Введение.
- Общая характеристика понятия «стенгазета».
1.1 Определение и история.
1.2 Виды стенгазет.
1.3 Жанры, используемые в стенной газете.
- Анализ использования стенгазеты в современных СМИ.
2.1 Характеристика современных СМИ.
2.2 Анализ стенгазеты в современных СМИ.
Заключение.
Библиографический список.
Актуальность исследования определяется тем, что в последние десятилетия существенно изменились место и роль средств массовой информации в жизни современного российского общества. Сегодня СМИ характеризуют такими пышными титулами, как «великий арбитр», «четвёртая ветвь власти».
Средства массовой информации стали неотъемлемой частью нашего существования. Зачастую мы даже не осознаем, что нас так привязало к телеэкрану, введя в практически физическую зависимость от него, или почему, особенно молодежь, и дня не может обойтись без выхода в Internet. Невозможно представить себе жизнь без телевизора, который, например, в российской глубинке, кроме слухов, конечно, является единственным средством связи с остальным миром, радио, а еще газет и журналов. Многие из нас попросту не задумываются, насколько велико значение средств массовой информации, скрываемых за аббревиатурой СМИ.
Мы живем в пору, когда ключевую роль в формировании и создании культурных концепций играют средства массовой информации (СМИ). СМИ не просто отображают общество, они помогают сделать мир таким, каким про него пишут.
Общение является фундаментальной потребностью в человеческом обществе. Еще задолго до того, как люди овладели простыми формами письменности, они уже использовали слова для выражения своих мыслей, чувств и описания объектов. Но культура, которая держится только на устной речи, не может оставить про себя, ни одного упоминания. Межличностное общение в такой культуре требует личного контакта собеседника, а передать информацию отдаленному адресату можно только надеясь на (часто ненадежную) память других людей. Зарождение письменности, красной письменности и появление первого печатного станка (в начале XVI в.) необычайно расширились возможности человеческого общения во времени и пространстве.
В результате таких изменений возникла пресса, создавши массовые аудитории – большие собрания людей, которые получали печатные сообщения, которые им посылали не как индивидуумам, а как членам группы. Теперь примером СМИ являются газеты, журналы, фоторепортажи, радио, телевидение и Интернет. Одной из характерных черт СМИ является их односторонняя направленность, которая дает им возможность фактически неограниченного влияния на свою аудиторию. Это касается не только новостей и аналитических передач или статей, но и развлечений тоже.
Данная курсовая работа посвящена вопросу исследования стенгазеты как элемента СМИ.
Теоретическая база исследования. Исследуемая тема вызывает устойчивый интерес со стороны специалистов в области журналистики и массовой коммуникации. В ходе работы мы опирались на работы следующих ученых: В.В.Ворошилова, Я.С. Воскобойникова, В.М. Горохова, А.М. Земляковой, С.Г. Корконосенко, Л.М. Нырковой, А.И. Станько, Дж. Уллмена, А.А. Тертычного, В.П. Терина и других.
Объект исследования – средства массовой информации. Предмет – стенгазета как элемент СМИ.
Цель работы – дать анализ стенгазеты как элемента СМИ. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- Изучить литературу по данной проблеме;
- Рассмотреть общую характеристику понятия «стенгазета»;
- Провести анализ использования стенгазеты в современных СМИ.
Практическая значимость работы связана с возможностью использования практического материала при подготовке курсов «Теория и практика массовой информации», «Журналистика» и других.
В ходе работы мы использовали следующие методы исследования:
- Метод сплошной выборки;
- Метод анализа;
- Систематизации и обобщения;
- Метод компонентного анализа.
Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, теоретической главы, практической главы, заключения и списка литературы.
1. Общая характеристика понятия «стенгазета»
1.1 Определение и история
По определению А.А. Тертычного, стенная газета – газета, которая сочетает самодеятельность в живописи, поэзии и искусстве составления поздравительных текстов. Делается она, в основном, на листе формата А1. Обычно посвящается праздникам или текущим событиям.[1]
Во всей истории стенной газеты существовала целый ряд синонимов: стенная газета, стенгазета, стенгаз, стенновка, стеннуха, стеннушка, стенка и просто стенная. Понятие «стенгазета» можно найти в словаре Ушакова, МАСе, БАСе , и у Ожегова, «стенновка» - только у Ушакова, в БАСе, а остальные варианты понятия ушли из словоупотребления.
БАС и МАС дают одинаковые определения стенгазеты: это «стенная газета». В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой есть уточнение: «Стенгазета - сокращение стенная газета - вывешиваемая на стене рукописная или машинописная газета, орган местной общественной организации». В этом толковании проявляются две нормализаторские тенденции: языковая и идеологическая. Стенгазета - литературное слово, которого вполне достаточно для обозначения понятия, поэтому все просторечные формы (стенка и стеннушка), не фиксируются. «Местная общественная организация» - необходимая идеологическая составляющая: действительно, в советскую эпоху выпуск самопальных стенгазет не приветствовался, что и отразил, наряду с лексическим значением, словарь Ожегова-Шведовой. В «Толковом словаре языка Совдепии» В. Мокиенко и Т. Никитиной (1998) находим уже не только стенгазету, но и синонимы: стенная, стенгаз (без толкования).[2]
По мнению А.А. Тертычного, как уже говорилось выше, «стенгазета - вид изобразительного народного творчества», «делается, в основном, на листе формата А1», «обычно посвящается праздникам или текущим событиям». Однако отметим, что в советском прошлом все было немного иначе.[3]
Как массовый культурный феномен стенгазета распространяется с середины 1920-х, то есть в связи с общей демократизацией печати в эпоху нэпа. В это время нет общих требований к оформлению стенгазет, поэтому, несмотря на попытки ввести в обязательную практику написание в верхней части газеты лозунга «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и название выпускающей организации, многие стенгазетчики не считают нужным это делать. После XIII съезда ВКП(б) (май 1924), который специально обсудил вопросы организации стенгазет, проводятся многочисленные конкурсы стенновок на всесоюзном, республиканском, губернском, городском и т. д. уровнях. Стенгазеты, представленные на конкурсах, просто поражают размерами: начинаешь сомневаться в бумажном дефиците этого времени. Вот пример из статьи «Стенновка» (БАС): «Его выбрали в редколлегию заводской газеты, и он по ночам сидел в столярном цехе и разрисовывал огромные полотнища стенновок.» (Катерли, Бронз. прялка, 8).
[1] Тертычный А.А. Стенная газета: история и развитие. – М., 2009, с. 56
[2] Там же, с. 58
[3]Тертычный А.А. Стенная газета: история и развитие. – М., 2009, с. 56