Общество никогда не стоит на месте, оно развивается. И это характерно для всех аспектов человеческой деятельности. Конкурентоспособность предприятия - это основополагающий фактор его выживаемости и эффективности. И это не случайно. В современных условиях между понятиями «конкурентоспособность» и «эффективность» ставится знак равенства, ведь пока компания проявляет способность оперативно и без серьезных собственных потерь подстраиваться под изменяющиеся рыночные условия, она будет иметь возможность развиваться и наращивать свой вес на рынке.
Конкуренция представляет собой цивилизованную и легализованную форму борьбы рыночных субъектов за наилучшие условия производства и сбыта продукции, с целью получения прибыли. В условиях рыночной экономики повышается значение конкуренции как основного механизма регулирования производственно-хозяйственного процесса.
Конкуренция является неотъемлемым механизмом рыночной экономики, а конкурентоспособность компании выступает прямым отражением ее способности вести на рынке конкурентную борьбу. Исходя из этого, можно говорить о том, что конкурентоспособность является важнейшим внешним фактором развития компании.
В общем смысле под конкурентоспособностью понимается способность компании распределять имеющиеся у нее ресурсы, эффективно их используя, что способствует развитию компании, а также рациональной деятельности на рынках капитала, труда и товаров (работ, услуг) в условиях влияния факторов внутренней и внешней среды.
Понятие «конкурентоспособность предприятия» очень многогранно и распространяется на все составляющие деятельности предприятия, такие как товар и его основные характеристики, а также организационные, финансовые и производственные характеристики самого предприятия.
Конкурентоспособность предприятия - это характеристика, отражающая отличия развития данной организации от развития организаций-конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности. Когда предприятие имеет высокую конкурентоспособность, это сопровождается желанием и готовностью потребителей повторно приобретать продукцию данной организации, отсутствием различных претензий к фирме (со стороны общества, партнеров и собственников) и престижностью работы на нем.
В настоящее время в условиях рыночной экономики невозможно добиться стабильного успеха в предпринимательстве, если не рассчитать эффективность развития компании, не оценивать положение рынка в целом и место конкурентов на нем, не проводить анализ конкурентоспособности и сведений о собственных перспективах своей организации.
Предприятия придают большое значение анализу своих сильных и слабых сторон для оценки реальных возможностей в конкурентной борьбе и разработке мер и средств, за счет которых предприятие могло бы повысить конкурентоспособность и обеспечить свой успех. В процессе маркетингового исследования для оценки конкурентоспособности предприятия пользуются показателями, которые свидетельствуют о степени устойчивости положения предприятия, способности выпускать и реализовывать продукцию или услуги, пользующиеся спросом на рынке и обеспечивающих предприятию получение намеченных и стабильных конечных результатов.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в настоящее время наблюдаются тенденции усиления конкуренции на рынке. Это связано с тем, что на рынке появляется все больше товаров-аналогов, которые оцениваются потребителям не только с точки зрения платежеспособности, но и по степени удовлетворения потребностей. В этих условиях для достижения высокой конкурентоспособности от каждой компании требуется не только знание потребности потребителей, но и изучение всех возможных факторов, которые могли бы оказать прямое или косвенное воздействие на деятельность компании, а также определение относительной важности этих факторов.
Актуальность что необходимыми условиями достижения самоокупаемости и самофинансирования любого предприятия в условиях рынка являются ориентация на потребителя и конкурентов, гибкое приспособление к изменяющейся рыночной конъюнктуре. А это становится возможным только путем управления конкурентоспособностью предприятия и создания уникальных характеристик, отличающих его от аналогов на рынке в условиях конкуренции.
Цель выпускной квалификационной работы – определение путей повышения конкурентоспособности предприятия.
В соответствии с целью работы, поставленными задачами являются:
- изучить теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия;
- провести анализ конкурентоспособности предприятия,
- определить пути повышения конкурентоспособности предприятия.
Объектом исследования является предприятие ООО «Автоцентр Уникум».
Предмет исследования – конкурентоспособность предприятия ООО «Автоцентр Уникум».
Теоретической основой исследования стали учебные издания, монографии и научные публикации российских и зарубежных ученых, практиков в области стратегического менеджмента и маркетинга.
