Актуальность проблемы обусловлена развитием двух параллельных процессов - усугублением экологических проблем планеты и их осмыслением населением Земли. Развитие деструктивных явлений в природе с беспокойством отмечается философами, учеными из области естествознания, экономики, гуманитарной сферы, передовой общественностью планеты (Д.Л.Медоуз, Б.Небел, Р.Лоб, Н.Н.Моисеев, А.Д.Урсул, В.И.Данилов-Данильян, В.М.Котляков, О.К.Дрейер, В.А.Лось, А.Г.Бусыгин).
Кризисное состояние биосферы - это результат ограниченного мировоззрения, неразвитого экологического сознания, низкого уровня экологической культуры у основной массы населения (С.В.Алексеев, А.И.Арнольдов, С.Н.Глазачев, В.И.Данилов-Данильян, Н.С.Дежникова, О.Н.Козлова, Б.Т.Лихачев, И.И.Мазур, С.М.Сухорукова). Следствием является нерациональное природопользование, интенсивная эксплуатация ресурсов планеты для получения максимальной прибыли и удовлетворения потребностей ныне живущего поколения.
Молодое поколение олицетворяет ближайшее и отдаленное будущее. Поэтому резко возрастают требования к экологическому воспитанию молодого поколения на всех этапах его развития и, в частности, к начальному этапу. Особая роль в этом процессе принадлежит начальной школе, задача которой – формирование экологической культуры младших школьников, ведь разрешение экологического кризиса лежит не только в области хозяйственно-экономической деятельности людей, но и в сфере нравственного совершенствования человека, его культуры взаимоотношений с природой и другими людьми.
Между экологией и культурой существует неразрывная связь: качество взаимодействия человека с окружающей его средой всегда отражает тот уровень культуры, носителем которого он является. Воспитание у молодого поколения экологической культуры поможет восстановить утраченное равновесие и гармонию в отношениях "человек - природа".
Культура - та область человеческого бытия, где следует искать ответы на экологические проблемы, поскольку в её основании лежат смысложизненные ценности или, как чаще говорят, общечеловеческие ценности. Поэтому культуроведческий подход к экологической проблематике представляется вполне корректным и оправданным.
Тот или иной уровень экологической культуры - результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе. Без изменений в культуре природопользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии, именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни.
Большинство педагогов связывают экологическое воспитание детей младшего школьного возраста лишь с привитием им любви и бережного отношения к природе. Между тем психолого-педагогические исследования последних десятилетий (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.Н. Николаева, И.Д. Зверев, И. Т. Суравегина) позволяют определить и конкретизировать предмет, содержание этого направления педагогики - связать их с исходными понятиями экологии. Именно привнесение научно-экологического подхода позволяет переориентировать ознакомление детей с природой на экологическое воспитание и уже в младшем школьном возрасте начать формирование экологической культуры.
Формирование экологической культуры младших школьников многими исследователями рассматривается в различных видах деятельности: учебной, внеучебной, игровой, театральной.
Театр как высшая форма воссоздающего художественными средствами реальную жизнь является незаменимым средством в воспитании детей любого возраста. Однако сегодня наблюдается недостаток научных работ по проблемам школьной театральной педагогики. В связи с этим встает вопрос о возвращении в общеобразовательную школу театральной педагогики, о необходимости сделать театральную педагогику обязательной и равноправной областью массового школьного образования.
Детская театральная педагогика представлена в работах А.А. Брянцева, В.М. Букатова, Р.А. Быкова, П.М. Ершова, А.П. Ершовой, Ю.П. Киселева, С.В. Образцова, Ю.И. Рубиной, А.И. Савостьянова, Н.И. Сац, В.С. Фридман, Е.К. Чухман и других авторов. Их творческое наследие, во-первых, позволило осветить роль и место в воспитании театральной культуры различных видов театрально-художественной деятельности – актерское, драматургическое, режиссерское, оформительское творчество и т.д. во-вторых, помогло в раскрытии воспитательного потенциала различных форм театрального образования – специализированные уроки театра в общеобразовательной школе, «театрализация» преподавания различных школьных предметов, школьный театр, студия, кружок и пр.
Театр несет в себе возможность экологического воспитания. Ребенок может быть не только зрителем, но и творцом, приняв деятельное участие в создании представления: сыграть роль, смастерить декорации, написать и обсудить сценарий - это один аспект. Второй заключается в том, что умело подобранные родителями пьесы способны оказать на психику ребенка целебное действие. Разыгрывая роль персонажа, наделенного определенными отрицательными чертами, ребенок может заметить их в себе и учится преодолевать, или, наоборот, культивировать положительные черты.
На наш взгляд, театральное творчество является оптимальным вариантом приобщения школьников не только к миру прекрасного, и является средством формирования экологической культуры. При этом следует отметить недостаточное количество научных работ по этой проблеме.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить ряд противоречий между: традиционными методами и формами экологического образования младших школьников и необходимостью поиска инновационных подходов к формированию их экологической культуры; потенциальными возможностями театральной деятельности и отсутствием эффективных форм ее использования при формировании экологической культуры младших школьников; необходимостью формирования экологической культуры у младших школьников и недостаточной разработанностью научно обоснованных подходов к ее формированию в условиях современной начальной школы.
