Курсовая работа|Педагогика

Средства театральной деятельности в формировании экологической культуры младших школьников

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2010 | Страниц: 41

Введение. 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения формирования экологической культуры у младших школьников средствами театральной деятельности. 

1.1. Формирование экологической культуры у младших школьников как социально-педагогическая проблема. 

1.2. Возможности театральной деятельности в формировании экологической культуры.

1.3. Психологические особенности младших школьников как основа формирования экологической культуры средствами театральной деятельности. 

Выводы.

Список литературы.

Актуальность проблемы обусловлена развитием двух параллельных процессов - усугублением экологических проблем планеты и их осмыслением населением Земли. Развитие деструктивных явлений в природе с беспокойством отмечается философами, учеными из области естествознания, экономики, гуманитарной сферы, передовой общественностью планеты (Д.Л.Медоуз, Б.Небел, Р.Лоб, Н.Н.Моисеев, А.Д.Урсул, В.И.Данилов-Данильян, В.М.Котляков, О.К.Дрейер, В.А.Лось, А.Г.Бусыгин).

Кризисное состояние биосферы - это результат ограниченного мировоззрения, неразвитого экологического сознания, низкого уровня экологической культуры у основной массы населения (С.В.Алексеев, А.И.Арнольдов, С.Н.Глазачев, В.И.Данилов-Данильян, Н.С.Дежникова, О.Н.Козлова, Б.Т.Лихачев, И.И.Мазур, С.М.Сухорукова). Следствием является нерациональное природопользование, интенсивная эксплуатация ресурсов планеты для получения максимальной прибыли и удовлетворения потребностей ныне живущего поколения.

Молодое поколение олицетворяет ближайшее и отдаленное будущее. Поэтому резко возрастают требования к экологическому воспитанию молодого поколения на всех этапах его развития и, в частности, к начальному этапу. Особая роль в этом процессе принадлежит начальной школе, задача которой – формирование экологической культуры младших школьников, ведь разрешение экологического кризиса лежит не только в области хозяйственно-экономической деятельности людей, но и в сфере нравственного совершенствования человека, его культуры взаимоотношений с природой и другими людьми.

Между экологией и культурой существует неразрывная связь: качество взаимодействия человека с окружающей его средой всегда отражает тот уровень культуры, носителем которого он является. Воспитание у молодого поколения экологической культуры поможет восстановить утраченное равновесие и гармонию в отношениях "человек - природа".

Культура - та область человеческого бытия, где следует искать ответы на экологические проблемы, поскольку в её основании лежат смысложизненные ценности или, как чаще говорят, общечеловеческие ценности. Поэтому культуроведческий подход к экологической проблематике представляется вполне корректным и оправданным.

Тот или иной уровень экологической культуры - результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе. Без изменений в культуре природопользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии, именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни.

Большинство педагогов связывают экологическое воспитание детей младшего школьного возраста лишь с привитием им любви и бережного отношения к природе. Между тем психолого-педагогические исследования последних десятилетий (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.Н. Николаева, И.Д. Зверев, И. Т. Суравегина) позволяют определить и конкретизировать предмет, содержание этого направления педагогики - связать их с исходными понятиями экологии. Именно привнесение научно-экологического подхода позволяет переориентировать ознакомление детей с природой на экологическое воспитание и уже в младшем школьном возрасте начать формирование экологической культуры.

Формирование экологической культуры младших школьников многими исследователями рассматривается в различных видах деятельности: учебной, внеучебной, игровой, театральной.

Театр как высшая форма воссоздающего художественными средствами реальную жизнь является незаменимым средством в воспитании детей любого возраста. Однако сегодня наблюдается недостаток научных работ по проблемам школьной театральной педагогики. В связи с этим встает вопрос о возвращении в общеобразовательную школу театральной педагогики, о необходимости сделать театральную педагогику обязательной и равноправной областью массового школьного образования.

Детская театральная педагогика представлена в работах А.А. Брянцева, В.М. Букатова, Р.А. Быкова, П.М. Ершова, А.П. Ершовой, Ю.П. Киселева, С.В. Образцова, Ю.И. Рубиной, А.И. Савостьянова, Н.И. Сац, В.С. Фридман, Е.К. Чухман и других авторов. Их творческое наследие, во-первых, позволило осветить роль и место в воспитании театральной культуры различных видов театрально-художественной деятельности – актерское, драматургическое, режиссерское, оформительское творчество и т.д. во-вторых, помогло в раскрытии воспитательного потенциала различных форм театрального образования – специализированные уроки театра в общеобразовательной школе, «театрализация» преподавания различных школьных предметов, школьный театр, студия, кружок и пр.

Театр несет в себе возможность экологического воспитания. Ребенок может быть не только зрителем, но и творцом, приняв деятельное участие в создании представления: сыграть роль, смастерить декорации, написать и обсудить сценарий - это один аспект. Второй заключается в том, что умело подобранные родителями пьесы способны оказать на психику ребенка целебное действие. Разыгрывая роль персонажа, наделенного определенными отрицательными чертами, ребенок может заметить их в себе и учится преодолевать, или, наоборот, культивировать положительные черты.