Методологическую базу исследования составили метод группировок, метод сравнения, экономический анализ, SWOT-анализ.
Информационной базой исследования стали материалы статистической отчетности ООО «Автоцентр Уникум».
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНЦИИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Мировая экономика подвержена постоянным изменениям, что в первую очередь связанно с процессами глобализации, неравномерностью уровня развития государств, конкурентной борьбой, как на уровне стран, так и на уровне организаций. В этой связи потенциал развития стран зависит от конкурентоспособности компаний, осуществляющих деятельность на их территориях, и обеспечение конкурентоспособности является одной из главных целей стратегии развития компаний, отраслей и даже государств.
Современные условия хозяйствования диктуют необходимость сохранения и увеличения конкурентоспособности компаний вне зависимости от формы собственности и сферы их деятельности, поскольку поддержание конкурентоспособности является первоочередной задачей компаний для осуществления эффективной финансово-хозяйственной деятельности в перспективе [3, с. 257].
Обратимся к определению термина конкурентоспособности.
Определяя понятие конкурентоспособности компании, прежде всего необходимо определить содержание и сущность конкуренции - конкурентоспособность компании должна формулироваться в зависимости от достижений и целей, определенных понятием конкуренции.
Конкурентные отношения и степень их развития выступают важнейшими факторами, предопределяющими общие рыночные механизмы. Для рыночной экономики характерно наличие частной собственности и относительная независимость экономических интересов субъектов хозяйствования, в следствии чего можно говорить о неизбежности конкуренции в этих условиях. Также важно отметить, что экономический рост в стране во многом обеспечивается именно конкуренцией [33].
Конкуренция – это форма цивилизованной и легализованной борьбы субъектов рынка, за наилучшие условия производства и сбыта своей продукции (работ, услуг), с целью получения прибыли.
Согласно экономической науки, слово «конкуренция» вышло из разговорного латинского языка как cоncurere, что означающего «столкновение», «состязание». Современная экономика под конкуренцией понимает соперничество между производителями товаров (работ, услуг) за рынок сбыта этих товаров (работ, услуг), завоевание определенной доли рынка. При этом каждая компания использует собственную стратегию и тактику маркетинга.
В толковом словаре экономических терминов под конкуренцией понимается «соперничество между товаропроизводителями за рынок сбыта товаров, завоевание определенного сегмента рынка. Каждая фирма использует свою стратегию и тактику маркетинга, различную структуру маркетинга» [37].
В соответствии с Законом РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [1], под конкуренцией подразумевается «соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке». Именно такая трактовка понятия «конкуренции» сформировалась в отечественной и зарубежной экономической литературе.
Отечественные и зарубежные ученые внесли существенный вклад в разработку теории конкуренции и конкурентоспособности.
Сравнительно недавнее формирование и развитие теории конкурентоспособности обусловило тот факт, что в настоящее время общепринятого определения конкурентоспособности нет, и данное понятие трактуется в зависимости от того, к какому объекту (предмету) оно относится.
Можно выделить несколько теоретических подходов к пониманию экономического содержания понятия «конкуренция» (таблица 1).
Таблица 1 - Теоретические подходы к пониманию экономического содержания понятия «конкуренция»[1]
Автор
|
Содержание понятия
«конкуренция»
|
А. Смит
[21, с. 22]
|
Борьба между индивидуальными продавцами и покупателями за более выгодные продажи или покупки товаров. Сущность конкуренции - совокупность взаимосвязанных попыток продавцов установить контроль на рынке в долгосрочной перспективе
|
А. Маршалл
[20, с. 117]
|
Борьба за редкие экономические блага и за деньги потребителя, на которые их можно приобрести. Главное преимущество конкуренции заключается в формировании равновесия низких цен («нормальных цен», в его терминах)
|
Портер М.
[19, с. 39]
|
Динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющий ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные структуры
|
Г. Л. Азоев
[6, с. 1252]
|
Соперничество на каком-нибудь месте между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами) ради достижения одной и той же цели
|
Фатхутдинов Р. А.
[25, с. 41]
|
Процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для содержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях
|
В. Н. Иванов,
И. А. Фокина
[8, с. 41]
|
Соперничество, соревнование между предприятиями на рынке за более выгодные условия воспроизводства товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли
|
Вообще конкуренция представляет собой экономическую категорию, сущность которой однозначного толкования не имеет. По мере становления и развития экономики содержание понятия «конкуренция» отражало различные аспекты.
