесообразно применять при изучении всех учебных предметов. При этом средства информационно-коммуникационных технологий выступают как новые интерактивные средства обучения, обладающие целым рядом дидактических достоинств и позволяющие качественно изменить содержание, методы и формы обучения.

Для понимания роли информационных технологий в образовании необходимо вникнуть в суть этого понятия. Говоря об информационной технологии, в одних случаях подразумевают определённое научное направление, в других – конкретный способ работы с информацией. Таким образом, существует двоякая трактовка понятия «информационная технология»: как способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте и как совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами.

В каком-то смысле все педагогические технологии (понимаемые как способы) являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс всегда сопровождается обменом информацией между учителем и учеником. Но в современном понимании информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией.

Современные информационно-коммуникационные технологии рассматриваются как информационные технологии обучения, интегрирующие аудиовизуальную информацию любых форм (текст, графика, анимация и др.), реализующие интерактивный диалог пользователя с системой и разнообразие форм самостоятельной деятельности по обработке информации. Они представляют огромный диапазон возможностей для совершенствования учебного процесса и системы образования в целом [2].

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют, как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, так и внутренние факторы, связанные с распространением в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования, появлением необходимого опыта информатизации у все большего количества педагогов.

Информационные и телекоммуникационные технологии (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации [6].

Понятие технологии информатизации образования значительно шире, чем только технология использования информационных и телекоммуникационных технологий в сфере образования. Это понятие включает в себя весь комплекс приемов, методов, способов и подходов обеспечивающих достижение целей информатизации образования.

  1. Большакова, З.М. Теоретические основы становления профессионально-педагогической деятельности: Монография / З.М.Большакова. - Челябинск: Изд-во: «Факел» ЧГПУ, 1998. – 292 с.
  2. Бордовский, Г.А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии / Г.А.Бордовский, В.А.Извозчиков // Педагогика. – 1999. - №5. – С.12-16.
  3. Вилотиевич, М. От традиционной к информационной дидактике / М.Вилотиевич // Вестник Моск. ун-та. Сер.20, Педагогическое образование. – 2003. - №1. – С.20.
  4. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. - М.: Педагогика, 1987. - №1 - С. 246-264.
  5. Колин, К. Информатизация образования: новые приоритеты / К.Колин // Alma Mater. – 2002. - №2. – С.16.
  6. Новожилова, Н.В. Использование интернет-технологий в исследовательской деятельности учителей и учащихся / Н.В.Новожилова // Завуч. – 2003. - №8. - С.118-125.
  7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С.Полат и др. - М.: Академия, 2001. - 272 с.
  8. Панюкова, С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно-ориентированном обучении / С.В.Панюкова. – М.: Педагогика-Пресс, 1998. – 165 с.
  9. Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях / А.П.Беляева [и др.]. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1995. – 228 с.
  10. Путляева, Л.В. Вопросы развивающего обучения с использованием ЭВМ / В.В.Путляева // Вопросы психологии. - М., 1987. - №1. - С. 65- 66.
  11. Свистунова, Е.Л. Использование электронных таблиц Microsoft Excel для компьютерного тестирования / Е.Л.Свистунова // Школа и производство. – 2004. – №8. – С.18-21.
  12. Смирнов, Е.П. Функции компьютера в учебной деятельности и учебное программное обеспечение // www.voppsy.ru/issues/1987/871/871060.htm
  13. Смульсон, М.Л. Решение задач с помощью компьютера // www.voppsy.ru/issues/1987/871/871060.htm
  14. Собиров, И.Т. Психолого-педагогические аспекты компьютеризации обучения школьников // www.voppsy.ru/issues/1987/871/871060.htm
  15. Ставрасова, О.Б. Современный урок технологии с применением компьютера / О.Б.Ставрасова. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 96 с.
  16. Тихомиров, О.К., Лысенко Е.Е. Психология компьютерной игры // Новые методы и средства обучения, вып. №1. - М.:Знание, 1988. – С..30-66.
  17. Угольков, В.В. Дистанционное обучение с помощью компьютерных технологий // Современные проблемы воспитания и образования: психолого-педагогический сборник научных трудов, выпуск 4. – М.: Альфа, 2002. – С.62-64.
  18. Фрейман, В.Э. Об обучении школьников проектированию и использованию автоматизированных информационных систем. Одним из основных вопросов, составляющих содержание компьютерной грамотности, является применение и роль компьютеров // www.voppsy.ru/issues/1987/871/871060.htm
  19. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание / А.В.Хуторский. – М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. – 239 с.
  20. Шмелев, А.Г. Компьютерная психодиагностика в обучении и воспитании. Компьютерная диагностика не должна быть только элементом автоматизированных циклов компьютерного обучения // www.voppsy.ru/issues/1987/871/871060.htm

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское