ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
1.1. Принцип наглядности в педагогических системах зарубежных и отечественных педагогов.
1.2. Классификация наглядных пособий.
1.3. Правила, раскрывающие применение принципа наглядности в обучении.
1.3. Принцип наглядности как один из важнейших дидактических принципов в системе обучения младших школьников.
1.4. Роль наглядности в учебном процессе.
ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
2.1. Урок по русскому языку на тему: «Слово, предложение, текст» (с наглядным обеспечением)
2.2. Урок по русскому языку на тему: «Слово, предложение, текст» (без применения наглядности)
2.3. Сравнительный анализ уроков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
БИБЛИОГРАФИЯ.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
В настоящее время все больше внимания на начальном этапе обучения отводится использованию наглядных пособий. Это связано с тем, что они имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Наглядные пособия стимулируют познавательные интересы учащихся, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебной работе, обеспечивают разностороннее формирование образов, способствуют прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью, при этом экономя время учителей.
Наглядность как принцип обучения был впервые сформулирован Я.А. Коменским, а в дальнейшем развит И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским, Н.И. Пироговым и другими педагогами.
Теоретическое обоснование принципа наглядности впервые предложил Ян Амос Коменский, полагавший, что наглядность является одним из важнейших инструментов процесса обучения. Выступая за разгрузку учащихся, великий дидакт боролся не с количеством наук, а с методами их освоения. Я.А. Коменский противопоставляет принцип наглядности сухому преподаванию. Он считал, что «людей нужно учить разносторонне, не из книг только черпать мудрости, а с неба, с земли, с дубов, буков» [30, c. 211].
И.Г. Песталоцци, много занимавшийся вопросами использования наглядности, рассматривал ее как средство развития у детей наблюдательности, умения сравнивать предметы, выявлять их общие и отличительные признаки и соотношения между ними. Он первым указал на роль использования наглядности для формирования логического мышления. И.Г. Песталоцци придавал большое значение наглядности в обучении как средству развития у детей наблюдательности, умения сравнивать предметы, выявляя их общие и отличительные признаки и соотношения между ними [30].
Большое значение соблюдению принципа наглядности придавал русский педагог К.Д. Ушинский, писавший о наглядности, как об “инструменте”, отвечающем психологическим особенностям детей. Наглядность, по его мнению, делает обучение более доступным, конкретным и интересным, что является фактором, препятствующим образованию перегрузок и возникновению усталости [40].
«Наглядность,— писал Н.И Пирогов,— имея главной целью воздействие на внешние чувства, может оставить внимательность ребенка к своим более глубоким внутренним ощущениям и движениям нетронутой или мало развитой. Слово, проникая также извне, действует своими членораздельными звуками на самую главную, самую существенную способность человека — петь по этим врожденным нотам, т. е. мыслить» [30].
Много внимания уделяли восприятию ребенком предметов и явлений окружающего мира советские психологи середины XX века. В результате большинство из них пришли к выводу, что “наглядность не изолирует восприятие и представление от целостной аналитико-синтетической умственной деятельности” [8].
Психолог В.А. Артемов определяет наглядность как "целенаправленный и специально организованный показ учебного материала, который подсказывает учащимся законы изучаемого явления, в нашем случае языка, а также позволяет учащимся творчески открыть эти законы, или убедиться в их достоверности" [1].
Закономерности, связанные с особенностями зрительного восприятия знаковой информации, были предметом пристального изучения русских и западных ученых (Р. Арнхейм, Л.М. Веккер, Р.М. Грановская, Р.Л. Грегори, В.П. Зинченко, М. Иден, А.Р. Лурия и другие). В.П. Зинченко определил визуальное мышление как “человеческую деятельность, продуктом которой является порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих значение видимым” [17].
Работы американского психолога Р. Арнхейма положили начало современным исследованиям роли визуального мышления в познавательной деятельности, которая коренным образом меняет взгляд на традиционную наглядность, отдавая приоритет визуализации практически любого учебного материала.
Тема, связанная с принципом наглядности в обучении и его осуществлении на уроках в начальной школе, получает все большее свое распространение в психолого-педагогической литературе в связи с появлением новых видов наглядных пособий и их возможностями в обучении младших школьников.
Проблема наглядности в обучении очень актуальна. Между тем, как показывают массовые обследования, некоторые учителя не имеют ясного представления о том, когда и как надо использовать наглядность, в каких случаях применение наглядных пособий необходимо и полезно, а в каких ненужно и даже вредно.
Этим и обусловлена актуальность и выбор темы нашего исследования: «Принцип наглядности в обучении и его осуществление в начальной школе».
Предмет исследования - процесс обучения в начальной школе.
Объект исследования – принцип наглядности и его осуществление в начальной школе.
Цель исследования: раскрыть возможности наиболее эффективного использования принципа наглядности на уроках в начальной школе.
Гипотеза исследования: если учитель начальных классов использует наглядность на уроках, то это способствует:
- прочному усвоению знаний, формированию ЗУН;
- развитию творческой активности младших школьников;
- обогащению абстрактного мышления учащихся младшего школьного возраста.
Исходя из предмета, объекта, цели и гипотезы исследования нами сформулированы такие задачи:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
- Дать научное обоснование наглядности в трудах зарубежных и отечественных педагогов.
- Проанализировать виды наглядных средств применительно к начальной школе.
- Охарактеризовать правила, раскрывающие применение принципа наглядности в обучении.
- Определить роль наглядности в процессе обучения младших школьников.
- Выполнить сравнительный анализ уроков с применением наглядности и без нее.
- По результатам проведенного исследования подготовить методические рекомендации для учителей начальных классов по применению принципа наглядности в обучении младших школьников.
Решение поставленных задач осуществлялось на основе использования комплекса методов: анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, беседа с учителями начальных классов, наблюдение.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении теоретического материала по проблеме исследования.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что сформулированные выводы и разработанные методические рекомендации по использованию принципа наглядности в обучении младших школьников будут полезны учителям начальных классов.
Обоснованность и достоверность результатов, адекватных цели, предмету, задачам и методам, обеспечены сочетанием теоретического анализа проблемы с практикой.
Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографии и приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНОСТИ И ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО
1.1. ИПринцип наглядности в педагогических системах зарубежных и отечественных педагогов
Использование наглядных средств, для создания у школьников образных представлений, но и для формирования понятий, для понимания отвлечённых связей и зависимостей — одно из важнейших положений дидактики, основанной на методологии диалектического материализма. Ощущение и понятие — различные ступени единого процесса познания.
Еще Я. А. Коменский выдвинул «золотое правило» дидактики: «Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия — зрением; слышимое — слухом; запахи — обонянием; подлежащее вкусу — вкусом; доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами» [20, с. 231].
Требование, чтобы знания черпались учениками, прежде всего из собственных наблюдений, сыграло большую роль в обучении. Я.А. Коменский в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал, подробно раскрыл принцип наглядности. Наглядность применялась и до него.
О ней говорили педагоги – гуманисты, например, Томас Мор, характеризуя обучение на острове «утопия». Книги, как рукописные, так и печатные, снабжались нередко рисунками и раньше, но то было, так сказать, эмпирическое применение наглядности без ее теоретического обоснования, которое впервые дал Коменский. Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, на и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений.
Коменский требовал, чтобы учение начиналось не со словесного толкования о вещах, но с конкретных наблюдений над ними. Следует наблюдать, что возможно, в натуре, а в случае невозможности непосредственного наблюдения вещей их надо заменять картинами, моделями, рисунками. Велика заслуга Коменского в разработке наглядности как одного из важнейших дидактических принципов; он гениально обосновал, обобщил, углубил и расширил имевшийся уже к тому времени некоторый практический опыт наглядного обучения, применил широко наглядность на практике, снабдив свои учебники рисунками (см. Приложение 1).
Принцип наглядности был значительно обогащен в трудах И.Г.Песталоцци. Он считал, что органы чувств сами по себе доставляют нам беспорядочные сведения об окружающем мире. Обучение должно уничтожить беспорядочность в наблюдениях, разграничить предметы, а однородные и близкие снова соединить, т. е. сформировать у учащихся понятия [30].
В педагогической системе К.Д. Ушинского использование наглядности в обучении органически связано с преподаванием родного языка. Ушинский считал, что лучшим средством добиться самостоятельности детей в процессе развития дара слова, служит наглядность. Необходимо, чтобы предмет непосредственно воспринимался ребёнком и чтобы под руководством учителя «...ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль, и мысль облекалась в слово» [40, с. 234].
Мысль о построении обучения и, в частности, об использовании слова и наглядных средств в соответствии с возрастной периодизацией и психологическими особенностями ребенка звучит в трудах И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо и других прогрессивных педагогов прошлого. Однако наиболее яркое, глубокое и содержательное воплощение эта мысль получила в трудах К. Д. Ушинского.
Вопросы использования наглядных средств в процессе обучения рассматривались в контексте идей, характерных для каждого из выдающихся педагогов прошлого. Были выявлены различные аспекты использования наглядных средств, а также их соотношения. Намечались отдельные линии дифференцированного подхода к использованию наглядных средств — по ступеням обучения и в соответствии с возрастными особенностями детей. Сделаны серьезные попытки решения поставленных вопросов.
В отечественной дидактике вопросы использования наглядных средств в обучении представлены главным образом в виде рассмотрения «источников восприятия учащимися учебного материала» или «путей познания» в усвоении знаний учащимися (Б. П. Есипов).
Так, К. П. Ягодовский в своем труде «Вопросы общей методики естествознания» говорил о том, что непосредственное чувственное восприятие реальных вещей и явлений должно занять в обучении видное место наряду с усвоением обобщенных результатов человеческого опыта, выраженных в слове [15].
В работах С. Г. Шаповаленко и П. А. Глориозова наблюдение наглядных объектов рассматривается с точки зрения источников или путей познания в учебном процессе [15].