Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения временной перспективы
1.1. Понятие «временная перспектива»
1.2. Временная перспектива в отечественных и зарубежных исследованиях
Глава 2. Особенности психологических границ личности
2.1. Сущность психологических границ личности
2.2. Формирование психологических границ личности
Глава 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи временной перспективы и психологических границ личности
3.1. Организация и методы исследования
3.2. Результаты эмпирического исследования
3.3. Анализ и интерпретация результатов исследования
Заключение
Список использованных источников
Современную психологию, как отечественную, так и зарубежную, интересует психофизиологическая сторона процесса восприятия времени и взаимосвязь временной перспективы с другими характеристиками. Наступающая новая реальность все больше претендует на доминирование и вследствие своей неопределенности оказывает негативное воздействие на личность, дезорганизует ее существование, не позволяя встроиться в динамично меняющийся мир и, тем более, повлиять на его эффективное конструирование. Человек все дальше погружается в лабиринты одиночества и отчуждения; его повседневным спутником стала экзистенциальная тревога и жизненная усталость, которую с полным основанием можно считать «новым неврозом века».
Поскольку жизненная перспектива человека во многом зависит от временной установки, его временной ориентации, то есть отношения к прошлому, настоящему и будущему, не менее важной научной проблемой является изучение временной организации жизненного пути. Проблемой временной перспективы занимались не менее известные психологи, такие как К.А. Абульханова-Славская, Ж. Нюттен, Е.И. Головаха, А.А. Кроник, Ф. Зимбардо, Дж. Бойд и др.
В процессе культурно-исторического развития у человека выработалась уникальная способность на протяжении всего жизненного пути трансформировать и совершенствовать модели взаимодействия с внешним миром, а не автоматически воспроизводить эволюционно подготовленные или сформированные на ранних этапах онтогенеза. Данный факт подтверждает существование психологических границ личности – функционального органа, который динамично развивается, трансформируется в результате непрерывного обмена между внешней и внутренней реальностью, соотносит информацию об их состоянии и на этой основе осуществляет действие.
Проблематика психологических границ личности (границ Я) находится в центре внимания широкого круга отечественных и зарубежных исследователей, осуществляющих анализ данного феномена с позиций разных научных направлений, подходов и т.д. (Г. Аммон, В. Бион, Д. Винникот, М. Кляйн, Т. В. Леви, К. Левин, М. Малер, Т. Д. Марцинковская, С. К. Нартова-Бочавер, Е. В. Рягузова, В. Тауск, Ф. Перлз, П. Федерн, З. Фрейд, И. А. Шаповал и др.). Однако до настоящего времени не сложилось какого-либо обобщенного взгляда на феномен границ, несмотря на актуализацию научного интереса к его теоретическому осмыслению и эмпирическому изучению в условиях системного кризиса общества, когда граница становится проблемой нашего отношения к миру и самим себе.
Цель работы – выявление взаимосвязи временной перспективы и психологических границ личности.
Объект исследования – временная перспектива.
Предмет исследования – особенности психологических границ личности.
Задачи:
1. Проанализировать изучение временной перспективы в психологических исследованиях.
2. Определить особенности психологических границ личности.
3. Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение взаимосвязи временной перспективы и психологических границ личности.
Гипотеза исследования: предполагается, что имеется тесная взаимосвязь временной перспективы и психологических границ личности.
Методы исследования: анализ теоретических источников; сравнение; обобщение; систематизация; тестирование; количественный и качественный анализ результатов.
Методики исследования: «Опросник временной перспективы» Ф. Зимбардо.
Выборка исследования: Выборка исследования была представлена 30 студентами в возрасте от 19 до 24 лет.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования раскрывают особенности взаимосвязи временной перспективы и психологических границ личности.
Структура работы. Исследование состоит их введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
1. Абульханова К. А. Время личности и время жизни / К. А. Абульханова, Т. Н. Березина. – СПб.: Алетейя, 2001. – 304 с.
2. Абульханова К. А. Российский менталитет или игра без правил?: (российско-французские кросскультурные исследования и диалоги) / К. А. Абульханова, Р. Р. Енакиева // Российский менталитет. М., 1996. С. 4-27.
3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – СПб: Питер, 2001. – 288 с.
5. Березина Т.Н. Вероятностные представления времени // Философская мысль. – 2013. – № 11. – С. 50-80.
6. Бороздина Л. В. Возрастные изменения временной транспективы субъекта // Психологический журнал. – 1998. – № 2, 3.
7. Брушлинский А. В. Психология субъекта. – СПб.: Алетейя, 2003. – 272 с
8. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учеб. пособие для вузов / М.В. Гамезо, B.C. Герасимова, Г.Г. Горелова и др. – М., 1999. – 272 с.
9. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. – М.: Смысл. 2008. – 267 с.
10. Голубев А.М., Казачанская М.Г. Временная перспектива и мотивационные предпочтения // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. – 2009. – №2. – С. 69-77.
11. Зайнагабдинов И. Р. Динамика временной трансспективы в становлении «образа Я» подростка: дис. ... канд. психол. наук. – М., 2007. – 196 с.
12. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. – СПб.: Речь, 2010. – 352 с.
13. Клюева Н. В., Головчанова Н. С. Экзистенциальная традиция в психологическом консультировании. – Ярославль: ЯрГУ, 2009. – 52 с.
14. Ковалев В. И. Категория времени в психологии (личностный аспект) // Категории материалистической диалектики в психологии. – М., 1988. – 230 с.
15. Лебедева Е.В., Сурнина О.Е. Особенности событийной структуры жизненного пути студентов в условиях современности // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 2. – С. 109-113.
16. Леви, Т. С. Методика диагностики психологической границы личности / Т. С. Леви // Вопросы психологии. – 2013. – № 1. – С. 131-146.
17. Леви Т. С. Пространственно-телесная модель развития личности // Психологический журнал. – 2008. – Т. 29. – № 1. – С. 12-33.
18. Леонтьев Д. А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. – 2000. – Т. 21. – № 1. – С. 15-25.
19. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 1999. – 40 с.
20. Марцинковская Т. Д. Психологические границы: история и современное состояние // Мир психологии. – 2008. – № 3. – С. 55-61.
21. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд // Психол. журн. – 1995. – № 1. – С. 3-18.
22. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / под ред. Д.А.Леонтьева. – М.: Смысл, 2004. – 608 с.
23. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
24. Спиридонова И. А. Временная трансспектива субъекта: влияние возраста и раннего предметного обучения: дис. ... канд. психол. наук. – М., 2002. – 202 с.
25. Субъектный подход в психологии / под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко, В. В. Знакова, З. И. Рябикиной. – М.: Институт психологии РАН, 2009. – 623 с.
26. Тихомирова С.В. Становление психологической темпометрии как нового научного направления в психологии // Знание. Понимание. Умение. – 2015. – № 4. – С. 177-186.
27. Толстых Н.Н. Развитие временной перспективы личности: культурно-исторический подход. – М. 2010. – 545 с.
28. Фоминых Е.С. Основные векторы эволюции психологических границ личности // Альманах современной науки и образования. – 2016. – № 4 (106). – С. 119-122.
29. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.