На наш взгляд, театральное творчество является оптимальным вариантом приобщения школьников не только к миру прекрасного, и является средством формирования экологической культуры. При этом следует отметить недостаточное количество научных работ по этой проблеме.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить ряд противоречий между: традиционными методами и формами экологического образования младших школьников и необходимостью поиска инновационных подходов к формированию их экологической культуры; потенциальными возможностями театральной деятельности и отсутствием эффективных форм ее использования при формировании экологической культуры младших школьников; необходимостью формирования экологической культуры у младших школьников и недостаточной разработанностью научно обоснованных подходов к ее формированию в условиях современной начальной школы.

Данные противоречия трансформируются в актуальную научную проблему: каковы педагогические условия формирования экологической культуры у младших школьников средствами театральной деятельности.

Таким образом, актуальность и недостаточная разработанность проблемы определили выбор темы исследования: «Формирование экологической культуры у младших школьников средствами театральной деятельности».

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия использования средств театральной деятельности в формировании экологической культуры младших школьников.

Объект исследования – формирование экологической культуры младших школьников.

Предмет исследования – театральная деятельность как средство формирования экологической культуры младших школьников.

Гипотеза исследования: процесс формирования экологической культуры младших школьников средствами театральной деятельности будет эффективным, если будут соблюдены следующие педагогические условия:

- определено содержание процесса формирования экологической культуры младших школьников;

- раскрыты возможности театральной деятельности в формировании экологической культуры младших школьников;

- учтены психологические особенности младших школьников как основа формирования экологической культуры младших школьников.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогическая литература по проблеме формирования экологической культуры у младших школьников.
  2. Раскрыть сущность театральной деятельности и ее возможности в формировании экологической культуры у младших школьников.
  3. Изучить психологические особенности младших школьников как основу формирования экологической культуры у младших школьников.
  4. Выявить уровень сформированности экологической культуры младших школьников.
  5. Разработать программу формирования экологической культуры младших школьников посредством театральной деятельности.
  6. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.

Методологической основой исследования явились: теория деятельности и концептуальные идеи развития личности, отраженные в научных трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина; научная школа Д.Б. Кабалевского, теоретические разработки В.Л. Школяра и его учеников в педагогике искусства, а также концепция воспитания искусством Б.М. Неменского.

Теоретическую базу исследования составили следующие работы, касающиеся: методологических основ биолого-экологического образования, способствующих экологизации школьного образования Н. М. Верзилина, С. Н. Глазачева, В. П. Голова, И. Д. Зверева, О. Н. Пономаревой, Н. М. Черновой и др проблем экологического образования А. А. Вербицкого, Н. Ф. Винокуровой, С. Д. Дерябо, И. Д. Зверева, Б. М. Миркина, В. А. Левина и др.

Методы исследования: теоретические (изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования), эмпирические (тестирование, опрос), опытно-экспериментальная работа, включающая констатирующий, формирующий и контрольный этапы, методы обработки данных.

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения формирования экологической культуры у младших школьников средствами театральной деятельности

1.1. Формирование экологической культуры у младших школьников как социально-педагогическая проблема

Истоки экологизации образования, формирования экологической культуры педагога и учащихся были заложены в трудах Я.А.Коменского, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого и др.

Большое внимание роли природы в формировании личности ребёнка уделяли В.Г.Белинский, А.И.Герцен, И.П.Павлов, Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский и др., которые подчёркивали значение общения ребёнка с природой для формирования его нравственных качеств.

С конца 60-х гг. XX в. и педагогическая наука активно разрабатывала проблему природоохранного просвещения школьников, что выражалось во включении в школьные программы и учебники по биологии и географии вопросов охраны природы, применения ресурсосберегающих технологий; в постановке задач развития у школьников положительного, бережного, нравственного отношения к природе; в рассмотрении вопросов влияния природоохранного просвещения на весь процесс становления личности ребенка, а также вопросами формирования экологической культуры в процессе обучения, воспитания и развития (И.Д.Зверев, А.Н.Захлебный, В.Г.Иоганзен, Е.С.Сластёнина, И.Т.Суравегина, А.П.Сидельковский, В.А.Левин).

Цели экологического образования, связанные с развитием экологической культуры, ответственного отношения к природе, экологизации мировоззрения учащихся раскрываются в работах С.Н.Глазачева, В.П.Голова, Д.И.Трайтака, Э.Ю.Шапоконе и др.

В теории педагогики обоснованы и развиты положения о содержании научных знаний о природе и способах их раскрытия, о формировании мировоззрения в процессе познания природы, о нравственно - эстетическом развитии школьника под воздействием природы, о месте и значении общения ребенка с природой в системе его образования.

Общие методологические и теоретические положения позволяют выделить принципы экологического образования [12, с.43].

1.Междисциплинарный подход в формировании экологической культуры школьников.

