ВВЕДЕНИЕ
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ
1.1 Сущность управления человеческим капиталом
1.2 Факторы влияния быстроменяющейся среды на управления человеческим капиталом
1.3 Мировые тенденции и пути развития управления
человеческим капиталом
- АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ООО
«ИННСКРИПТА ИНТЕРНЕШНЛ»
2.1 Краткая производственно-экономическая характеристика компании и анализ факторов внешней и внутренне среды
2.2 Диагностика системы управления человеческим капиталом
3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ
3.1 Предлагаемые мероприятия по совершенствованию системы управления человеческим капиталом в условиях быстро меняющейся среды
3.2 Оценка экономической эффективности предлагаемых
мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Факт того, что управление человеческим капиталом становится важнейшим трендом можно проследить и в том, что все больше передовых компаний уделяют этому вопросу все больше внимания, внедряют передовые IT решения, разрабатывают стратегии развития и управления, а также инвестируют существенные средства в это направление.
Очень важно для любого предприятия планомерно модернизировать схему системы управления человеческим капиталом, изучать конкурентов и мировые тренды.
Предметом исследования является система управления человеческим капиталом организации.
Объектом исследования является компания ООО «Инноскрипта интернешнл».
Методы исследования. Теоретической и методологической основой исследования являются работы ведущих отечественных и мировых ученых в области управления человеческим капиталом.
При проведении исследования были использованы анализ, моделирование, экономико-статистические методы и методы экспертных оценок.
Целью данной работы является анализ методов управления и развития человеческого капитала, в условиях быстро меняющейся среды, а также разработка мероприятий по совершенствованию системы управления человеческим капиталом на предприятии. Для достижения вышеуказанной цели, необходимо решить следующие задачи:
- Анализ теоретических основ управления человеческим капиталом.
- Анализ методов управления человеческим капиталом организации в условиях быстро меняющейся среды.
- Комплексный анализ внешней и внутренней среды ООО «Инноскрипта интернешнл».
- Разработка мероприятий по совершенствованию системы управления человеческим капиталом организации в условиях быстро меняющейся среды.
Актуальность заключается в том, что в условиях перехода многих сфер экономики на цифровую, особенно важен, становится вопрос повышения эффективности методов оценки и приращения человеческого капитала. В связи с автоматизацией многих рабочих мест, во главу угла становятся уникальные качества сотрудников.
Итогом данной работы будут, является мероприятия по совершенствованию системы управления человеческим капиталом в условиях быстро меняющейся среды, а также модернизированная система управления человеческим капиталом ООО «Инноскрипта интернешнл».
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ
1.1 Сущность управления человеческим капиталом
Необходимо начать нашу работу с того что бы дать весь спектр определений термину «человеческий капитал» имеющихся в научном мире.
Разбор и анализ термина «человеческий капитал», выявляет функции социальных институтов и дает также возможность увидеть влияния на рыночную данных факторов. Сформировали основы и направления развития понятия «человеческий капитал» такие экономисты как Г. Беккер, У. Боуэн, Т. Шульц [30, 39, 31, 43].
К понятию «человеческий капитал» экономисты чаще всего относят приобретенный запас знаний, умений, навыков. Важно отметить, что:
- данный запас знаний целесообразно использовать в той или иной сфере общественной деятельности;
- данный процесс использования способствует росту производительности труда и производства;
- использование данного запаса приводит к росту заработков (доходов) данного работника в будущем путём отказа от части текущего потребления;
- человеческие способности, дарования, знания и т. д. являются неотъемлемой частью каждого человека;
- мотивация является необходимым элементом для того, чтобы процесс воспроизводства (формирование, накопление, использование) человеческого капитала носил полностью завершенный характер.
Рассмотрим еще одно определение человеческого капитал в редакции Добрынина А.И. - это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в процессе труда, содействуя росту его производительности и заработка [19].
Бахшиян Д.В. и Зевеке О.Ю. охарактеризовали человеческий капитал в виде основного ресурса эффективного предприятия, как резонанса на вызовы современного мира [29].
Человеческий капитал - совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом [43]. Впервые термин использовал Теодор Шульц, а его последователь - Гэри Беккер развил эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению.
Человеческий капитал в широком определении - это интенсивный производительный фактор развития экономики, общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование человеческого капитала как производительного фактора развития.
