Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в основе любой сегодняшней успешной организации лежит сплоченная команда, которая началась формироваться из ничего. Идя к цели, команда совершенствовалась и развивалась, решая возникающие проблемы – она добилась почти идеальной структуры. Хорошо сформировавшуюся команду так же называют «команда с высокой эффективностью», именно таким командам и поручают выполнение самым важных заданий.
В последнее время в менеджменте, управлении проектами и других разделах прикладной теории управления организационными системами все большее внимание уделяется командной деятельности персонала организации.
Под командой понимается коллектив (объединение людей, осуществляющих совместную деятельность и обладающих общими интересами), – способный достигать цели автономно и согласованно, при минимальных управляющих воздействиях.
Команды получили широкую распространенность. С одной стороны: уже в середине 90-х годов XX века более чем в 50 % американских фирм существовали «производственные» команды. С другой стороны, команды существуют во многих областях деятельности: уже привычными стали термины «команда проекта», «управленческая команда», «творческая команда».
Причины роста популярности команд связаны с глобальными экономическими проблемами, включающими в себя рост конкуренции, технологические достижения, необходимость решения сложных проблем в максимально короткие сроки, текучесть кадров. Но команды обладают и недостатками: высокая концентрация специалистов на узком фронте работ, повышенный фонд стимулирования и интенсивный ритм работы служб обеспечения, необходимость обучения и тренинга членов команды, ограниченность размера, возможность самораспада.
В последние годы команда рассматривается как важнейший групповой феномен в организациях. Она становится все более популярной в результате повышенного внимания к системе комплексного управления качеством, усложнения принимаемых стратегических управленческих решений, усложнения задач корпоративного обучения.
В современных организациях существует множество различных видов групп. Но не любая группа является настоящей командой. Очевидно, что команды и группы – частично совпадающие образования, между которыми нет непреодолимой разницы. Каждая из них может заниматься развитием, как своих членов, так и организации.
Формирование групп в организациях может быть объяснено близостью, взаимосвязью видов деятельности, взаимодействиями и чувствами, устойчивым равновесием между взаимным притяжением и общими позициями, а также вознаграждениями и затратами. Члены организаций также образуют группы по практическим, экономическим, социальным соображениям и соображениям безопасности.
Управление проектами, используя современные научно-технические и экономические знания, разнообразную технику управления, специальные организационные формы и проектно-ориентированные структуры, позволяет принимать соответствующие решения на протяжении всего жизненного цикла проекта.
Прежде всего, следует подчеркнуть тот факт, что проект представляет собой динамичный процесс, который протекает во времени и имеет четко определяемые начальные и конечные сроки. Кроме того, проект в процессе своего развития переживает определенные, в достаточной степени прогнозируемые этапы, характерные для большинства проектов. Совокупность этих этапов, или, иначе говоря, фаз принято образно называть жизненным циклом проекта.
С тех времен, когда учет сводился к зарубкам на камнях, до сегодняшнего момента бухгалтерия эволюционировала в многогранную науку. Без нее попросту невозможно вести бизнес.
В России рынок счетоводных услуг сейчас превышает 2 трлн руб. Лидеры, конечно, Москва и Санкт-Петербург, но с каждым годом бухгалтерских фирм, работающих на аутсорсе, открывается все больше по всей стране. Компаниям удобнее платить за учет в стороннюю фирму, чем держать в штате своего бухгалтера. Основным потребителем этого рода услуг является торговля (25% от всего объема рынка), далее идет нефтяной и финансовый секторы.
