ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. КЛЮЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА
1.1 Потребительские свойства и особенности туристского продукта
1.2. Этапы формирования туристского продукта
1.3 Качество туристского продукта как одного из элементов,
ГЛАВА 2. ПРОДВИЖЕНИЕ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА
2.1. Инструменты продвижения туристского продукта
2.2. Анализ этапов программы продвижения туристского продукта
ГЛАВА 3. ПРОДВИЖЕНИЕ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА В ТУРФИРМЕ «САБЛАН»
3.1.Разработка мероприятий по совершенствованию программы продвижения туристского продукта в турфирме «Саблан»
3.2.Оценка эффективности предложенной программы продвижения туристского продукта в турфирме «Саблан»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Туристская отрасль на мировой арене товаров и услуг занимает одно из самых востребованных сфер. Так, например, Таиланд, Турция, Израиль и другие страны существуют за счет туристского рынка. Туризм в 21 веке динамично развивается, на рынке растет число турфирм, что в последующем создает высокий уровень конкуренции. Многие предприниматели охотно вливаются в туристский бизнес, ссылаясь на прибыльность бизнеса без крупных инвестиций. Именно из-за такой ситуации на российском рынке туристских услуг ежегодно открывает огромное количество туристских предприятий, владельцы которых желают получить легкие деньги без приложения усилий.
Актуальность исследования заключается в том, что туристский продукт, сам по себе, не вызывает у потребителей никакого интереса. Аудиторию привлекают потребительские характеристики туристского продукта, а также грамотное продвижение, которое туристы не способны ощутить на себе при правильном выборе инструментов и каналов воздействия.
Многие специалисты склонны считать, что потребители перенасытились рекламными сообщениями и не способны в нужной степени отзываться на сообщение. Именно поэтому любая программа продвижения туристского продукта должна основываться на комплексном использовании инструментов маркетинга. Только в этом случае финансовые средства, потраченные на продвижение, могут быть оправданы.
Немаловажным фактором при выборе тура является качество туристского продукта, которое складывается из множества элементов. В ходе исследования мы раскроем сущность понятия «качество туристского продукта» и обоснуем степень его необходимости. Специалисты уверены, качественный туристский продукт способен не только привлечь клиента, но и за счет хорошей организации тура заставить его рекомендовать организацию друзьям и знакомым. Мы полагаем, что именно поэтому так важно, чтобы продукт соответствовал всем российским стандартам качества.
Объект исследования: турфирма «Саблан»
Предмет исследования: системный анализ программы продвижения в турфирме «Саблан» с дальнейшей разработкой мероприятий по совершенствованию программы продвижения турфирмы «Саблан».
Цель работы: провести исследование формирования и продвижения туристского продукта (тура) на примере турфирмы «Саблан» в г.Саяногорске.
Задачи работы:
- Исследовать научную литературу по заданной теме;
- Раскрыть особенности туристского продукта и выявить его свойства;
- Рассмотреть этапы формирования туристского продукта;
- Исследовать способы продвижения туристского продукта на рынке;
- Рассмотреть инструменты продвижения турпродукта, используемые в туризме;
- Разработать программу продвижения туристского продукта для турфирмы «Саблан»;
- Провести оценку эффективности турфирмы «Саблан»
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.
В первой главе выпускной работы анализу подвергается проблема привлекательности туристского продукта и его особенности. На основе работ Жоховой В.В. раскрывается значение понятия «Туристский продукт», приводятся 10 специфических особенностей, предложенных автором, также на основе теоретических источников проводится анализ состава туристского продукта. В следующем пункте работы исследуются этапы формирования туристского продукта, основанные на научных и учебных источниках, включающие в себя анализ рынка, разработку идею туристского продукта, маршрута, и других этапов, необходимых для создания тура. На основе выбранной темы рассматривается определение «качество туристского продукта», как основного элемента, влияющего на рост продаж.
Вторая глава выпускной работы направлена на анализ инструментов продвижения, эффективных именно в туристской отрасли. На основе теоретических источников выявляются, и подвергаются сравнительному анализу инструменты маркетинг-микс, проводится оценка степени эффективности воздействия каждого из инструментов. На следующем этапе на основе деятельности турфирмы «Саблан», расположенной в г. Саяногорске, проводится анализ этапов продвижения туристского продукта, позволяющего выявить существующие проблемы.
Третья глава направлена на разработку нового туристского маршрута для турфирмы «Саблан» «Вокруг всей Хакасии». Тур направлен на повышения культурного уровня жителей г. Саяногорска, а также продвижение местного туризма. После разработки тура была сформирована программа продвижения, как для самого тура, так и для турфирмы в целом. В завершении была предложена система оценки эффективности туристской фирмы.
Общий объем выпускной квалификационной работы составил 82 страницы.
ГЛАВА 1. КЛЮЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА
1.1 Потребительские свойства и особенности туристского продукта
Туристская отрасль на мировой арене товаров и услуг занимает одно из самых востребованных сфер. Так, например, Таиланд, Турция, Израиль и другие страны существуют за счет туристского рынка. Туризм в 21 веке динамично развивается, на рынке растет число турфирм, что в последующем создает высокий уровень конкуренции[1].
