ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ
1.1 Понятие и виды коммуникативных барьеров
1.2 Способы преодоления коммуникативных барьеров
- АНАЛИЗ КОММУНИКАТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ НА ПРИМЕРЕ ООО «АВИА +»
2.1 Общая характеристика компании. SWOT-анализ ООО «Авиа+»
2.2 Анализ коммуникативных процессов в организации
2.3 Рекомендации по преодолению коммуникативных барьеров в ООО «Авиа +»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы исследования заключается в том, что современный мир становится все более глобализированным и многоязычным. Люди со всех уголков мира вступают в контакт друг с другом, делают бизнес и сотрудничают в различных сферах. Однако, при взаимодействии международных сообществ, встречаются коммуникативные барьеры, которые могут стать препятствием в достижении общих целей.
Исследование коммуникативных барьеров и способов их преодоления является сегодня важной темой. Существуют различные причины, по которым возникают коммуникативные проблемы. Они могут быть связаны с языковыми различиями, культурными особенностями или отличиями в общении. В любом случае, проблемы связанные с коммуникацией могут привести к недопониманию, конфликту и неэффективному взаимодействию.
Для преодоления этих барьеров необходимо использовать разнообразные стратегии. Одной из них является изучение языков и культур, что помогает лучше понимать партнеров и налаживать с ними успешное общение. Также важно учитывать контекст и обстановку, в которой происходит общение. Необходимо уважительно относиться к культурным различиям и считаться с ними.
Исследование коммуникативных барьеров и способов их преодоления играет важную роль в развитии международных отношений, бизнеса и культурного обмена. Оно помогает находить новые пути взаимодействия и достижения общих целей, что способствует развитию глобального сообщества.
Тема исследования рассматривалась такими учеными, как Т. З. Адамьянц, О. Г. Башарова, Д. П. Гавра, А. В. Жиганова, А. В. Конькова, Т. В. Копытова, В. Ю. Кравцова, Э. А. Кулухова и т.д.
Объект исследования – ООО «Авиа+».
Предмет исследования – коммуникативные барьеры в деятельности организации и пути преодоления.
Цель работы состоит в изучении коммуникативных барьеров и способов их преодоления.
Задачи исследования:
- Рассмотреть понятие и виды коммуникативных барьеров;
- Изучить способы преодоления коммуникативных барьеров;
- Дать общую характеристику компании, SWOT-анализ ООО «Авиа+»;
- Провести анализ коммуникативных процессов в организации;
- Разработать рекомендации по преодолению коммуникативных барьеров в ООО «Авиа +».
Цели и задачи настоящей работы предопределили выбор следующих методов исследования: наблюдение, сравнение, опрос, анализ литературы.
Теоретическая значимость работы состоит в обобщении знаний о коммуникациях и способах их преодоления. Практическая значимость определяется возможностью применения результатов исследования в совершенствовании деятельности организаций.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, список литературы из 17 источников. Общий объем – 25 страниц машинописного текста.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ
1.1 Понятие и виды коммуникативных барьеров
Каждый де нь мы ста лкиваемся с огр омным количеством со вершенно раз ных людей, с кот орыми на м не обходимо об щаться. И далеко не с каждым чело веком у на с по лучается на йти об щий язык, а с кем - то у на с во зникают конкретные труд ности. Над этими про блемами важн о и нужно раб отать, до статочно по лучить на выки конструктивного об щения с пре одолением барьеров коммуникации. Под коммуникативными барьерами по нимается пре пятствие психологического вид а во врем я пер едачи инф ормации[1].
Психология об щения является важн ой час тью на уки психологии и им енно по этому ее основ ная опора - при нципы, при меняющиеся в психологии. Есть огр омное множество по дходов, из учающих раз личные сто роны об щения. Один из основ ных по дходов – А. С. Самарина, куда входят след ующие со ставляющие:
- Коммуникативно - инф ормационный, сущность кот орого в об мене инф ормации между людьми;
- Гносеологический, где чело века рас сматривают как субъект/об ъект по знания со циума;
- Нормативный, когда из учают роль, знач имость и место коммуникации при пер едаче инф ормации и форм ирования по веденческих стереотипов;
- Практическо - со циальный, когда об щение по дразумевается, как об мен;
- Интеракционный, где об щение - взаимодействие субъектов;
- Семиотический, об щение в кот ором об означается как сис тема знаков;
- Аксиологический, когда суть об щение - это взаимообмен цен ностями[2].