Бухгалтеры нужны предприятиям промышленности, бюджетным учреждениях и организациях, частным фирмам и индивидуальным предпринимателям. Однако, при кажущейся простоте понятия зачастую возникают затруднения при определении реальных сроков. И так, до тех пор, пока идея существует только в голове ее создателя, вопрос о том, «живет» она или нет, носит в большей степени философский характер. В таком состоянии идея может существовать годами, и, в конечном итоге, умереть вместе с автором, или еще раньше. Новые, рискованные идеи быстро увядают вследствие того, что их сторонники не могут довести идет до реализации, и тогда побеждают старые идеи. Только с того момента, когда идея принимается, не важно кем, к разработке, можно говорить о начале ее «жизни», или «жизненного цикла проекта». При этом, с самого начала принятая к разработке идея нуждается в затратах ресурсов, которые в большинстве случаев возврату не подлежат.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в изучении теоретических и прикладных аспектов управления командой проекта, а также в разработке концепции проекта для действующей организации.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- раскрыть такие основные понятия по проекту, как: проект, жизненный цикл проекта, управление проектами;
- изучить подходы к понятию команда проекта и основам ее формирования;
- рассмотреть жизненный цикл команды проекта;
- раскрыть особенности управления командой проекта;
- дать характеристику действующей компании и провести анализ отрасли;
- разработать бизнес-план проекта;
- сформировать команду проекта и провести анализ ситуации в команде проекта;
- разработать рекомендации по совершенствованию механизмов управления командой проекта.
Объектом исследования выступает общество с ограниченной ответственностью «ООО Что делать Консалт» (далее ООО «ЧДК»).
Предмет исследования составили методы и процессы разработки команды проекта.
Теоретико-методологической основой исследования послужили научные труды, посвященные проблемам управления проектами таких авторов как: В.В. Володин, Ю.Н. Волщуков, А.Т. Зуб, А.В. Илларионов, Э.Ю. Клименко, О.Н. Ильина, Е.В. Купцова, И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге, Р.А. Нутайбеков, А.Н. Павлов, А.Ю. Сооляттэ, О. Г. Тихомирова и др.
Информационную базу исследования составили данные Госкомстата, статистические сборники отражающие состояние отрасли, финансовые показатели и отчетность ООО «ЧДК» за 2019-2021 гг.
Достоверность выводов и положений обеспечивается следующими научными методами, используемыми в выпускной квалификационной работе: методы сравнения, наблюдения, анализа, исследования трудов различных авторов, посвященной теме дипломного проекта.
Практические использование предложенных мероприятий во второй главе возможно к внедрению и находиться на этапе рассмотрения у руководства.
Цель и задачи, поставленные в работе, определили ее структуру и содержание. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования особенностей формирования команды проекта
1.1 Основные понятия по проекту: проект, жизненный цикл, управление проектами
Для изучения теоретических аспектов исследования представленной темы необходимо дать определения таким поднятий как проект, жизненный цикл и управления проектами[1]. После того как будут представлены основные подходы к данным понятиям, можно будет произвести связь между данными основными понятиями и перейти к изучению основных аспектов.
Термин «проект», вероятно, происходит от латинского «iacere», что значит «бросать».
Понятие «Proiacare» означает бросать или же продвигать что-либо вперед. В современных языках этому понятию наиболее близки французский глагол «projeter» или же английский глагол «to project», которые означают проектирование, то есть разработки какого-либо мероприятия[2].
Рассмотрим первый термин, который стоит в основе данной темы с позиции разных авторов в таблице 1.
Таблица 1
Подходы авторов к понятию «проект»
Автор
|
Определение
|
Толковый словарь Вебстера (Websters)
|
«проект» - это что-либо, что задумывается и планируется, например, большое предприятие (в смысле «мероприятие», «затея»).
|
Е. С. Полат
|
Проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел какого-либо действия
|
К. М. Кантору
|
проект – это проявление творческой активности человеческого сознания, «через который в культуре осуществляется деятельностный переход от небытия к бытию»
|
Английская ассоциация проект - менеджеров
|
«проект» - это отдельное предприятие (опять же в смысле - «мероприятие») с определенными целями, включающими требования по времени, стоимости и качеству достигаемых результатов.
|
По данным таблицы 1 можно сделать вывод, что обобщающим у данного определения, тот факт, что в первую очередь это какой либо замысел, который планируется внедрить. В данном контексте проект является разработкой и внедрением нового и ранее не использовавшегося в данной отрасли или на предприятии.