Данные противоречия трансформируются в актуальную научную проблему: каковы педагогические условия формирования экологической культуры у младших школьников средствами театральной деятельности.
Таким образом, актуальность и недостаточная разработанность проблемы определили выбор темы исследования: «Формирование экологической культуры у младших школьников средствами театральной деятельности».
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия использования средств театральной деятельности в формировании экологической культуры младших школьников.
Объект исследования – формирование экологической культуры младших школьников.
Предмет исследования – театральная деятельность как средство формирования экологической культуры младших школьников.
Гипотеза исследования: процесс формирования экологической культуры младших школьников средствами театральной деятельности будет эффективным, если будут соблюдены следующие педагогические условия:
- определено содержание процесса формирования экологической культуры младших школьников;
- раскрыты возможности театральной деятельности в формировании экологической культуры младших школьников;
- учтены психологические особенности младших школьников как основа формирования экологической культуры младших школьников.
Задачи исследования:
- Проанализировать психолого-педагогическая литература по проблеме формирования экологической культуры у младших школьников.
- Раскрыть сущность театральной деятельности и ее возможности в формировании экологической культуры у младших школьников.
- Изучить психологические особенности младших школьников как основу формирования экологической культуры у младших школьников.
- Выявить уровень сформированности экологической культуры младших школьников.
- Разработать программу формирования экологической культуры младших школьников посредством театральной деятельности.
- Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Методологической основой исследования явились: теория деятельности и концептуальные идеи развития личности, отраженные в научных трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина; научная школа Д.Б. Кабалевского, теоретические разработки В.Л. Школяра и его учеников в педагогике искусства, а также концепция воспитания искусством Б.М. Неменского.
Теоретическую базу исследования составили следующие работы, касающиеся: методологических основ биолого-экологического образования, способствующих экологизации школьного образования Н. М. Верзилина, С. Н. Глазачева, В. П. Голова, И. Д. Зверева, О. Н. Пономаревой, Н. М. Черновой и др проблем экологического образования А. А. Вербицкого, Н. Ф. Винокуровой, С. Д. Дерябо, И. Д. Зверева, Б. М. Миркина, В. А. Левина и др.
Методы исследования: теоретические (изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования), эмпирические (тестирование, опрос), опытно-экспериментальная работа, включающая констатирующий, формирующий и контрольный этапы, методы обработки данных.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения формирования экологической культуры у младших школьников средствами театральной деятельности
1.1. Формирование экологической культуры у младших школьников как социально-педагогическая проблема
Истоки экологизации образования, формирования экологической культуры педагога и учащихся были заложены в трудах Я.А.Коменского, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого и др.
Большое внимание роли природы в формировании личности ребёнка уделяли В.Г.Белинский, А.И.Герцен, И.П.Павлов, Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский и др., которые подчёркивали значение общения ребёнка с природой для формирования его нравственных качеств.
С конца 60-х гг. XX в. и педагогическая наука активно разрабатывала проблему природоохранного просвещения школьников, что выражалось во включении в школьные программы и учебники по биологии и географии вопросов охраны природы, применения ресурсосберегающих технологий; в постановке задач развития у школьников положительного, бережного, нравственного отношения к природе; в рассмотрении вопросов влияния природоохранного просвещения на весь процесс становления личности ребенка, а также вопросами формирования экологической культуры в процессе обучения, воспитания и развития (И.Д.Зверев, А.Н.Захлебный, В.Г.Иоганзен, Е.С.Сластёнина, И.Т.Суравегина, А.П.Сидельковский, В.А.Левин).
Цели экологического образования, связанные с развитием экологической культуры, ответственного отношения к природе, экологизации мировоззрения учащихся раскрываются в работах С.Н.Глазачева, В.П.Голова, Д.И.Трайтака, Э.Ю.Шапоконе и др.
В теории педагогики обоснованы и развиты положения о содержании научных знаний о природе и способах их раскрытия, о формировании мировоззрения в процессе познания природы, о нравственно - эстетическом развитии школьника под воздействием природы, о месте и значении общения ребенка с природой в системе его образования.
Общие методологические и теоретические положения позволяют выделить принципы экологического образования [12, с.43].
1.Междисциплинарный подход в формировании экологической культуры школьников.
Реализация междисциплинарного подхода требует выделения межпредметных связей и обеспечения обобщения межпредметных подходов. Выделение межпредметных связей в экологическом образовании предполагает согласование содержания и методов раскрытия законов, принципов и способов оптимального взаимодействия общества с природой на всех уровнях экологических знаний, которые изучаются в различных учебных предметах. В то же время важно сочетать логику развития ведущих идей и понятий, входящих в содержание того или иного учебного предмета с последовательным углублением и обобщением экологических идей и понятий.
2.Систематичность и непрерывность изучения экологического материала.
Последовательное достижение цели и задач образования по вопросам окружающей среды требует разработки системы содержания, методов и организационных форм учебно-воспитательного процесса. Эта система предполагает вычленение ведущих идей и понятий, установление их взаимосвязи и развития.
Системно-структурный подход позволяет отобрать элементы знаний, распределить их в определенной последовательности, органично связать с системой содержания основ наук. Этот подход позволяет восполнить пробелы в экологических знаниях учащихся, равномерно изучать виды экологических взаимосвязей. Экологическое образование должно стать непрерывным, охватывая все этапы дошкольного, школьного и послешкольного образования.