Введение.
Глава 1. Проблема информатизации и компьютеризации учебного процесса в педагогической и методической литературе.
1.1. Сущность процессов информатизации и компьютеризации учебного процесса
1.2. Положительной и отрицательной влияние информатизации и компьютеризации на формирование личности учащихся.
Глава 2. Основные направления использования информатизации и компьютеризации учебного процесса.
2.1. Компьютерные средства обучения и информационные технологии.
2.2. Использование ИКТ на различных уроках в средней школе.
Заключение.
Список литературы.
Вторая половина XX - начало XXI века характеризуется развитием педагогической теории и практики в области компьютерного обучения, влиянием информационных технологий на организационные формы и содержание образования. Информатизация образования основана на внедрении информационно-коммуникационных технологий, использовании компьютеров в обучении.
Компьютерные технологии открывают широкие перспективы повышения эффективности обучения и интенсификации педагогической деятельности, что связано с уникальными возможностями современной электронной техники. Известны следующие функции компьютеров в образовательном процессе: в качестве средства обучения, тестирования, психодиагностики личности, контроля усвоения знаний и коррекции действий, творческого развития обучаемого, коммуникации и доступа к мировым информационным ресурсам, совершенствования управления учебным заведением и учебным процессом; инструмента познания действительности, объекта изучения.
Вместе с тем появляется значительное количество исследований, направленных на изучение негативного влияния информатизации на процесс развития личности учащихся. Выявление позитивного потенциала и анализ негативного влияния компьютерного обучения является актуальной проблемой современной педагогической науки.
Анализ научной литературы показал, что первые попытки использования компьютеров в обучении были предприняты в конце 50-х - начале 60-х гг. ХХ века в США в период, когда большую популярность приобрела теория программированного обучения Б.Ф.Скиннера и Н.Краудера. У истоков отечественного программированного обучения стояли А.И.Берг, В.П.Беспалько, П.Я.Гальперин, Т.А.Ильина, Л.Б.Ительсон, Е.И.Машбиц, Н.Д.Никандров, Н.М.Розенберг, Н.Ф.Талызина и др.
Концептуальные основы информатизации образования разрабатывали Я.А.Ваграменко, Б.С.Гершунский, С.Р.Доманова, А.П.Ершов, В.М.Монахов, И.В.Роберт, А.Я.Савельев, А.П.Тряпицына и др. Современный период развития информатизации образования характеризуется поиском и внедрением инновационных форм обучения (А.И.Субетто, О.К.Филатов, О.Н.Шилова и др.), интегративным подходом к созданию средств новых информационных технологий (В.В.Гриншкун, В.П.Мозолин, Ю.А.Прозорова и др.).
Владение компьютером стало неотъемлемой частью современной жизни. Согласно концепции модернизации российского образования школа призвана «обеспечить всеобщую компьютерную грамотность». Решение этой задачи возможно и на уроках в средней школе.
Цель исследования – раскрыть особенности информатизации и компьютеризации учебного процесса.
Объект исследования – информатизация процесса образования в современной школе.
Предмет исследования – основные направления информатизации и компьютеризации учебного процесса.
Задачи работы:
- Определить сущность информатизации и комьютеризации образования.
- Рассмотрим положительные и отрицательные стороны информатизации образования.
- Раскрыть особенности внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения.
Методы исследования: теоретический анализ, синтез и обобщение литературы по проблеме информатизации образования.
Глава 1. Проблема информатизации и компьютеризации учебного процесса в педагогической и методической литературе
1.1. Сущность процессов информатизации и компьютеризации учебного процесса
Одно из важнейших направлений информатизации современного общества - информатизация образования - предполагает широкое использование средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе обучения, в управлении учебно-воспитательным процессом, автоматизации информационно-методического обеспечения учреждениями образования.
Зарубежный (А.Бенедек, А.Борк, Дж.Вейценбаум и др.), и отечественный опыт (Л.Х.Зайнутдинова, О.А.Козлов, А.А.Кузнецов, С.В.Панюкова, И.В.Роберт и др.) показывает, что ИКТ целесообразно применять при изучении всех учебных предметов. При этом средства информационно-коммуникационных технологий выступают как новые интерактивные средства обучения, обладающие целым рядом дидактических достоинств и позволяющие качественно изменить содержание, методы и формы обучения.
Для понимания роли информационных технологий в образовании необходимо вникнуть в суть этого понятия. Говоря об информационной технологии, в одних случаях подразумевают определённое научное направление, в других – конкретный способ работы с информацией. Таким образом, существует двоякая трактовка понятия «информационная технология»: как способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте и как совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами.
В каком-то смысле все педагогические технологии (понимаемые как способы) являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс всегда сопровождается обменом информацией между учителем и учеником. Но в современном понимании информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией.
Современные информационно-коммуникационные технологии рассматриваются как информационные технологии обучения, интегрирующие аудиовизуальную информацию любых форм (текст, графика, анимация и др.), реализующие интерактивный диалог пользователя с системой и разнообразие форм самостоятельной деятельности по обработке информации. Они представляют огромный диапазон возможностей для совершенствования учебного процесса и системы образования в целом [2].
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют, как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, так и внутренние факторы, связанные с распространением в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования, появлением необходимого опыта информатизации у все большего количества педагогов.
Информационные и телекоммуникационные технологии (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации [6].
Понятие технологии информатизации образования значительно шире, чем только технология использования информационных и телекоммуникационных технологий в сфере образования. Это понятие включает в себя весь комплекс приемов, методов, способов и подходов обеспечивающих достижение целей информатизации образования.