Каждый проект имеет свои сроки начала и конца, а так же денежную оценку на внедрение[3].
Существует принятое на международном уровне определение проекта прописанное в стандарте по управлению проектами - ISO 21500.
Этот стандарт был принят единогласным голосованием 37 стран Евросоюза, при отсутствии замечаний от 12 стран-наблюдателей.
Проект — это уникальный набор процессов, состоящих из скоординированных и управляемых задач с начальной и конечной датами, предпринятых для достижения цели[4].
Достижение цели проекта требует получения результатов, соответствующих определённым заранее требованиям[5].
Подведем небольшой итог. Проект:
- уникальный набор протекающих и ограниченных во времени действий, этапов проекта;
- для осуществления проекта необходима проектная команда и координатор проекта, который даёт задания, следит за прогрессом и сроками выполнения процессов;
- проект, как и процессы внутри его, ограничен во времени – он имеет начало и конец;
- у проекта обязательно должна быть цель и предполагаемый результат, с помощью которых решается личная, общественная или государственная проблема.
После того как определена цель проекта, необходимо представить его сроки, то есть жизненный цикл.
В научной среде не сформировался единый подход к пониманию сущности жизненного цикла[6].
Основные определения данного понятия представлены в таблице 2.
Таблица 2
Определения понятия «жизненный цикл организации»
Автор
|
Определение
|
Борновалова
Т. И.
|
Жизненный цикл организации – время жизни деловой организации, совокупность стадий в ее развитии, каждая из которых характеризуется специфическими целями и задачами, однотипными ценностными установками, определенными управленческими проблемами, от решения которых зависит жизнеспособность и эффективность компании.
|
Бланк И. А.
|
Жизненный цикл – общий период времени от начала деятельности предприятия до природного прекращения его существования или возрождения на новой основе (с новым составом владельцев и менеджеров, с принципиально новой продукцией, технологией и т. п.).
|
Буланкина
Е. В.
|
Жизненный цикл организации – совокупность стадий развития, которые проходит фирма за период своего существования.
|
Ованесова
Ю. С.
|
Жизненный цикл – это последовательное прохождение организацией всех или только некоторых стадий ее развития или деградации, начиная с образования и заканчивая смертью.
|
Таким образом, жизненный цикл организации – это совокупность стадий, представляющих завершенный круг развития в течение определенного периода эволюции организации, после которого ее ценности и направления деятельности могут принципиально меняться.
Поэтому жизнедеятельность организации с момента создания и до ликвидации может быть циклическим спиралевидным процессом. Понятие жизненный цикл организации следует отличать от понятия общей продолжительности жизни организации. Общая продолжительность жизни организации может включать несколько жизненных циклов[7].
В различных предметных словарях имеется достаточное количество определений ЖЦ, схожих друг с другом в основных чертах.
Прежде всего интересует системотехническое определение, которое в форме модели полного ЖЦ приведено в работе В. Х. Буркова и В. А. Ирикова: «Модель полного жизненного цикла отдельного объекта представляет собой описание последовательности всех фаз, этапов его существования от замысла и появления («рождения») до исчезновения («отмирания»)».
Для модели полного ЖЦ характерны следующие два основных свойства:
1) структура (состав этапов) модели ЖЦ не зависит от того, какой объект описывается, т. е. модель ЖЦ инвариантна по отношению к изменению типа объекта, отрасли и т. д., что делает ее универсальной и широко применимой;
2) в жизни в любой момент времени реально существует только процесс деятельности конкретных агентов по созданию конкретных результатов, и этот исходный первичный реальный процесс полностью описывается потоками моделей ЖЦ.
Остальные типы моделей – это вторичное описание удобных для решения задач искусственно сконструированных надстроек над реальным процессом. На основании представленных двух ранее понятий проект и жизненный цикл необходимо перейти к определению управление проектами. Так как наблюдается прямая связь и вытекание одного определения из другого, цепочка представлена следующими этапами[8].
[8] Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами -М.: ИНФРА-М. 2014. – С. 15