Многие предприниматели охотно вливаются в туристский бизнес, ссылаясь на прибыльность бизнеса без крупных инвестиций. Именно из-за такой ситуации на российском рынке туристских услуг ежегодно открывается огромное количество туристских предприятий, владельцы которых желают получить легкие деньги без особого приложения усилий.
При всей привлекательности туристской сферы она имеет множество нюансов, с которыми начинающим бизнесменам необходимо разобраться. Владельцы туристских офисов «Велл» говорят, что это прибыльный бизнес, но слишком маленький и слишком зависимый от сезонности, чтобы сделать его основным источником дохода.
На начальном этапе не только предпринимателям, но и туристам необходимо понимать, что смысл и сущность туристского продукта. Так, в Федеральном законе «Об основах туристской деятельность в Российской Федерации»[2], туристский продукт – комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.
Автор учебного пособия «Туроперайтинг» Жохова В.В. считает, что туристский продукт – упорядоченная целенаправленная совокупность туристских услуг, работ и товаров, состоящая как минимум из двух или более единичных или множественных туристских услуг, работ, товаров и средств обеспечения, иных туристских ресурсов, достаточная для удовлетворения потребностей туриста в процессе и в целях туризма.
В научной и учебной литературе туристский продукт исследован более чем подробно, но специалисты по туризму расходятся во мнении, что должно входить в состав турпродукта.
Ссылаясь на рисунок 1 наглядно видно, что суждение о том, что «туристский продукт – это набор услуг» крайне неверно. Отталкиваясь от заявленного утверждения, подчеркнем, что определение, сформулированное Жоховой В.В., в действительности является верным.
На сегодняшний день существует два основных подхода к составу турпродукта. Первый подход включает в туристский продукт только услуги, и определение, размещенное в «ФЗ», можно отнести именно в эту группу. Второй подход основан на включении в состав турпродукта в равной степени и товары, и услуги и к нему можно отнести определение, сформулированное Жоховой В.В.[4]
Мы являемся сторонниками второго подхода и уверены, что включать в состав турпродукта товары и услуги правильно и разумно.
Жохова В.В. считает, что тур – это определенная конкретными характеристиками: географическим маршрутом порядком его прохождения, временными промежутками, сроками предоставления, составом и качеством услуг, ценой - целенаправленная и упорядоченная организатором туризма совокупность необходимых и достаточных туристских услуг, работ, товаров, туристских продуктов.
Продолжая исследование по обозначенной теме, внесем ясность в трактовке двух понятий «Тур» и «Туристский продукт». Многие туристы, обращаясь в специализированные туристские агентства, считают, что приобретают именно тур, называя его иногда путевкой. С точки зрения трактовки смыслового значения понятия «Тур», знак равенства между этими двумя понятиями ставить неправильно.
Туристский продукт может включать в себя несколько туров, по усмотрению туроператора, которые будут считаться основой тура. В практике туроператора чаще всего встречается один туристский продукт с несколькими взаимосвязанными между собой элементами. Так, услуга «питание» не оказывается без услуги «размещение», а услуга «размещение» без услуги «транспортировка». Количество элементов, включены в турпродукт зависит от того, к какой категории относится тур. В учебной литературе принято выделять типовой тур, в котором невозможно изменить услуги, и индивидуальный тур, где турист сам формирует программу тура в зависимости от своих желаний и вкусов.
Подведя краткие итоги по вопросу структуры туристского продукта, мы пришли к выводу, что турпродукт, это комплексное понятие, включающее в себя множество различных элементов, и он составляет основу тура.
Туристскую отрасль принято считать специфичным направление на рынке товаров и услуг. Это мнение сформировалось на основе 10 отличительных особенностей, присущих туристскому продукту и описанные в пособии «Туроперайтинг»[6]:
- Туристский продукт, как товар, в научной литературе принято воспринимать комплексно, включая множество взаимосвязанных между собой элементов. 2. Уровень реализации туристского продукта зависит от спроса, а на спрос, как правило, воздействуют внешние факторы в форме социальных, политических и экономических условий, делая его эластичным.
- Турист при покупке тура не имеет возможности тут же его оценить, а для того, чтобы воспользоваться туристской услугой, ему необходимо ехать в место потребления.
- Расстояние, которое разделяет туриста от места потребления туристского продукта, турист преодолевает самостоятельно. Не бывает на практике, чтобы при покупке тура Таиланд переместился в Россию или любую другую страну, где совершалась покупка.
- Туристский продукт постоянно подвергается влиянию различных факторов, например, сезонность, время потребления, место потребления.
- Предложение туристских услуг отличается негибким производством. Гостиница, аэропорт, база отдыха не могут быть перенесены в конце сезона в другой регион, они не могут приспособиться во времени и пространстве к изменению спроса.
- Для того, чтобы создать туристский продукт необходима работа нескольких предприятий: туроператор, поставщики услуг, турагенты, которые имеют собственные цели существования, свою политику выстраивания рабочих отношений, свою систему продвижений. Все это множество элементов обязательно должно учитываться при создании турпродукта.
- Особое внимание при разработке туристского продукта необходимо уделять редким деталям и незначительным недостаткам, которые в будущем могут негативно отразиться на покупательском спросе.
9. Оценка качества туристских услуг отличается субъективностью: большое влияние на оценку потребителя оказывают лица, не имеющие прямого отношения к пакету приобретенных услуг (местные жители, члены туристской группы).