ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.2 ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАРПИНСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ
2.1 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАРПИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
2.2 АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАРПИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
3.1 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
3.2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДЛОЖЕННЫХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Выбранная тема выпускной квалификационной работы «Региональная политика в сфере среднего профессионального образования: современное состояние и перспективы совершенствования» является актуальной последние несколько лет и сегодня требует повышенного внимания.
В современных условиях, когда общество (в большинстве своём) занято погоней за средствами к существованию и желанием потреблять всё больше, не уделяется необходимого внимания системе среднего профессионального образования. Оглядываясь в недалекое прошлое (имеется в виду государственная политика СССР в отношении средне – технического образования) и, сравнивая с сегодняшним состоянием дел в данном вопросе, напрашиваются соответствующие выводы о том, что многое упущено из виду компетентных лиц и уже пора предпринимать конкретные шаги по исправлению ситуации и дальнейшему перспективному развитию системы среднего профессионального образования в целом.
Поскольку в данной сфере отражены интересы большого количества людей, как напрямую (преподавательский состав, сами обучающиеся учебных заведений, потенциальные работодатели), так и косвенно (родственники студентов, население), работу в этом направлении необходимо вести качественную, с осознанием всей важности и ответственности в ходе осуществляемой деятельности.
Объектом изучения и анализа в данной выпускной квалификационной работе является среднее профессиональное образование.
Предметом изучения и анализа является проведение региональной политики в сфере среднего профессионального образования.
Цель исследования - разработка мероприятий по совершенствованию региональной политики в сфере среднего профессионального образования.
В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы региональной политики в сфере среднего профессионального образования;
- осуществить анализ результатов реализации региональной политики в сфере среднего профессионального образования в Карпинском городском округе;
- осуществить разработку мероприятий по совершенствованию региональной политики в сфере среднего профессионального образования.
Методы исследования. При подготовке выпускной квалификационной работы были использованы системный анализ, методы сравнительного и статистического анализа, наблюдение.
Структура исследования. Структуру данной выпускной квалификационной работе составляют три главы, каждая из которых подразделяется на параграфы, а также введение и заключение. Во ведении обосновывается актуальность исследуемой проблемы. Определяются цели и задачи.
В первой главе рассмотрены теоретические основы региональной политики в сфере среднего профессионального образования. Во второй главе проведён анализ результатов реализации региональной политики в сфере среднего профессионального образования в Карпинском городском округе. В третьей главе разработаны мероприятия по совершенствованию региональной политики в сфере среднего профессионального образования.
В заключении кратко изложены результаты анализа, дана оценка разработанным мероприятиям.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Профессиональное образование является составной частью института образования и может быть кратко охарактеризовано как: социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации и инкультурации личности.
В рамках личностного (субъективного) понимания образование может быть определено как: совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом самостоятельно, либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях.
Здесь личность рассматривается как автономный социальный субъект, играющий в образовании центральную роль. Кроме того, образование трактуется как педагогическая технологизированная система знаний, умений и навыков, характерная для распространенного в отечественной образовательной системе эгалитарного подхода. То есть, как определенный капитал, багаж, результат, продукт, ресурс для индивида, полученный им «из общества». Это информационно-символическая система, которой пользуется индивид для удовлетворения своих потребностей (личностных, профессиональных, статусных и иных).
Образование - это организованная и организующая система социальных взаимоотношений.
В этой связи, образование как таковое, а также профессиональное образование выступает в качестве:
- одного из показателей социального статуса индивида;
- одного из факторов изменения и воспроизводства социальной структуры общества.
В социально-процессуальном (объективном) контексте образование определяется как: институциализированный процесс, на основе которого передаются ценности, умение и знания от одного человека, группы, сообщества - к другим. Или же, как: социальный институт (приспособительное устройство), выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре.