В самом общем виде конкурентоспособность в экономической науке понимается как способность конкурировать с аналогичными объектами на конкретном рынке, используя конкурентные преимущества для достижения поставленных целей [16, с. 52].
Термин «конкурентоспособность» фактически означает способность какого-либо субъекта выдерживать конкуренцию (потенциальную и/или реальную).
В определениях понятия «конкуренция» выделяются наиболее часто встречающиеся признаки:
- наилучшее удовлетворение потребностей потребителей;
- соперничество между товаропроизводителями за покупателя;
- процесс управления субъектами рынка;
- механизм управления рынком.
Выделяются три подхода к определению понятия «конкуренция»:
- это некое действие на рынке. Подход основан на понимании конкуренции как соперничества за достижение наилучших результатов;
- это элемент рыночного механизма, позволяющий обеспечить строгое соответствие между спросом и предложением. Этот подход характерен для классической экономической теории;
- это один из основных оценочных экономических критериев. Подход базируется на понимании конкуренции как одного из свойств рынка.
Учитывая выявленные признаки, наиболее полным будет такое определение: конкуренция - это динамичный и непрерывно возобновляемый процесс соперничества, проходящий в условиях ограниченных ресурсов между экономически независимыми производителями товаров (работ, услуг) в целях наиболее полного удовлетворения потребностей потребителей по приемлемых для них ценах [7, с. 127].
Посредством конкуренции реализуются рыночные функции [11, с. 142]:
- выявление и установление рыночной стоимости товаров (услуг);
- выравнивание индивидуальных стоимостей и распределение прибыли в зависимости от эффективности использования расходуемых ресурсов;
- регулирование потоков капитала между рынками, отраслями производства в зависимости от достигнутого ими уровня эффективности его использования.
В качестве предмета конкуренции выступает товар или услуга, посредством которых рыночные соперники рассчитывают завоевать признание и деньги потребителя. В широком смысле это означает удовлетворить определенную потребность. В узком понимании - выявление конкурентов, производящих и реализующих товары-аналоги, либо товары-заменители (субституты). Широкое понимание предмета конкуренции приводит к увеличению количества конкурентов, так как в этом случае в расчет берутся все те участники рынка, которые могут удовлетворить данную потребность товаром, услугой, или «перевести» ее в какую-то иную потребность, или вообще исключить ее из жизнедеятельности потребителя.
В качестве объекта конкуренции выступает потребитель (покупатель), который в этом качестве имеет возможность высказать свое последнее и решающее слово на рынке.
Именно такое разделение «предмета» и «объекта» показывает, что в условиях конкурентной борьбы не одна, а две сферы воздействия: товар, услуга (предмет), с одной стороны, и потребитель (объект) – с другой, а значит, методы и приемы конкурентной борьбы могут быть различными, при этом их влияние также будет различным.
С понятием «конкуренция» неразрывно связана еще одна совокупная характеристика – «конкурентоспособность».
Экономические процессы, оказывающие влияние на изменение потребностей потребителей, не только способны усилить конкурентную борьбу, но и создать условия для развития потребностей в повышении собственной конкурентоспособности у организаций.
Конкурентоспособность предприятия может быть охарактеризована как его потенциальное качество, включающее [35]:
- способность предприятия выявлять реальные ожидания целевых групп потребителей и грамотно определять тренды в потребительском поведении. Те есть, организация должна объективно, точно и своевременно анализировать потребности потребителя, как в текущем времени, так и на прогнозный период в будущем. Данный анализ возможен благодаря использованию научной модели целевой потребительской группы, которая учитывает ее психологические, экономические и социально-культурные факторы;
- способность предприятия организовать производство, результаты которого будут соответствовать ожиданиям потребителей, в отношении цена - качество. В данном случае, речь идет не только о потребительских качествах товара, но и его маркетинговых свойствах (гарантия, цена и т. д.);
- способность реализации эффективной маркетинговой политики;
- способность предприятия в поиске и создании условий снижения затрат на обеспечение факторами производства, а именно: рабочей силой, капиталом, энергией, сырьем и материалами;
[1] Составлено автором