Курсовая работа|Логопедия

Теоретический обзор литературы по проблеме особенностей формирования звукопроизношения и фонетических процессов у старших дошкольников с зпр

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2011 | Страниц: 35

Введение. 

Глава І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И ФОНЕТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР. 

1.1 Нарушения речи при ЗПР. 

1.2 Закономерности формирования звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста. 

1.3 Определение понятия «фонематические процессы». 

Вывод по главе І 

Глава ІІ. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И ФОНЕТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР. 

2.1 Организация исследования. 

2.2 Обработка и анализ результатов исследования. 

Вывод по главе ІІ 

Заключение. 

Список литературы 

Актуальность: задержка психического развития - синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности.По данным разных авторов,  в  детской популяции выявляется от 6 до 11% детей с  ЗПР  различного  генеза [12, с. 74].  Задержка психического  развития  относится  к  «пограничной»  форме  дизонтогенеза  и  выражается в замедленном темпе созревания различных психических  функций.  В целом  для   данного   состояния   являются   характерными   гетерохронность (разновременность) проявления  отклонений  и  существенные  различия  как  в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий.Задержка психического развития у детей является сложным полиморфным нарушением, при котором у разных детей страдают разные   компоненты   их   психической,   психологической    и    физической деятельности.Речь в старшем дошкольном возрасте играет большое значение для дальнейшего психического развития, социализации. Чаще всего в этом возрасте возникают нарушения формирования звукопроизношения и фонетических процессов.

Таким образом, проблема особенностей формирования звукопроизношения и фонетических процессов у старших дошкольников с ЗПР является актуальной.

Цель исследования: изучить особенности формирования звукопроизношения и фонетических процессов у старших дошкольников с ЗПР.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Провести теоретический обзор литературы по проблеме исследования.
  2. Подобрать диагностический инструментарий, позволяющий оценить уровень развития звукопроизношения и фонетических процессов.
  3. Провести эмпирическое исследование проблемы особенностей формирования звукопроизношения и фонетических процессов у старших дошкольников с ЗПР.
  4. Обобщить и проанализировать результаты исследования.

Объект исследования: старшие дошкольники с ЗПР.

Предмет исследования: особенности формирования звукопроизношения и фонетических процессов у старших дошкольников с ЗПР.

База исследования: МДОУ № 315 города Челябинск.

 

Глава І

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И ФОНЕТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР

1.1 Нарушения речи при ЗПР

Задержка психического развития (ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста [13, с. 33]. ЗПР, как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже

Одним из характерных признаков интеллектуальной недостаточности является недоразвитие высших психических функций, а следовательно, и недоразвитие речи как одной из наиболее сложно организованных функций.

У детей с ЗПР отмечается замедленный темп речевого развития, его качественное своеобразие и большая распространенность нарушений речи (В. А. Ковшиков, Ю. Г. Демьянов, З. Тржесоглава, Е. В. Мальцева и др.).

При ЗПР имеют место все виды нарушений речи, наблюдающиеся и у детей с нормальным интеллектом. Характерным признаком клинической картины нарушений у большинства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. Многие проявления патологии речи связаны с общими психопатологическими особенностями этих детей, с особенностями протекания речевой деятельности в целом.

У большинства детей с ЗПР имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушения устной и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи [12].

Импрессивная речь этих детей характеризуется недостаточностью дифференциации речеслухового восприятия, речевых звуков, неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи.

Экспрессивной речи этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие аграмматизмов, речевая инактивность (Н. Ю. Борякова, Е. В. Мальцева, Е. С. Слепович, Е. Ф. Соботович, Р. Д. Тригер, С. Г. Шевченко и др.).

Структура речевого дефекта детей с ЗПР является очень вариативной, характеризуется комбинаторностью различных симптомов речевой патологии.

В работах различных авторов делается попытка классифицировать детей с ЗПР с учетом характера их речевых нарушений.

Так, Е. В. Мальцева выделяет 3 группы [4]:

Первая группа — дети с изолированным дефектом, проявляющимся в неправильном произношении лишь одной группы звуков. Нарушения связаны с аномалией строения артикуляторного аппарата, недоразвитием речевой моторики.

Вторая группа — дети, у которых выявлены фонетико-фонематические нарушения. Дефекты звукопроизношения охватывают 2—3 фонетические группы и проявляются преимущественно в заменах фонетически близких звуков. Наблюдаются нарушения слуховой дифференциации звуков и фонематического анализа.

Третья группа — дети с системным недоразвитием всех сторон речи (ОНР). Кроме фонетико-фонематических нарушений наблюдаются существенные нарушения в развитии лексико-грамматической стороны речи: ограниченность с недифференцированность словарного запаса, примитивная синтаксическая структура предложений, аграмматизмы.

Исследованием И. А. Симоновой выявлены особенности речевого недоразвития у детей с ЗПР 8—10 лет в двух клинических группах [12]: 1) при неосложненном инфантилизме (по классификации М. С. Певзнер); 2) при осложненном инфантилизме и в результате цереброастенических состояний различного генеза.

Первая группа детей является немногочисленной.

Ведущим психопатологическим синдромом у этих детей является незрелость эмоционально-волевой сферы. У школьников этой группы сохраняются игровые интересы, отмечаются неподготовленность к учебной деятельности, отсутствие познавательного интереса к учебе. Им трудно подчинить свои эмоциональные реакции школьным требованиям. Очень активные, целенаправленные и неутомимые в игре, эти дети быстро устают во время урока, отвлекаются. Они либо растормаживаются, либо становятся пассивными, вялыми. Учебная деятельность этих детей характеризуется импульсивностью, хаотичностью, неравномерностью.

В анамнезе большинства детей отмечается задержка речевого развития: первые слова появляются к 1,5—2 годам, фразы — к 3 годам.

  1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Просвещение, 1981. – 154 с.

2.                 Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2007. — 112 с.

3.                 Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М.: АСТ, 2005. – 223 с.

4.                 Защиринская О. В. Психология детей с задержкой психического развития.- СПб.: Речь, 2007. – 176 с.

5.                 Жинкин Н.И. Интеллект, язык и речь // Нарушение речи у дошкольников. - М., 1992. – С. 15-27.

6.                 Жукова Н. С. Логопедия. - М.: Академия, 2006.- 398 с.

7.                 Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.

8.                 Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. - М.: Академия, 2000. – С. 45-54.

9.                 Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.

10.            Правдина О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: Просвещение, 2003. - 272 с.

11.            Развитие речи // Психология детей дошкольного возраста. /Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. – М.: Просвещение, 1984 – С. 70-84.

12.            Соколова Е. В. Психология детей с задержкой психического развития. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 320 с.

13.                          Стребелева Е.А., Венгер А.Л., Екжанова Е.А. и др. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Под ред. Е. А. Стребелевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 312 с. 

14.            Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов / Под ред. Профессора Т.Б.Филичевой. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 48 с. 

  1. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. – М.: Аквариум, СПб, Дельта, 2006. – 384с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Логопедия
2014 год 42 стр.
Курсовая Словоизменения имени существительного у детей с ОНР
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское