Российская Федерация – правовое демократическое государство, основная задача которого состоит в обеспечении, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Основной закон нашего государства провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод – обязанностью государства. Устанавливая основные направления социальной политики государства, Конституция регламентирует, что в Российской Федерации охраняется здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные гарантии социальной защиты.
Одним из приоритетных направлений провозглашенной социальной политики, которое в значительной степени определяет уровень социального благополучия населения, является решение проблем, связанных с детьми- сиротами. Сиротство– острое социальное явление, избежать которое ни одно современное общество не в состоянии, в связи с чем каждое государство должно быть ориентировано на заботу о таких детях, как наиболее уязвимой социальной группы.
О значимости проблемы защиты детей, оставшихся без попечения родителей, в мировом сообществе свидетельствует постепенная имплементация норм международного права в национальную правовую систему России с целью разработки и внедрения в практику дополнительных мер правового характера. В ст.23 Конвенции о правах ребенка (1989 г.) закреплено право неполноценного в умственном или физическом отношении ребенка вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день признана обязанность за государством с пристальным вниманием относится к не защищенным слоям населения, среди которого весьма значительную часть занимают дети.
Как в правовой, так и в социальной сфере дети являются наименее защищенной группой населения. Такие негативные явления, как нестабильные браки, увеличение числа внебрачных рождений, как следствие, рост числа детей-сирот, безнадзорных и беспризорных детей, стали остро ощущаться после проведения социальных, экономических и политических перемен в России 1990-х.
Статистика показывает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечительства родителей являются наиболее слабо защищенным слоем населения.(430 829 детей на 2019 год)[1]. Прогнозируется уменьшение численности детей, что приведет к такой негативной тенденции, как сокращение демографических показателей нашей страны. Умы юридической науки отмечают, что проблема детей-сирот напрямую связана с бессилием государства, если решением проблемных вопросов детства не занимается гражданское общество с его многообразными инициативами, не скованными ведомственными рамками и интересами.
Социальная функция любого современного государства включает в себя компонент, который имеет очень важное значение, так как суть его состоит в том, что государство должно заботится о малоимущих слоях населения, сирота и т.д. Помимо всего прочего, как российское, так и международно-правовое законодательство подчеркивают важность и высокую потребность в поддержке и защиты детей.
Кроме того, Российская Федерация ратифицировала ряд международных правовых актов, примером может служить Конвенция ООН по правам ребенка, Всемирная декларация и др., данные нормативно-правовые договоры обязывают наше государство создавать, развивать и совершенствовать государственные механизмы и институты, деятельность которых связана с защитой прав и интересов граждан наиболее незащищенных слоев населения.
В научной литературе остаются недостаточно изученными вопросы деятельность органов прокуратуры по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Также, в практической деятельности органов прокуратуры возникает немало проблем при реализации полномочий в данном направлении.
Одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры, в части касающейся правозащитной функции является защита прав и законных интересов детей, которые остались без родительского попечительства. Проанализировав практику прокурорского надзора необходимо отметить, что нарушение прав и законных интересов детей, которые остались без попечительства родителей носит распространённый характер, это обусловлено несколькими причинами: во-первых, проблемы в социальной и экономической сфере; во-вторых, несогласованные, а иногда даже противозаконные действия государственных органов и органов местного самоуправления.
По результатам проведенных органами прокуратуры проверок в 2017 г. выявлено 720 160 нарушений прав несовершеннолетних, в 2018 г. – 640 043; в 2019 г. - 654 736 таких нарушений; за период с января по август 2020г . – 494 081 нарушений[2].
По фактам выявленных нарушений в указанной сфере прокурорами в, в 2018 г. – 129 472, в 2019 г. – 140 893 представлений, за 8 месяцев 2020 г. – 109 093 представлений.
В связи с этим, необходимо выделить ряд причин, которые не позволяют в полной мере реализовать прокурору эффективную деятельность по защите прав, свобод и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей: нормы законодательства, регулирующего отношения с участием детей, оставшихся без попечения родителей и иные нормативные правовые акты и складывающаяся в результате их применения прокурорская и судебная практика, отсутствие качественного методического сопровождения.
При таких обстоятельствах имеется потребность в выработке новых теоретических подходов и практических рекомендаций по вопросам деятельности прокурора по защите прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей средствами прокурорского надзора, повышения эффективности надзорной деятельности.
Однако стоит отметить, что в последние годы полномасштабного и комплексного исследования, которое бы в полной море рассматривало проблемы защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечительства родителей, не проводилось. Таким образом, данная работа ставит перед собой цель попытаться восполнить пробел, который образовался в отечественной правовой науке.
Вышеуказанное определило выбор темы и актуальность настоящего диссертационного исследования.
Объектом исследования является система правовых отношений, которые складываются в процессе организации и осуществления прокурорского надзора за соблюдением прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Предмет исследования представляет собой конкретные нормативно-правовые акты, которые регулируют деятельность органов прокуратуры органов прокуратуры по организации и осуществлению надзора за соблюдением прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, а так же, научные теоретические исследования (работы) по прокурорскому надзору, практика прокурорского надзора по исследуемой теме, которая объективно отражает объект исследования.
Целью исследования является изучение проблемы, разработка теоретических положений и конкретных практических рекомендаций, выработка предложений законодательного, организационного, методического характера, направленных на повышение эффективности деятельности органов прокуратуры по надзору за соблюдением жилищных прав несовершеннолетних.
Достижение поставленной цели возможно путем последовательного решения следующих взаимосвязанных задач:
- Ретроспективный аспект становления и развития системы государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России.
- Аналитика правового статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по действующему российскому законодательству;
- Определение предмета, объектов и пределов прокурорского надзора за соблюдением прав и законных интересов детей-инвалидов, а также особенностей его организации.
- Изучить методологию проведения прокурорского надзора и контроля за исполнением законодательства о защите прав детей, оставшихся без попечения родителей, и практику применения мер реагированияя в этой сфере;
- Разработка предложений по совершенствованию прокурорского надзора за соблюдением прав детей, оставшихся без попечения родителей, повышения эффективности законодательства и правоприменительной практики в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Степень разработанности темы. Вопросы прокурорского надзора за исполнением законов о детях, оставшихся без попечения родителей нашли свое отражение в работах А.В. Гришина, А.В. Ермакова, Н.В. Коваль, О.Н. Коршуновой, О.Ю. Кузнецовой, Е.Н. Мозымовой, М.Л. Огурцовой, О.В. Пристанской и др.
Признавая бесспорную значимость данных исследований, полагаем, что они не исчерпали всех проблемных вопросов, требующих своего разрешения.
Методологическую основу настоящего диссертационного исследования составили общенаучные и частнонаучные методы познания (логический, системный, сравнительно-правовой, статистический и др.), применение которых позволило всесторонне исследовать актуальные вопросы прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод детей, оставшихся без попечения родителей.
Теоретическую базу исследования составили научные труды видных ученых в сфере прокурорского надзора К.И. Амирбекова, В.Г. Бессарабова, В.И. Баскова, А.Ю. Винокурова, В.Г. Даева, А.Х. Казариной, Н.Н. Карпова, О.С. Капинус, Ф.М. Кобзарева, Б.В. Коробейникова, М.Н. Маршунова, В.П. Рябцева, А.Ф. Смирнова, Н.В. Субановой, М.С. Шалумова и др.
Структура магистерской диссертации определена целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя 6 параграфов, заключения, библиографического списка.
Глава 1.Общая характеристика правового положения детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и правовые основы деятельности прокуратуры по защите их прав и интересов
- История развития института о правовом положении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России
Для того, чтобы определить уровень экономического, социального, культурного и политического развития современного цивилизованного общества, необходимо обратить внимание на ряд важных аспектов, в частности, один из них- это как данное общество относится к детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, необходимо провести ретроспективный анализ институты защиты детей, в разные периоды развития общества и государства.
Проследить процесс развития и совершенствования института защиты детей-сирот, динамику методов и средств социальной поддержки, а так же как менялось отношение общества и государства к проблеме детей-сирот.
Как указывает С.Ю. Лутошкина в становлении института социальной защиты детей-сирот можно выделить несколько исторических периодов[3]:
- общинные формы помощи сиротам у славян с древнейших времен до X века;
- церковно-монастырское призрение сирот с X до конца XVII веков;
- развитие институциональных форм социальной защиты детей-сирот в XVIII - середине XIX веков;
-социальная защита детей-сирот в середине XIX–начале XX.;
-государственная политика социальной защиты детей в годы советской власти;
-государственная политика социальной защиты детей на современном этапе.
Продолжительное время общество считало детей безымянными членами общины, а отношение к детям можно было сравнить с отношением животных к своим детенышам, такое положение детей отмечалось многими отечественными исследователями.[4]
Большое число исследователей данной темы, полагает, что к детям, которые не достигли возраста 6 лет отношение было как к младенцам, после того, как ребенок достигал данного возраста, считалось, что он вступал во взрослую жизнь.
До принятия христианства, по исследованию К. Неволина[5],у родителей было право на отдачу в рабство своих детей. К слову,институт усыновления (удочерения) начал развиваться так же, до принятия христианства в Древней Руси.
Например, родовая община знала такое явление, как «примачество», которое можно представить, как подобие усыновлению.Сущность и особенность «примачества» заключалось в том, что оно имело место быть среди пожилых людей, у которых отсутствовали наследники и им было затруднительно вести свое домашнее хозяйство.
Самые ранние упоминания об институте опеки появляются еще в летописи 897 года, в которой Рюрик назначает опекунство над своим сыном. Опекуном мог стать близкий родственник, на него не возлагались имущественные обязанности, однако на него возлагалась забота о воспитании и защите сироты.
Стоит отметить, что община помогала детям-сиротам, посредством перехода ребенка «из дома в дом» для пропитания. В то время, в общине существовали «скдельницы», в которых воспитывались бездомными пожилыми людьми дети, которых бросили.
Крещение Руси принесло в общество того периода смену морали, нравственности и общественных отношений.
Это проявилось в том, что языческие законы заменились на церковные каноны, а господствовать начинает христианская мораль.
Институт церкви поспособствовал становлению более человечного отношения к детям, в частности которых бросили или подкинули. Необходимо отметить, что князь Владимир Первый, в 996 году ввел понятие «общественное призрение», суть которого состояло в помощи сиротам, попечению и надзору духовенства. Когда не существовало единого, централизованного Российского государства, институт заботы и опеки над детьми-сиротами осуществлялся исключительно по личному усмотрению князей, либо данное обязанности ложились на церковь, однако важно отметить, что данная деятельность реализовывалась на основе морально-нравственных, духовных устремлений и рассматривалось как богоугодная акция[6].
Стоит отметить тот факт, что уже в тот период становления Российского государства, решалась проблема сиротства и сохранения семьи для ребенка, который остался без родителей, данное предположение можно сделать даже вопреки тому, что сведения о развитии института опеки не столь велики.
В ином случае дети подлежали общественному призрению. Суть опеки сводилась к «отдать на руки». Тот, кому «отдавали на руки осиротевшего ребенка, назывался печальником. Ему поручалось «печаловаться о детях», что включало в это понятие в том числе и нравственное участие в жизни опекаемого. Сам термит «опека» было заимствовано в русское законодательство значительно позже из литовского права[7].
Первые дома для сирот были открыты Иваном Грозным, ими управлял церковный патриарший приказ. Кроме того, Стоглавый собор 1551 года ставил важные вопросы для обсуждения, в частности приоритетным направлением деятельности государства считалось обнаружение лиц, которые находятся в сложном социальном положении и им необходима помощь, а так же определение их в специальные учреждения – богадельни.
«Соборное Уложение 1649 года» царя Алексея Михайловича включало в себя целый ряд норм, которые объединяли церковное и светское право. Касаемо нашей темы, данный нормативный документ давал право родителям продажи своих детей в холопство или в крестьяне вместе с собою. Так же, до сих пор действовало право родителей отдавать своих детей в услужение «в работу на урочные годы»[8].
В конце XVII - начале XVIII вв. развивается мысль о государственном попечении детей-сирот. В 1682 году подготавливается проект нормативного акта, который бы регулировал вопросы создания специализированных учреждений для рассматриваемой группы детей. В соответствии с данным проектом, сирот должны были учить письму, разным профессиональным навыкам и ремеслам.[9]
Новгородский митрополит Иов, на свои средства, в 1706 году строит «сиропитательницу» для «зазорных» младенцев в Холмово-Успенском монастыре. Таким образом, Иов заложил основы для дальнейшего создания подобны учреждений, которые в последующем так же помогали в решении вопросов сиротства.
С воцарением Петра Великого в Российском государстве последовали значительные изменения, затронувшие практически все сферы общественной жизни, например, впервые были узаконены правила, которые регулировали вопросы, касающиеся незаконнорождённых детей, а именно их отцов.
Так, за детей, которые родились не в браке, а в незаконном сожительстве, несли ответственность их отцы. Помимо всего прочего, предусматривалась гражданская и уголовная ответственность посредством в содержания незаконнорожденного[10]. Несмотря на это, царь Петр Первый решил сохранить право родителей на абсолютную власть по отношению к ребенку, данный факт подтверждал то, что родители могли применять к ребенку неограниченные меры по его воспитанию и исправлению, в случае проступков и непослушания.
Повторимся, что институт социальной помощи детям-сиротам испытывал значительные преобразования. Теперь, не церковь, а магистраты имели полномочия реализации института опеки. По Указу Петра I 14 ноября 1715 года в больших городах России начинают отстраиваться специальные госпитали «для зазорных младенцев, которых жены и девки рожают беззаконно». Обязанности по воспитанию и заботе возлагались на надзирательницу. Юноши, достигнув шестнадцатилетнего возраста начинали изучать мастерство, девушек же ждала выдача замуж, либо их отдавали служить в дворянские семьи. Некоторые дети отправлялись в деревню, для того чтобы поднимать народное хозяйство.