При взаимодействии чело века с друг ими людьми об щение рас сматривается в не скольких основ ных на правлениях: осознание и при нятие со циальных цен ностей, а так же реализация творческих инд ивидуальных особ енностей.
Еще одним по ниманием об щения по делилась В. Ю. Кравцова, кот орая считала, что об щение - личностный и со циальный про цесс взаимодействия, когда про исходит не тол ько реализация по строения от ношений, но и по нимание, осознание норм со циума. Основой об щения она считала про цесс пер едачи об щественных норм . Важно вы делить след ующую ее мысль: чело век по ддается влиянию об щества, гов орит с по рой на мысли, цен ности и по ступки друг их людей. Объединив эти две мысли, мож но по нять, что для В. Ю. Кравцовой об щение бы ло не тол ько сред ством пер едачей цен ностей об щества, но так же и регулятором усвоения этих цен ностей инд ивидом[3].
Т. В. Шарапова из учает об щение, как про цесс взаимодействия между людьми, основ ой кот орого является пер едача и об мен инф ормации при ис пользовании со вершенно раз ных способ коммуникаций для того, чтобы между людьми установились по ложительные от ношения[4].
Также, из учением тем ы об щения из учал Д. П. Гавра, кот орый гов орил о том, что коммуникации считаются важн ым факт ором существ ования как от дельного чело века, так и все го мира в целом[5]. Известный философ Л.П. Буева считала, что в про цессе коммуникаций инд ивид по нимает, осознает и при нимает раз личные форм ы по ведения в со циуме. М.С. Каган рас сматривал про цесс об щения, как коммуникативный тип де ятельности[6].
Барьеры коммуникации включают в себя бол ьшое число факт оров, слу жащие основ ными при чинами конф ликтов. У людей, кот орые об щаются друг с друг ом час то со вершенно раз ные желания, характер ы, манеры об щения, на строение и сам очувствие. И из - за сто лкновение этих при чин и по являются коммуникативные барьеры, кот орые при водят к по явлению конф ликтов.
В так ой на уке, как психология, по д конф ликтом по нимается сто лкновение со вершенно раз ных мне ний и идей, кот орые про тивоположны и не совместимы друг с друг ом.
Под конф ликтом при нято по нимать встреча двух и бол ее со вершенно
про тивоположных, раз ных мне ний, идей и тенденций. И для того, чтобы успешно пре одолевать барьеры коммуникаций, важн о по лучить базовые знаний. Для на чала не обходимо за лезть в сам ое на чало ис тории спор ов и конф ликтов и по нимать то, какая же при чина сто лкновений. Каждый по ступок, каждая фраза чело века де лается и гов орится не про сто так , везде есть сво и мотивы, инт ересы и цели. В конф ликте точно так же, вед ь про исходит сто лкновение про тивоположных инт ересов, когда во зможно про изойдет ущемление инт ересов и мне ния одно го из партнёров по об щению. Если чело век пре пятствует удовлетворению по требности друг ого, то это является ис токами конф ликтами, а основ ными при чинами - плохое на строение, сам очувствие, тяжелый характер и многое друг ое, они же и являются катализаторами. Именно эти при чины дают по нять то, когда конф ликт на чнется и за кончится, какой он буд ет по длительности[7].
Н. И. Салихов в сво ей раб оте пре дставил так ие уровни барьеров не понимания, как фонетический, семантический, стилистический и логический. Дальше раз берем каждый из них бол ее по дробно:
- Фонетический барьер, во зникающий при раз говорах на ино странном языке; при раз говоре с чело веком, у кот орого акцент или не внятное про изношении. Для пре одоления этого барьера не обходимо гов орить грамотно и раз борчиво, важн о учитывать особ енности чело века, с кот орым вед ется диалог. Обратная связь с со беседником является важн ым
факт ором.
- Семантический барьер по является тогда, когда люди гов орят на одно м языке, но им все же сложно по нять друг друг а. Собеседник ис пользует жаргонные слов а, тайные языки, так же у ис пользуемого слов а не сколько знач ений. Для пре одоления этого барьера важн о гов орить про стым языком и за ранее раз ъяснить раз ное по нимание ключевых слов .
- Стилистический барьер во зникает из - за при менения раз личных сред ств языка при вы ражении мыслей, за висит от стиля пер едачи инф ормации. Стиль из ложения материала очень тяжелый и легковесный, то есть не со ответствует со держанию, и со беседник его не по нимает, во зможно даже от казывается по нимать. Для пре одоление дан ного барьера важн о верно структур ировать инф ормацию для пер едачи.