Считается, что процесс управления человеческим капиталом организации должен быть направлен на следующие взаимосвязанные, взаимодополняющие факторы:
- люди;
- рабочие процессы;
- структуру управления;
- информацию;
- процессы принятие решений; - систему вознаграждения.
Если рассматривать человеческий капитал, говоря о бизнесе (микроуровень), то его можно описать как комбинацию из нескольких факторов: качеств человека и его способностей [24]. Так есть определенные качества, которые человек приносит в свою работу - это энергия и ум, позитивность, надежность, преданность. Способность человека учиться, означает одаренность, творческий характер личности, воображение и отличную смекалку.
Важно понимать, что человеческий капитал организации это значимая часть общего интеллектуального капитала организации.
Человеческий капитал - это не только нанятая организованная и компетентная рабочая сила. Человеческий капитал это хороший менеджмент, заключенные контракты со значимыми профессионалами важными для конкретной отрасли бизнеса. Так же важно понимать, что к человеческому капиталу компании относятся инновации (необязательно официально зарегистрированные) носителем которых является сотрудник.
Человеческий капитал - частично полученная с рождения далее приобретаемая в течение жизни совокупность навыков, умений, здоровья, психологического состояния, мотивации, а также интеллекта используемая для достижения личных целей в социуме. На уровне организаций - ключевой конкурентный актив, дающий возможность резкого роста, при правильном управлении и развитии.
Учитывая вышеизложенное, автором предлагается уточненное определение термина человеческий капитал: Человеческий капитал организации - совокупность знаний, навыков, умений, здоровья, психологического состояния, мотивации, а также интеллекта сотрудников, используемая организацией для достижения своих целей.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, о том, что понятие и сущность «человеческий капитал» являются крайне широкими и подразделяются на множество видов и характеристик. Это свидетельствует о важности данной сущности, как в теоретической науке, так и в практике.
1.2 Факторы влияния быстроменяющейся среды на управления человеческим капиталом
В последние годы, все больше сфер экономики становится цифровым и автоматизированным, в связи с этим сокращаются традиционные рабочие места. Человеческий капитал, его планирование и развитие становится крайне важным для огромного количества людей во всех сферах экономики.
Один из основных факторов, влияющих на необходимость трансформации систем управления на текущий момент это переход на цифровую экономику.
В статье ученых британских экономистов М. Осборна и К. Фрея [40] касательно влияния цифровой трансформации на управление человеческим капиталом, есть прогнозы, что в Соединенных Штатах Америки к 2024 году будут «уничтожены роботами» до 47% рабочих мест, существующих на данный момент.
Существует аналитика Мирового банка, из которой следует, что для КНР данный показатель составит и вовсе 78%. По данным International Labour Organization (Международная организация труда) в странах Юго-Восточной Азии под угрозой находятся около 55% всех низкоквалифицированных работников.
Особенно остро стоит вопрос эффективного использования человеческих ресурсов в новых условиях. Для того что бы глубже понять происходящие процессы и понять тренды в использовании человеческих ресурсов, необходимо детально погрузиться в вопрос перехода «среднего класса» в «прекариат».
Прекариат (от лат. precarium - нестабильный, негарантированный и «пролетариат») - новейший социальный класс работников с временной или частичной занятостью, которая носит постоянный и устойчивый характер. Автор термина - британский экономист Гай Стэндинг) [5].
По данным на 2022 год «средний класс», который имел максимальное влияние, начиная с 1965 по 1975, начинает переходить на уровень «прекариата».
В научной литературе появилось новое словосочетание «Рикши 21 века». По сути, это те рабочие, которые находится в сегментах, являющихся цифровой экономикой. Если говорить другими словами это «внутренний аутсорсинг» - это поиск граждан своей страны, готовых работать на условиях условного «Бангладеша».
Некоторые авторы сравнивают данный процесс с колонизацией Америки в 18 веке.
Обычно к участникам прекариата относят:
- трудоспособное население, занятое постоянно на временной работе;
- мигранты;
- фрилансеры;
- сезонные рабочие; - временно безработные;
- различные студенты [40].
Отличительные черты прекариата:
- низкое положение в обществе;
- отсутствие социальных гарантии;
- отсутствие стабильной зарплаты;
- отсутствие профессиональных навыков у рабочих; - «выживание любой ценной»; - революционные взгляды [40].