Таким образом, с позиций социально-процессуального (объективного) подхода определение образования акцентирует внимание на институционально-организационной природе явления, которое трактуется нами как: нормативно урегулированный социальный процесс трансляции (воспроизводства) ценностей, знаний и норм в системе профессионального развития и профессиональной социализации работников на конкретном предприятии.
Кроме того, здесь отмечается важнейшая социальная роль образования как инструмента инкультурации личности.
По Э. Дюркгейму, профессиональное корпоративное образование удовлетворяет организационную потребность в подготовке и включении индивида-работника (настоящего или будущего) в различные сферы производства и управления на предприятии, а также приобщения его к корпоративной культуре.
Акцентирование внимания на потребности, а также функциональной составляющей образовательного процесса позволяет трактовать образование в макро-социологическом (функциональном) контексте, как глобальную функцию общества, обеспечивающую его воспроизводство и развитие, а также важнейших систем социальной деятельности.
Глобальная (генерализованная) функция социума опять же осуществляется через процессы трансляции культуры и реализации культурных норм в изменяющихся исторических ситуациях, на новом материале социальных отношений, непрерывно замещающими друг друга поколениями людей.
В функциональном плане образование распределено по всей системе человеческих отношений, но как организованный процесс оно осуществляется специализированными социальными институтами.
Для одних институтов (школы всех уровней, педагогическая профессия) образование выступает предельной и исчерпывающей рамкой их существования, определяя цели, ценности, культуру и самоопределение людей. Другие институты (семья, церковь, производство) также реализуют функции образования, которые органически переплетены с иными функциями. Социальная практика подтверждает невозможность локализации функции образования исключительно в институтах, специально для нее предназначенных. Поскольку в таком случае снижается адаптивность и жизнеспособность социальной системы в целом, ограничивается ее развитие.
В современном обществе в реализации функции образования в той или иной форме задействован широкий ряд институтов. В частности, профессиональное образование реализуется одновременно институтом образования и институтом материального производства (промышленными предприятиями). Р Мертон отмечал по этому поводу следующее: «нельзя сказать, что данной структуре соответствует только данная функция, и, наоборот, что данная функция может выполняться только данной структурой».
В методологическом аспекте, как считает академик Г.В. Осипов, «конкретизация социальной функции обеспечивается за счет уточнений класса структур, способных ее выполнить, введения принципа многоступенчатого системного рассмотрения, вычленения структурных единиц с определенными и сохраняющимися во времени наборами функций (социальных институтов)».
Образование как глобальную функцию социума составляют следующие подфункции:
- образование в узком смысле - как функция закладывания базы и основ культуры с ориентацией на современное состояние культуры и деятельности;
- воспитание - как функция сохранения и воспроизводства культурного разнообразия, территориальной уникальности, хозяйственных укладов и национальных традиций;
- обучение - как функция технологизации эпистемической деятельности;
- грамотность - как функция обеспечения равных исходных прав и возможностей всем группам и стратам в обществе, технологизации образа жизни.
Профессиональное образование функционально обеспечивает:
- позиционирование и адаптацию индивида в мире профессий;
- овладение образцами и нормами профессиональной культуры, а также специализированными знаниями;
- получение оплачиваемой специальности и соответствующего ей определенного уровня квалификации;
- развитие определенных областей человеческой деятельности, освоение новых видов деятельности, рост компетентности и мастерства.
Профессиональное образование также создает условия для:
- становления не только социального, но и профессионального «Я» индивида;
- развития и самореализации личности в сфере общей и профессиональной культуры.
И, наконец, профессиональное образование направлено на реализацию:
- индивидуальных целей (удовлетворение личностных интересов и потребностей);
- гуманистических и демократических общественных целей.
В терминологическом плане у понятия профессиональное образование существует, по крайней мере, три распространенных контекста:
- профессиональное образование как система профессиональных образовательных учреждений - от элементарных курсовых форм до высшего и послевузовского образования;
- профессиональное образование как образовательный процесс, осуществляющий трансляцию определенных знаний и умений в сфере определенной профессии и представляющий собой совокупность условий, форм и методов для успешного овладения ими, развития трудовой мотивации, профессиональных способностей и формирования творческого подхода к своей профессии;
- профессиональное образование как результат специальной подготовки, а также набор профессиональных компетенций, удостоверенный соответствующим документом (дипломом, свидетельством, удостоверением) и предоставляющий право на осуществление определенной деятельности, занятие оплачиваемой должности и гарантирующий конкурентоспособность на рынке труда.
Система образования в Российской Федерации включает в себя:
- федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты и самостоятельно устанавливаемые требования, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
1. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 16.04.2022) «О науке и государственной научно-технической политике» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11507/fa210e98db3545695712f572a15edb14fe49fee6/, свободный.
2. Указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642 (ред. от 15.03.2021) «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207967/, свободный.
3. Богословский, В.И., Конасова, Н.Ю. Развитие системы государственно-общественного управления, практики общественной оценки деятельности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2019. -№ 152 - С. 180-185.
4. Бордовский, Г.А., Нестеров, А.А., Трапицын, С.Ю. Управление качеством образовательного процесса: Монография. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. – 169 с.
5. Булаева, С.В., Исаева, О.Н. Система мирового образования: современные тенденции развития. Рязань, 2018. 128 с.
6. Бурганова, Л. А. Теория управления: Учебное пособие. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 160 с.
7. Волков, В.Н. Тенденции развития инновационной инфраструктуры системы общего образования в России // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. - № 174. - 2020. - С. 17-25.
8. Волков, В.Н. Кадровая политика общеобразовательного учреждения как основа достижения нового качества общего образования / Кадровая политика школы: сборник / сост. В.Н. Волков; под ред. И.В. Гришиной. -СПб.: СПб АППО, 2019. - С. 10-37.
9. Волков, В.Н. Определение концептуальности изменений в образовании как научная проблема // Социология и право. 2018. № 4 (26). - С. 29-30.
10. Воронкова, И.Е. Наука управления: основные школы и подходы / Экономическая среда. 2019. № 4 (14). - С. 93-97.
11. Гарькина, И.А., Данилов, А.М. Системный подход к повышению качества образования / Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2019. – № 4. – Т. 19. – С. 4-7.
12. Гарькина, И.А., Данилов, А.М., Волкова, О.В. Формальные методы при моделировании и идентификации организационных систем // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – №6. – С. 54-57.
13. Гельмс, А.В. Реформы системы образования в Российской Федерации: концептуальный замысел, практическая реализация, общественное восприятие (1991-1999 гг.): автореф. дис. канд. ист. наук. М. 2019. - 20 с.
14. Георгизова, Е.В., Кокоева Н.В. Основы деятельности по управлению современной школой / Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2018. № 6-2 (86). - С. 24-28.
15. Горева, О.М., Осипова, Л.Б. Управление системой образования в условиях повышения качества обучения / О.М. Горева, Л.Б. Осипова // Современные проблемы науки и образования. - № 1 – 2019. - С. 34-36.
16. Горшков, М.К. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы. М., 2018. - 352 с.
17. Грибоедова, Т. П. Содержание понятия и особенности реализации социального партнерства в современном образовании // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. — 2019. — № 68. — С.50-60.
18. Грушевский, С.П., Остапенко, А.А. Сгущение учебной информации в профессиональном образовании. Монография. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2017. - 188 с.
19. Добрецов Н.Л. Достоинства и недостатки новой «Стратегии научно-технологического развития российской Федерации» [электронный ресурс] КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dostoinstva-i-nedostatki-novoy-strategii-nauchno-tehnologicheskogo-razvitiya-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 01.05.2022 г.).
20. Егоршин, А.П. Управление российским образованием. Н. Новгород, 2019. - 384 с.
21. Зборовский, Г.Е., Костина, Н.Б. Социология управления / Г.Е. Зборовский. -М., Гадарики, 2018. - 272 с.
22. Клячко, Т. Л. Образование в России: основные проблемы и возможные решения / Т. Л. Клячко. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. – 48 с.
23. Клюев Алексей Константинович Структуры развития вуза: научно- образовательные центры [электронный ресурс] КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktury-razvitiya-vuza-nauchno-obrazovatelnye-tsentry (дата обращения: 01.05.2022 г.).
24. Ковальчук, О.В. Модернизация и проблемы инновационного управления развитием образовательных систем // Человек и образование. - 2018. -№ 3 (36). - С. 92-97.
25. Корчинская, Т.И. Особенности управления современным учреждением образования: методы управления и виды управленческих функций // Проблемы и перспективы развития экономики и управления. -Новосибирск: Изд. «Априори», 2019. - 228 с.
26. Косарецкий, С.Г., Моисеев, А.М. и др. Государственно-общественное управление образованием: от прецедентов к институту. Исследования и разработки / под общ. ред. С.Г. Косарецкого, Е.Н. Шимутиной: монографический сборник. - М.: Вердана, 2018. – 280 с.
27. Костылёва, С. Ю. Экономические отношения субъектов образовательного пространства в РФ // Вестник Тамбовского университета. Серия гуманитарные науки. Тамбов, 2020. № 5 (97). - С. 52-60.
28. Костылёва, С. Ю. Институт высшего образования в контексте экономического развития // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2019. № 1 (45). - С. 148-154.
29. Кнорринг, В. Теория, практика и искусство управления. - М.: Издательство НОРМА -ИНФРА, 2020. - 283 с.
30. Ларионов, Г.В. Теоретические и методологические аспекты инновационного менеджмента в сфере управления персоналом. - М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и Ко», 2019. – 240 с.
31. Медведева, Н.В. Инновационный подход к управлению системой образования. Материалы Ивановских чтений. 2018. Т.1. № 2. - С. 96 -100.
32. Моисеев, А.М. Школа как объект управления: новые черты в понимании / Academia. Педагогический журнал Подмосковья. 2018. № 3. - С. 3-10.
33. Осипова, Л.Б. Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС / Л.Б. Осипова // Научные исследования в сфере общественных наук: вызовы нового времени. - Екатеринбург, 2019. -С.55-59.
34. Пиддэ, А.Л. Реформы образования в России: Лекция. /А.Л. Пиддэ. -Изд-во РАГС, 2019. - 267 с.
35. Попова, Н.А. Инновационная школа: управленческие аспекты деятельности в условиях изменения парадигмы образования // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2018. -№ 2. - С. 97-101.
36. Прудникова, А.С. Муниципальное право России: учебник / под редакцией А.С. Прудникова, И.А. Алексеева. Издательство: ЮНИТИ -ДАНА, Закон и право, 2019 – 320 с.
37. Рогач, О.В. Экспертная оценка качества государственного управления сферой образовательных услуг в современной России. Материалы Афанасьевских чтений. 2019. Т. 1. № 11. - С. 215-218.
38. Рысбекова, С.Т., Рысбеков, Т.З. Информационные технологии в управлении современной школы / Знание. 2018. № 12-2 (29). - С. 87-90.
39. Султанова, Т. А., Ткачева, Е.В. Сущностные особенности управления современной образовательной организацией // Молодой ученый. - 2019. - №19. -С. 613-616.
40. Тавокин, Е. П. Управление — социальное управление — социология управления. Учебное пособие., М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2019. - 256 с.
41. Харисова, Л.А. Инновационные процессы в общем образовании // Проблемы современного образования. - 2018. - № 1. - С. 82-87.
42. Цирульников, А.М. Развитие образовательных систем. Методология и методы социокультурного анализа. Часть 1 // Управление образованием: теория и практика. 2018. - № 4. - С. 29-56.
43. Чемоданова, О. Н. Совершенствование управления коммуникационными процессами в современных организациях с использованием инновационных технологий // Вестник Финансового университета. - 2018. - № 6 (66). - С. 21-26.