Реализация междисциплинарного подхода требует выделения межпредметных связей и обеспечения обобщения межпредметных подходов. Выделение межпредметных связей в экологическом образовании предполагает согласование содержания и методов раскрытия законов, принципов и способов оптимального взаимодействия общества с природой на всех уровнях экологических знаний, которые изучаются в различных учебных предметах. В то же время важно сочетать логику развития ведущих идей и понятий, входящих в содержание того или иного учебного предмета с последовательным углублением и обобщением экологических идей и понятий.

2.Систематичность и непрерывность изучения экологического материала.

Последовательное достижение цели и задач образования по вопросам окружающей среды требует разработки системы содержания, методов и организационных форм учебно-воспитательного процесса. Эта система предполагает вычленение ведущих идей и понятий, установление их взаимосвязи и развития.

Системно-структурный подход позволяет отобрать элементы знаний, распределить их в определенной последовательности, органично связать с системой содержания основ наук. Этот подход позволяет восполнить пробелы в экологических знаниях учащихся, равномерно изучать виды экологических взаимосвязей. Экологическое образование должно стать непрерывным, охватывая все этапы дошкольного, школьного и послешкольного образования.

  1. Алексеев В.П. Природа и общество: этапы взаимодействия // Экология и жизнь. - 2002. - №2. - С.4-8.
  2. Бирюкова Н.А. Развитие непрерывного экологического образования в современных условиях // Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи. – 2005. - №8. – С.6-7.
  3. Газман О.С. Базовая культура и самоопределение личности // Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы: сб. науч. тр. - М., 1989. - С.150-169.
  4. Глазачев С.Н. Сохраним ценности экологической культуры // Начальная школа. – 1998. – №6. – С.13-14.
  5. Глазачев С.Н. Экологическая культура учителя. – М.: Современный писатель, 1998. – 431 с. С.100-121.
  6. Глазачев С.Н., Когай Е.А. Экологическая культура и образование: Очерки социальной экологии. – М.: Горизонт, 1999. – 173 с.
  7. Глобализация и устойчивое развитие: экологические аспекты / К.Я. Кондратьев, В.Ф. Крапивин, Х. Лакаса, В.П. Савиных. - СПб.: Наука, 2005. - 239 с.
  8. Горелов А.А. Экология. - М.: Высшее образование, 2007. - 191 с.
  9. Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 63 с. – С.6-8.
  10. Дерябо С.Д. Две модели экологии // Человек. - 1998. - №1. - С.34-40.
  11. Дерябо С.Д. Субъективное отношение к природе детей дошкольного и младшего школьного возраста // Начальная школа. – 1998. – №6. – С.19-26.
  12. Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 480 с.
  13. Дубровина И.В. Психология. - М.: Академия, 2001. - 464 с.
  14. Королева А. Школа тигров и леопардов: Безграничные возможности экологического образования // Начальная школа. – 1998. – №6. – С.59-62.
  15. Красилов В.А. Природа в общественной жизни и культуре // Экология и жизнь. - 2003. - №3. - С.38-40.
  16. Краснопольский Б.Х. Окружающая среда и проблемы выживания человечества // Использование и охрана природных ресурсов в России. - 2007. - №4. - С.123-134.
  17. Лещинский В.И. Педагогическая технология личностной ориентации. – Воронеж: Изд-во им. Е.А. Болховитинова, 2001. – 157 с.
  18. Лось В.А. Экология. - М.: Экзамен, 2006. - 478 с.
  19. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. - М.: Просвещение, 1977. - 224 с.
  20. Моисеев Н. Экология в современном мире // Наука и жизнь. - 1998. - №3. - С.2-10.
  21. Моисеев Н.Н. Экологическое образование и экологизация образования / Н. Н. Моисеев // Биология в школе. – 1996. - № 3. – С. 29-32.
  22. Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами театрального искусства: сб.научн.тр. / Редкол.: Ю.И. Рубина. – М., 1984. – 104 с.
  23. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учеб. пособие для студ. психол. фак. вузов/ А. Б. Орлов. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.
  24. Пахомов А.П. Методические рекомендации по формированию у детей мотивации к овладению экологическими знаниями // Начальная школа. – 1998. – №6. – С.26-28.
  25. Петров К.М. Общая экология: Взаимодействие общества и природы. - СПб.: Химия, 1998. - 351 с.
  26. Реймерс Н. Ф. Начала экологических знаний. – М. : МНЭПУ, 1993. – 262 с.
  27. Салеева Л.П. Опыт экологического воспитания младших школьников // Начальная школа. – 1991. - №4. – С.24-26.
  28. Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии: Монография/ В. В. Сериков. – Волгоград: Перемена, 1994. – 152 с.
  29. Симонова Л.П. О перспективах развития экологического образования в начальное школе // Начальная школа. – 1998. – №6. – С.14-19.
  30. Хозиев В.Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников. – М.: Академия, 2002. – 272 с.
  31. Экологическое воспитание детей: методическое пособие для воспитателей. – Краснодар: Эдви, 1995 – 182 с.
  32. Ясвин В.А. История и психология формирования экологической культуры. – М.: Наука, 1999. – 100 с.
  33. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. – М.: Смысл, 2000. – 456 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское